Дело №2-39/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Н.А. Кашириной
при секретаре Н.М. Болговой
с участием: истца Мазепина Е.В., представителей ответчика Сызранова И.В., действующего на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) года № (№) (л.д.133), Киселевой Ю.И., действующей на основании доверенности от 27.12.2017 года № 324 (л.д.132)
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мазепина Е.В. к Автономному учреждению Воронежской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании незаконным отказа в приеме документов и предоставлении государственной услуги, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истец Мазепин Е.В. обратился в суд с иском к Автономному учреждению Воронежской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – АУ «МФЦ»), в котором, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просит суд:
Признать незаконным отказ АУ «МФЦ» в приеме документов истца;
Признать незаконным отказ АУ «МФЦ» в предоставлении государственной услуги истцу;
Взыскать с АУ «МФЦ» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей;
Взыскать с АУ «МФЦ» в пользу истца штраф в размере 2 500 рублей.
В обоснование иска указал, что 05.07.2017 года, он намереваясь воспользоваться государственными услугами о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, для бытовых нужд как потребитель обратился в Центральный филиал АУ «МФЦ» по адресу: г.Воронеж, ул.Дружинников, д.3б, получив талоны (№) и (№) Когда подошла очередь Мазепина Е.В., он обратился за предоставлением государственной услуги к сотруднику АУ «МФЦ», предъявив ему паспорт, но в предоставлении услуги Мазепину Е.В. было отказано со ссылкой на надорванную страницу в паспорте. Посчитав данный отказ незаконным, истец оставил письменную досудебную претензию в жалобной книге АУ «МФЦ», на которую 07.07.2017 года АУ «МФЦ» направило Мазепину Е.В. ответ, согласно которому в предоставлении государственной услуги заявителю отказано, а жалоба оставлена без удовлетворения. Полагая, что отказом в предоставлении государственной услуги нарушаются права и свободы истца на получение государственной услуги, а его паспорт не является недействительным документом, Мазепин Е.В. обратился в суд с настоящим иском (л.д.4-6, л.д.147).
Определением Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 10.11.2017 года к участию в гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее – Управление Росреестра по Воронежской области).
Лица, участвующие в деле, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании истец Мазепин Е.В. исковые требования в уточненном виде поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчика Сызранов И.В., действующий на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д.133), Киселева Ю.И., действующая на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д.132), иск не признали, возражали против его удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (л.д.112-115, л.д.118-121).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по Воронежской области в судебное заседание представителя не направило, о причинах его неявки не сообщило, не просило об отложении судебного заседания, ранее предоставило в материалы гражданского дела возражения на исковое заявление (л.д.136-138), в связи с чем суд полагает возможным на основании ст.167 ГПК РФ рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные по делу письменные доказательства, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 7 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливает, что основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт.
Согласно ст.8 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 года № 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт).
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.
Согласно п.6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением.
Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.
В силу п.12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации замена паспорта производится при наличии следующих оснований, в том числе, непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин.
Документы и личные фотографии, необходимые для получения или замены паспорта, граждане представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Заявление о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, и личная фотография могут быть представлены гражданином в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (п.14 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации)
Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 7 или 12 настоящего Положения (п.15 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации).
Согласно п.17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации гражданин обязан бережно хранить паспорт.
При этом по смыслу закона, под порчей паспорта следует понимать воздействие на паспорт, в результате которого происходит частичная потеря информации, зафиксированной в нем, повреждение или изъятие отдельных листов паспорта и т.д. или приведение паспорта в недействительное состояние, за исключением случаев, когда недействительным паспорт признается по истечении времени. В указанных случаях не наступает последствие в виде утраты паспорта.
Судом установлено, что 05.07.2017 года Мазепин Е.В. обратился в Центральный филиал АУ «МФЦ» и получил два талона для предоставления государственных услуг, а именно: талон 0В34 1.3) Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; талон 0Г08 1.4) Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (л.д.7, 116). В данных талонах не содержится фамилия имя и отчество заявителя, однако, факт получения указанных талонов именно Мазепиным Е.В. сторонами не оспаривается.
Из пояснений сторон спора следует, что при обращении к специалисту АУ «МФЦ» в порядке очереди и установлении данным специалистом личности заявителя Мазепину Е.В. было отказано в предоставлении государственной услуги по причине наличия повреждений паспорта гражданина Российской Федерации, принадлежащего истцу.
