Стр. -2.095
Дело № 2-10/2020
УИД 36RS0004-01-2019-004166-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Хрячкова И.В.,
при секретаре Жегулиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Колесова Артура Андреевича к субъекту Российской Федерации – Воронежская область в лице департамента социальной защиты Воронежской области о признании права на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области, взыскании суммы упущенной выгоды, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Колесов А.А. обратился в суд к субъекту Российской Федерации – Воронежская область в лице департамента финансов Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании права его семьи на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области в установленном действующим законодательством порядке и размере, взыскании с субъекта Российской Федерации – Воронежской области в лице департамента финансов Воронежской области в его пользу в счет возмещения упущенной выгоды в размере 11 490 руб. и компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб..
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 16 мая 2019 года по делу № 33-2972 решение Ленинского районного суда города Воронежа от 24 января 2019 года по делу № 2-88/2019 отменено в части отказа в удовлетворении его исковых требований к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в назначении его семье государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области. По делу в указанной части принято новое решение о признании незаконным решения Департамента социальной защиты Воронежской области от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении семье Колесова А.А. государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области.
Истец указывает, что решение Департамента от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении его семье государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области признано незаконным вследствие того, что данным решением созданы препятствия к реализации права семьи истца на получение государственной социальной помощи в соответствии с положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Однако, учитывая сложившуюся практику деятельности Департамента и подведомственных ему учреждений, при которой Департамент отказывает обратившимся малоимущим гражданам (их семьям) в назначении государственной социальной помощи в связи с тем, что они (кто-либо из членов их семей) не являются работниками по трудовому договору, не признаны безработными или инвалидами (что, в частности, ранее обусловило необходимость оспаривания в судебном порядке письма Департамента от 9 сентября 2015 года № 82-11/9456 «О праве на социальную стипендию»; существует угроза незаконных отказов в назначении семье истца государственной социальной помощи при его дальнейшем обращении с соответствующим заявлением в Департамент и подведомственные ему учреждения. Таким образом, сложившаяся ситуация порождает необходимость признания в судебном порядке права семьи истца на получение в установленном действующим законодательством порядке государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области с целью недопущения в дальнейших незаконных отказов в назначении такой помощи.
Принятие Департаментом незаконного решения об отказе в назначении семье истца государственной социальной помощи привело к возникновению у истца убытков виде упущенной выгоды. В соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» государственная социальная стипендия назначается в том числе студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Государственная социальная стипендия истцу, являющемуся с 1 сентября 2016 года по настоящее время студентом очной формы обучения юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образован «Воронежский государственный университет» (далее — ФГБОУ ВО «ВГУ») и обучающему за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначена приказом ФГБОУ ВО «ВГУ» от 22 января 2019 года № 3-0077 «О назначении государственной социальной стипендии» на период с 14 января 2019 года по 28 декабря 2019 года после представления им в ФГБОУ ВО «ВГУ» справки, выданной ему казенным учреждением Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа», подтверждающей факт назначения семье истца государственной социальной помощи приказом Департамента от 28 декабря 2018 года № 3054ЮД.
При этом, такое назначение состоялось только после того, как его мать ФИО9 была признана безработной решением государственного казенного учреждения Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа» от 6 декабря 2018 года. Вследствие этого истец был лишен возможности получения государственной социальной стипендии с сентября 2018 года по 13 января 2019 года в размере 2 600 рублей ежемесячно.
Также помимо убытков (упущенной выгоды) истцу причинен моральный вред, выразившийся в психических и нравственных переживаниях незаконности решений, действий (бездействия) Департамента и подведомственных ему учреждений, необходимости длительного доказывания, в том числе в судебном порядке, права на получение государственной социальной помощи, осознания неравного положения с малоимущими семьями (одиноко проживающими гражданами), которым государственная социальная помощь назначается своевременно в рамках установленных процедур, и в целом невозможности полноценно рассчитывать на помощь со стороны публичной власти. Размер компенсации указанного морального вреда истец оценивает в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают по общему правилу соответствующие финансовые органы. В Воронежской области таким органом является Департамент финансов Воронежской области.