После чего, Мазепину Е.В. по требованию была предоставлена книга жалоб и предложений АУ «МФЦ» от 01.01.2017 года, в которой истец указал на незаконность отказа работника АУ «МФЦ» в предоставлении государственной услуги со ссылкой на недействительность паспорта и просил устранить препятствия в получении государственных услуг, о результатах проверки просил сообщить письменно по указанном адресу (л.д.110-111).
07.07.2017 года АУ «МФЦ» направило в адрес Мазепина Е.В. ответ на его обращение от 05.07.2017 года, из которого следует, что заявителю рекомендовано обратиться с заявлением о выдаче (замене) паспорта по причине его непригодности ввиду того, что у паспорта оторвана страница разворота паспорта более чем на половину, записи в нем трудноразличимые и нечитаемые, со ссылкой на п.12 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (л.д.8).
При обозрении паспорта истца в судебном заседании судом установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации Мазепина Е.В. имеет повреждения в виде надорванности обложки и незначительной потертости цифр и текста в связи со сгибом страницы.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Исходя из ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований;
заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме;
многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна". Федеральными законами может быть предусмотрена иная организационно-правовая форма многофункционального центра;
Согласно ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
Частью 4 статьи 16 названного Федерального закона предусмотрено, что при реализации своих функций в соответствии с соглашениями о взаимодействии многофункциональный центр обязан, в том числе, предоставлять на основании запросов и обращений федеральных государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц необходимые сведения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности многофункционального центра, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры; обеспечивать защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, а также соблюдать режим обработки и использования персональных данных; при приеме запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и выдаче документов устанавливать личность заявителя на основании паспорта гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность заявителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проверять соответствие копий представляемых документов (за исключением нотариально заверенных) их оригиналам.
Ответчик АУ «МФЦ» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.10.2005 года за ОГРН 1053600451057, ИНН 3666127566, единственным участником которого является Департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области (л.д.86-108).
Согласно п.1.5. Устава АУ «МФЦ», утвержденного приказом Департаментом связи и массовых коммуникаций Воронежской области 19.07.2017 года, учредителем Автономного учреждения и собственником имущества является Воронежская область.
Предметом деятельности Автономного учреждения является упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых общественно-значимых государственных и муниципальных услуг за счет реализации принципа «одного окна» (п.2.2. Устава).
Согласно п.2.3. Устава Автономное учреждение создано и действует в целях:
- сокращения сроков предоставления массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг;
- повышения комфортности получения гражданами и юридическими лицами массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг;
- противодействия коррупции, ликвидации рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг; повышения удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг качеством их предоставления;
- повышения информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг.
Основными задачами Автономного учреждения являются:
- реализация принципа «одного окна» - создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении всех государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, предоставление возможности гражданам и юридическим лицам получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг;
- организация деятельности по полному информированию граждан и юридических лиц по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг;
- оптимизация административных процедур и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
- сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных и муниципальных услуг;
- сокращение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами за счет организации межведомственного информационного и документационного взаимодействия;
- оптимизация получения заявителями услуг, в предоставлении которых участвуют совместно органы власти разных уровней (территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти Воронежской области, органы местного самоуправления), на основе соглашений между АУ «МФЦ» и этими органами;
- организация информационного обмена данными между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Воронежской области, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- организация информационного обмена с федеральным порталом государственных услуг, региональным порталом государственных услуг (п.2.4. Устава).
Пунктом 2.5. Устава предусмотрено, что для достижения целей, указанных в п. 2.3. устава, Автономное учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности, в том числе, прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг; представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в Автономном учреждении, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в Автономном учреждении.
В целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг АУ «МФЦ» 31.12.2014 года утверждено положение о стандарте обслуживания граждан сотрудниками АУ «МФЦ» при предоставлении государственных и муниципальных услуг (л.д.19-37).
14.12.2016 года между АУ «МФЦ» и Управлением Росреестра по Воронежской области и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области было заключено соглашение № 02 о взаимодействии по предоставлению государственных услуг Росреестра в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (л.д.38-85).
В соответствии с п.4.4. Соглашения о взаимодействии по предоставлению государственных услуг Росреестра в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг уполномоченный МФЦ, многофункциональные центры и (или) привлекаемые организации обязаны: предоставлять на основании запросов и обращений Управления, Филиала, Заявителей, иных заинтересованных лиц необходимые сведения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; обеспечивать доведение до Заявителей, иных заинтересованных лиц информации (консультирование) о порядке предоставления государственных услуг, в том числе о нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственных услуг, сроках предоставления государственных услуг, о порядке обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, обеспечивающих предоставление государственных услуг, путем размещения данной информации с использованием доступных средств информирования Заявителей (на информационных стендах в офисах многофункциональных центров и (или) привлекаемых организаций, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации, а также путем осуществления устного консультирования Заявителей, в том числе с использованием информационных материалов (буклетов, видеороликов и т.п.), представленных Управлением, Филиалом; соблюдать при предоставлении государственных услуг требования федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственных услуг.
Из приложения № 1 к Соглашению следует, что в многофункциональных центрах организуется предоставление следующих услуг: государственная услуга по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственная услуга по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Мазепина Е.В., поскольку не находит в действиях ответчика АУ «МФЦ» нарушений требований закона, а также прав и законных интересов истца, поскольку АУ «МФЦ», действуя в рамках предоставленных полномочий, установил наличие оснований для замены паспорта Мазепина Е.В., о чем заявителю было сообщено как устно, так и письменно. При этом, как уже было указано, предоставление государственных и муниципальных услуг гражданину возможно лишь при предъявлении документа, удостоверяющего личность, соответствующего нормативным требованиям.
Вместе с тем, суд учитывает, что Мазепиным Е.В. иных документов, которые в соответствии с законом являются удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, не было предоставлено ответчику, что самим истцом не оспаривается, в связи с чем, основания для признания отказа в приеме документов и предоставлении государственной услуги незаконным у суда не имеется, как и не имеется оснований для удовлетворения производных требований Мазепина Е.В. о взыскании компенсации морального вреда и штрафа.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мазепина Е.В. к Автономному учреждению Воронежской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании незаконным отказа в приеме документов и предоставлении государственной услуги, компенсации морального вреда, штрафа, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца с даты его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья Н.А. Каширина
Решение принято в окончательной форме 05 февраля 2018 года
Дело №2-39/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Н.А. Кашириной
при секретаре Н.М. Болговой
с участием: истца Мазепина Е.В., представителей ответчика Сызранова И.В., действующего на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) года № (№) (л.д.133), Киселевой Ю.И., действующей на основании доверенности от 27.12.2017 года № 324 (л.д.132)
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мазепина Е.В. к Автономному учреждению Воронежской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании незаконным отказа в приеме документов и предоставлении государственной услуги, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истец Мазепин Е.В. обратился в суд с иском к Автономному учреждению Воронежской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – АУ «МФЦ»), в котором, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просит суд:
Признать незаконным отказ АУ «МФЦ» в приеме документов истца;
Признать незаконным отказ АУ «МФЦ» в предоставлении государственной услуги истцу;
Взыскать с АУ «МФЦ» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей;
Взыскать с АУ «МФЦ» в пользу истца штраф в размере 2 500 рублей.
В обоснование иска указал, что 05.07.2017 года, он намереваясь воспользоваться государственными услугами о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, для бытовых нужд как потребитель обратился в Центральный филиал АУ «МФЦ» по адресу: г.Воронеж, ул.Дружинников, д.3б, получив талоны (№) и (№) Когда подошла очередь Мазепина Е.В., он обратился за предоставлением государственной услуги к сотруднику АУ «МФЦ», предъявив ему паспорт, но в предоставлении услуги Мазепину Е.В. было отказано со ссылкой на надорванную страницу в паспорте. Посчитав данный отказ незаконным, истец оставил письменную досудебную претензию в жалобной книге АУ «МФЦ», на которую 07.07.2017 года АУ «МФЦ» направило Мазепину Е.В. ответ, согласно которому в предоставлении государственной услуги заявителю отказано, а жалоба оставлена без удовлетворения. Полагая, что отказом в предоставлении государственной услуги нарушаются права и свободы истца на получение государственной услуги, а его паспорт не является недействительным документом, Мазепин Е.В. обратился в суд с настоящим иском (л.д.4-6, л.д.147).
Определением Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 10.11.2017 года к участию в гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее – Управление Росреестра по Воронежской области).