Во время рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил суд признать право семьи Колесова А.А. на получение государственной помощи за счет средств бюджета Воронежской области в установленных действующим законодательством порядке и размере; взыскать с Воронежской области в лице Департамента социальной защиты Воронежской области в его пользу в счет возмещения упущенной выгоды 11 490 руб.32 коп. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. (л.д.63-65).
В судебном и заседании истец Колесов А.А. и его представитель по устному заявлению Конышев П.Р. уточненные исковые требования поддержали и просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Юсифов Р.Н. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.37-42; 77-79)
Представитель третьего лица КУВО УСЗН Коминтерновского района г. Воронежа по доверенности Красникова М.В. просила суд отказать в удовлетворении заявленных Колесовым А.А. требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.59-62).
Третье лицо, департамент финансов Воронежской области, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направил, о причинах неявки суду не сообщено, в связи с чем, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и мнения явившихся участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя третьего лица.
В деле имеется письменный отзыв департамента финансов Воронежской области, в котором третье лицо указывает на необоснованность заявленных исковых требований о признании права семьи Колесова А.А. на получение государственной помощи за счет средств бюджета Воронежской области (48-56).
Выслушав пояснения истца, представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных исковых требований.
Государственная социальная помощь выражается в предоставлении указанным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Согласно пунктам "ж", "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. Принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, а также разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи ".
Частью 1 статьи 5 названного закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи ", получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Закона Воронежской области от 25 июня 2012 года N 98-ОЗ "О государственной социальной помощи в Воронежской области" полномочия по установлению порядка назначения государственной социальной помощи, а также формы социального контракта делегированы исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения.
Согласно абз.1, 2 ч.2 ст.5 вышеуказанного закона сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения, либо в иную организацию, уполномоченную указанным органом, либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан, реабилитированного лица или лица, признанного пострадавшим от политических репрессий) или от имени своей семьи, либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.
Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области №4653/ОД от 26 декабря 2019 года Колесова А.А. назначена государственная социальная помощь за счет средств областного бюджета Воронежской области в размере 6 000 руб., которая выплачена в декабре 2019 года на лицевой счет истца.
Согласно п. 2.6.1 Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области» утвержденного Приказом ДТиСР Воронежской обл. от 10.06.2013 № 2076/ОД документами, подлежащими обязательному представлению заявителем в «КУ ВО «УСЗН района» по месту жительства (пребывания), АУ «МФЦ» и его филиалы, а также посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационной системы «Портал Воронежской области в сети Интернет», являются:
заявление в письменной форме (в электронной форме) от себя лично или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявление опекуна, попечителя или другого законного представителя об оказании государственной социальной помощи по форме согласно приложениям №№ 2, 3 к настоящему Административному регламенту и по форме, утвержденной приказом Департамента от 24.09.2013 N 3156/ОД "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта";
справки о доходах всех членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за государственной социальной помощью;
справка (справки), подтверждающая инвалидность, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в случае если в семье имеются инвалиды;
Решением Воронежского областного суда от 14.09.2015 по делу N 3-185/2015 Колесову А.А. отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца четвертого пункта 2.6.1 Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по представлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области", утвержденного приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 июня 2013 года N 2076/ОД в части.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.01.2016 N 14-АПГ15-34
решение Воронежского областного суда от 14.09.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим в части подпункта 2.6.1 пункта 2.6 Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области", утвержденного приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.06.2013 N 2076/ОД оставлено без изменения.