Лица, участвующие в деле, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании истец Мазепин Е.В. исковые требования в уточненном виде поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчика Сызранов И.В., действующий на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д.133), Киселева Ю.И., действующая на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д.132), иск не признали, возражали против его удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (л.д.112-115, л.д.118-121).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по Воронежской области в судебное заседание представителя не направило, о причинах его неявки не сообщило, не просило об отложении судебного заседания, ранее предоставило в материалы гражданского дела возражения на исковое заявление (л.д.136-138), в связи с чем суд полагает возможным на основании ст.167 ГПК РФ рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные по делу письменные доказательства, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 7 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливает, что основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт.
Согласно ст.8 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 года № 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт).
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.
Согласно п.6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением.
Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.
В силу п.12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации замена паспорта производится при наличии следующих оснований, в том числе, непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин.
Документы и личные фотографии, необходимые для получения или замены паспорта, граждане представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Заявление о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, и личная фотография могут быть представлены гражданином в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (п.14 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации)
Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 7 или 12 настоящего Положения (п.15 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации).
Согласно п.17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации гражданин обязан бережно хранить паспорт.
При этом по смыслу закона, под порчей паспорта следует понимать воздействие на паспорт, в результате которого происходит частичная потеря информации, зафиксированной в нем, повреждение или изъятие отдельных листов паспорта и т.д. или приведение паспорта в недействительное состояние, за исключением случаев, когда недействительным паспорт признается по истечении времени. В указанных случаях не наступает последствие в виде утраты паспорта.
Судом установлено, что 05.07.2017 года Мазепин Е.В. обратился в Центральный филиал АУ «МФЦ» и получил два талона для предоставления государственных услуг, а именно: талон 0В34 1.3) Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; талон 0Г08 1.4) Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (л.д.7, 116). В данных талонах не содержится фамилия имя и отчество заявителя, однако, факт получения указанных талонов именно Мазепиным Е.В. сторонами не оспаривается.
Из пояснений сторон спора следует, что при обращении к специалисту АУ «МФЦ» в порядке очереди и установлении данным специалистом личности заявителя Мазепину Е.В. было отказано в предоставлении государственной услуги по причине наличия повреждений паспорта гражданина Российской Федерации, принадлежащего истцу.
После чего, Мазепину Е.В. по требованию была предоставлена книга жалоб и предложений АУ «МФЦ» от 01.01.2017 года, в которой истец указал на незаконность отказа работника АУ «МФЦ» в предоставлении государственной услуги со ссылкой на недействительность паспорта и просил устранить препятствия в получении государственных услуг, о результатах проверки просил сообщить письменно по указанном адресу (л.д.110-111).
07.07.2017 года АУ «МФЦ» направило в адрес Мазепина Е.В. ответ на его обращение от 05.07.2017 года, из которого следует, что заявителю рекомендовано обратиться с заявлением о выдаче (замене) паспорта по причине его непригодности ввиду того, что у паспорта оторвана страница разворота паспорта более чем на половину, записи в нем трудноразличимые и нечитаемые, со ссылкой на п.12 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (л.д.8).
При обозрении паспорта истца в судебном заседании судом установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации Мазепина Е.В. имеет повреждения в виде надорванности обложки и незначительной потертости цифр и текста в связи со сгибом страницы.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Исходя из ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований;
заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме;
многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна". Федеральными законами может быть предусмотрена иная организационно-правовая форма многофункционального центра;
Согласно ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
Частью 4 статьи 16 названного Федерального закона предусмотрено, что при реализации своих функций в соответствии с соглашениями о взаимодействии многофункциональный центр обязан, в том числе, предоставлять на основании запросов и обращений федеральных государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц необходимые сведения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности многофункционального центра, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры; обеспечивать защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, а также соблюдать режим обработки и использования персональных данных; при приеме запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и выдаче документов устанавливать личность заявителя на основании паспорта гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность заявителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проверять соответствие копий представляемых документов (за исключением нотариально заверенных) их оригиналам.
Ответчик АУ «МФЦ» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.10.2005 года за ОГРН 1053600451057, ИНН 3666127566, единственным участником которого является Департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области (л.д.86-108).
Согласно п.1.5. Устава АУ «МФЦ», утвержденного приказом Департаментом связи и массовых коммуникаций Воронежской области 19.07.2017 года, учредителем Автономного учреждения и собственником имущества является Воронежская область.