Статья 9 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусматривает, что в случае предоставления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства и месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
В соответствии с ч.5 ст.5 Закона Воронежской области от 25 июня 2012 года №98-О «Государственной социальной помощи в Воронежской области» в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Согласно п. 2.8.1. Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области» утвержденного Приказом ДТиСР Воронежской обл. от 10.06.2013 № 2076/ОД основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги для граждан, указанных в подпунктах "а", "б", "д", "е", "ж", "з", "и", "к" пункта 1.2.1 настоящего Административного регламента, является представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности
Поскольку установленный в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 оспариваемого Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления данной государственной услуги, в том числе указанные в абзаце пятом справки о доходах всех членов семьи за три последних месяца, предшествующих обращению за государственной социальной помощью, не противоречит требованиям пункта 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также Федеральному закону от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", и не содержит оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, суд приходит выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению.
К тому же в судебном заседании не установлено нарушений прав семьи Колесова А.А. на получение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета Воронежской области, а исковые требования о признании за семьей Колесова А.А. права на ее получение не соответствуют требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, которым не предусмотрена защита прав на будующее, так как данная ситуация определяется целым рядом обстоятельств, необходимым субъектным составом и установление конкретных юридических фактов является обязательным для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Требования истца о взыскании упущенной выгоды в размере 11 490 руб. суд считает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу статьи 15 ГК РФ, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. п. 10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», бремя доказывания наличия и размера упущенной выгоды лежит на истце, который должен доказать, что он мог и должен был получить определенные доходы, и только неправомерные действия ответчика стали единственной причиной, лишившей его возможности их получить.
Истец 15 августа 2018 года повторно обратился в КУ ВО «УСЗН района» для подачи заявления о расчете среднедушевого дохода, назначении государственной социальной помощи и выдаче документа для представления в ФГБОУ ВО «ВГУ» с целью назначения государственной социальной стипендии. При этом к заявлению истцом была приложена, помимо ранее прилагавшихся документов, также справка, выданная ПАО «Сбербанк России» и подтверждающая, что за период с 1 мая по 31 июля 2017 года мать истца ФИО10 получила доход (процент) по имеющемуся у нее банковскому вкладу в общей сумме 0 (ноль) рублей 00 копеек.
24 августа 2018 года истцу» исх. № 04-10459, отказано в оказании истцу государственной социальной помощи по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 5 Закона ВО №98-03, в связи с тем, что представленные истцом в КУ ВО «УСЗН района» сведения и документы о доходах семьи являются неполными, так как мать истца официально трудовую деятельность не осуществляет, на учете в качестве безработной в службе занятости не состоит, обстоятельств, объективно препятствующих занятию трудовой деятельностью, не выявлено.
Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 24 января 2019 года Колесову А.А. отказано в удовлетворении требований о признании решения Департамента социальной защиты Воронежской области от 24 августа 2018 года №04-10459.
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 16 мая 2019 года решение Департамента от 24 августа 2018 года № 04-10459 признано незаконным.
В соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» государственная социальная стипендия назначается в том числе студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Государственная социальная стипендия истцу, являющемуся с 1 сентября 2016 года по настоящее время студентом очной формы обучения юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образован «Воронежский государственный университет» (далее — ФГБОУ ВО «ВГУ») и обучающему за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначена приказом ФГБОУ ВО «ВГУ» от 22 января 2019 года № 3-0077 «О назначении государственной социальной стипендии» на период с 14 января 2019 года по 28 декабря 2019 года после представления истцом в ФГБОУ ВО «ВГУ» справки, выданной ему казенным учреждением Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа», подтверждающей факт назначения семье истца государственной социальной помощи приказом Департамента от 28 декабря 2018 года № 3054ЮД. Вследствие этого истец был лишен возможности получения государственной социальной стипендии с сентября 2018 года по 13 января 2019 года в размере 2 600 рублей ежемесячно.
Расчет упущенной выгоды, подлежащей взысканию, истцом предоставлен, однако представителем ответчика он не оспорен, а несогласие выражено лишь только тем, что со стороны Департамента право истца не было нарушено.
Рассмотрев требование истца о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующему.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (абзац 10) в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, моральный вред подлежит возмещению в виде денежной компенсации при условии, что он явился результатом действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом.
В Пленуме Верховного Суда от 20.12.1994 г. N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" указано, что моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Согласно статье 1100 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Предъявляя требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, истец ссылался на то, что моральный вред ему причинен в результате неправомерных действий Департамента и подведомственных ему учреждений, необходимости длительного доказывания, в том числе в судебном порядке, права на получение государственной социальной помощи, осознования положения с малоимущими семьями, которым государственная помощь назначается своевременно в рамках установленных процедур, и целом невозможности полноценно рассчитывать на помощь со стороны публичной власти.
Как указывалось выше, статья 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защита гражданских прав является компенсации морального вреда.
В силу ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При изложенных выше обстоятельствах, оценивая характер физических и нравственных страданий истца, учитывая при этом указанные выше фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в размере 500 руб..
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колесова Артура Андреевича к субъекту Российской Федерации – Воронежская область в лице Департамента социальной защиты Воронежской области о взыскании суммы упущенной выгоды, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Воронежской области в лице Департамента социальной защиты Воронежской области в пользу Колесова Артура Андреевича в счет упущенной выгоды 11 490 руб. 32 коп..
Взыскать с Воронежской области в лице Департамента социальной защиты Воронежской области в пользу Колесова Артура Андреевича компенсацию морального вреда в размере 500 руб..
Колесову Артуру Андреевичу в удовлетворении исковых требований о признании права на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Хрячков
Стр. -2.095
Дело № 2-10/2020
УИД 36RS0004-01-2019-004166-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Хрячкова И.В.,
при секретаре Жегулиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Колесова Артура Андреевича к субъекту Российской Федерации – Воронежская область в лице департамента социальной защиты Воронежской области о признании права на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области, взыскании суммы упущенной выгоды, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Колесов А.А. обратился в суд к субъекту Российской Федерации – Воронежская область в лице департамента финансов Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании права его семьи на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области в установленном действующим законодательством порядке и размере, взыскании с субъекта Российской Федерации – Воронежской области в лице департамента финансов Воронежской области в его пользу в счет возмещения упущенной выгоды в размере 11 490 руб. и компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб..
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 16 мая 2019 года по делу № 33-2972 решение Ленинского районного суда города Воронежа от 24 января 2019 года по делу № 2-88/2019 отменено в части отказа в удовлетворении его исковых требований к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в назначении его семье государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области. По делу в указанной части принято новое решение о признании незаконным решения Департамента социальной защиты Воронежской области от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении семье Колесова А.А. государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области.
Истец указывает, что решение Департамента от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении его семье государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области признано незаконным вследствие того, что данным решением созданы препятствия к реализации права семьи истца на получение государственной социальной помощи в соответствии с положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Однако, учитывая сложившуюся практику деятельности Департамента и подведомственных ему учреждений, при которой Департамент отказывает обратившимся малоимущим гражданам (их семьям) в назначении государственной социальной помощи в связи с тем, что они (кто-либо из членов их семей) не являются работниками по трудовому договору, не признаны безработными или инвалидами (что, в частности, ранее обусловило необходимость оспаривания в судебном порядке письма Департамента от 9 сентября 2015 года № 82-11/9456 «О праве на социальную стипендию»; существует угроза незаконных отказов в назначении семье истца государственной социальной помощи при его дальнейшем обращении с соответствующим заявлением в Департамент и подведомственные ему учреждения. Таким образом, сложившаяся ситуация порождает необходимость признания в судебном порядке права семьи истца на получение в установленном действующим законодательством порядке государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области с целью недопущения в дальнейших незаконных отказов в назначении такой помощи.