Предметом деятельности Автономного учреждения является упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых общественно-значимых государственных и муниципальных услуг за счет реализации принципа «одного окна» (п.2.2. Устава).
Согласно п.2.3. Устава Автономное учреждение создано и действует в целях:
- сокращения сроков предоставления массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг;
- повышения комфортности получения гражданами и юридическими лицами массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг;
- противодействия коррупции, ликвидации рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг; повышения удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг качеством их предоставления;
- повышения информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг.
Основными задачами Автономного учреждения являются:
- реализация принципа «одного окна» - создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении всех государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, предоставление возможности гражданам и юридическим лицам получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг;
- организация деятельности по полному информированию граждан и юридических лиц по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг;
- оптимизация административных процедур и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
- сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных и муниципальных услуг;
- сокращение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами за счет организации межведомственного информационного и документационного взаимодействия;
- оптимизация получения заявителями услуг, в предоставлении которых участвуют совместно органы власти разных уровней (территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти Воронежской области, органы местного самоуправления), на основе соглашений между АУ «МФЦ» и этими органами;
- организация информационного обмена данными между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Воронежской области, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- организация информационного обмена с федеральным порталом государственных услуг, региональным порталом государственных услуг (п.2.4. Устава).
Пунктом 2.5. Устава предусмотрено, что для достижения целей, указанных в п. 2.3. устава, Автономное учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности, в том числе, прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг; представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в Автономном учреждении, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в Автономном учреждении.
В целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг АУ «МФЦ» 31.12.2014 года утверждено положение о стандарте обслуживания граждан сотрудниками АУ «МФЦ» при предоставлении государственных и муниципальных услуг (л.д.19-37).
14.12.2016 года между АУ «МФЦ» и Управлением Росреестра по Воронежской области и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области было заключено соглашение № 02 о взаимодействии по предоставлению государственных услуг Росреестра в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (л.д.38-85).
В соответствии с п.4.4. Соглашения о взаимодействии по предоставлению государственных услуг Росреестра в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг уполномоченный МФЦ, многофункциональные центры и (или) привлекаемые организации обязаны: предоставлять на основании запросов и обращений Управления, Филиала, Заявителей, иных заинтересованных лиц необходимые сведения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; обеспечивать доведение до Заявителей, иных заинтересованных лиц информации (консультирование) о порядке предоставления государственных услуг, в том числе о нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственных услуг, сроках предоставления государственных услуг, о порядке обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, обеспечивающих предоставление государственных услуг, путем размещения данной информации с использованием доступных средств информирования Заявителей (на информационных стендах в офисах многофункциональных центров и (или) привлекаемых организаций, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации, а также путем осуществления устного консультирования Заявителей, в том числе с использованием информационных материалов (буклетов, видеороликов и т.п.), представленных Управлением, Филиалом; соблюдать при предоставлении государственных услуг требования федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственных услуг.
Из приложения № 1 к Соглашению следует, что в многофункциональных центрах организуется предоставление следующих услуг: государственная услуга по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственная услуга по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Мазепина Е.В., поскольку не находит в действиях ответчика АУ «МФЦ» нарушений требований закона, а также прав и законных интересов истца, поскольку АУ «МФЦ», действуя в рамках предоставленных полномочий, установил наличие оснований для замены паспорта Мазепина Е.В., о чем заявителю было сообщено как устно, так и письменно. При этом, как уже было указано, предоставление государственных и муниципальных услуг гражданину возможно лишь при предъявлении документа, удостоверяющего личность, соответствующего нормативным требованиям.
Вместе с тем, суд учитывает, что Мазепиным Е.В. иных документов, которые в соответствии с законом являются удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, не было предоставлено ответчику, что самим истцом не оспаривается, в связи с чем, основания для признания отказа в приеме документов и предоставлении государственной услуги незаконным у суда не имеется, как и не имеется оснований для удовлетворения производных требований Мазепина Е.В. о взыскании компенсации морального вреда и штрафа.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мазепина Е.В. к Автономному учреждению Воронежской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании незаконным отказа в приеме документов и предоставлении государственной услуги, компенсации морального вреда, штрафа, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца с даты его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья Н.А. Каширина
Решение принято в окончательной форме 05 февраля 2018 года