Принятие Департаментом незаконного решения об отказе в назначении семье истца государственной социальной помощи привело к возникновению у истца убытков виде упущенной выгоды. В соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» государственная социальная стипендия назначается в том числе студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Государственная социальная стипендия истцу, являющемуся с 1 сентября 2016 года по настоящее время студентом очной формы обучения юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образован «Воронежский государственный университет» (далее — ФГБОУ ВО «ВГУ») и обучающему за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначена приказом ФГБОУ ВО «ВГУ» от 22 января 2019 года № 3-0077 «О назначении государственной социальной стипендии» на период с 14 января 2019 года по 28 декабря 2019 года после представления им в ФГБОУ ВО «ВГУ» справки, выданной ему казенным учреждением Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа», подтверждающей факт назначения семье истца государственной социальной помощи приказом Департамента от 28 декабря 2018 года № 3054ЮД.
При этом, такое назначение состоялось только после того, как его мать ФИО9 была признана безработной решением государственного казенного учреждения Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа» от 6 декабря 2018 года. Вследствие этого истец был лишен возможности получения государственной социальной стипендии с сентября 2018 года по 13 января 2019 года в размере 2 600 рублей ежемесячно.
Также помимо убытков (упущенной выгоды) истцу причинен моральный вред, выразившийся в психических и нравственных переживаниях незаконности решений, действий (бездействия) Департамента и подведомственных ему учреждений, необходимости длительного доказывания, в том числе в судебном порядке, права на получение государственной социальной помощи, осознания неравного положения с малоимущими семьями (одиноко проживающими гражданами), которым государственная социальная помощь назначается своевременно в рамках установленных процедур, и в целом невозможности полноценно рассчитывать на помощь со стороны публичной власти. Размер компенсации указанного морального вреда истец оценивает в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают по общему правилу соответствующие финансовые органы. В Воронежской области таким органом является Департамент финансов Воронежской области.
Во время рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил суд признать право семьи Колесова А.А. на получение государственной помощи за счет средств бюджета Воронежской области в установленных действующим законодательством порядке и размере; взыскать с Воронежской области в лице Департамента социальной защиты Воронежской области в его пользу в счет возмещения упущенной выгоды 11 490 руб.32 коп. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. (л.д.63-65).
В судебном и заседании истец Колесов А.А. и его представитель по устному заявлению Конышев П.Р. уточненные исковые требования поддержали и просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Юсифов Р.Н. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.37-42; 77-79)
Представитель третьего лица КУВО УСЗН Коминтерновского района г. Воронежа по доверенности Красникова М.В. просила суд отказать в удовлетворении заявленных Колесовым А.А. требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.59-62).
Третье лицо, департамент финансов Воронежской области, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направил, о причинах неявки суду не сообщено, в связи с чем, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и мнения явившихся участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя третьего лица.
В деле имеется письменный отзыв департамента финансов Воронежской области, в котором третье лицо указывает на необоснованность заявленных исковых требований о признании права семьи Колесова А.А. на получение государственной помощи за счет средств бюджета Воронежской области (48-56).
Выслушав пояснения истца, представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных исковых требований.
Государственная социальная помощь выражается в предоставлении указанным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Согласно пунктам "ж", "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. Принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, а также разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи ".
Частью 1 статьи 5 названного закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи ", получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Закона Воронежской области от 25 июня 2012 года N 98-ОЗ "О государственной социальной помощи в Воронежской области" полномочия по установлению порядка назначения государственной социальной помощи, а также формы социального контракта делегированы исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения.
Согласно абз.1, 2 ч.2 ст.5 вышеуказанного закона сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения, либо в иную организацию, уполномоченную указанным органом, либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан, реабилитированного лица или лица, признанного пострадавшим от политических репрессий) или от имени своей семьи, либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.
Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области №4653/ОД от 26 декабря 2019 года Колесова А.А. назначена государственная социальная помощь за счет средств областного бюджета Воронежской области в размере 6 000 руб., которая выплачена в декабре 2019 года на лицевой счет истца.
Согласно п. 2.6.1 Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области» утвержденного Приказом ДТиСР Воронежской обл. от 10.06.2013 № 2076/ОД документами, подлежащими обязательному представлению заявителем в «КУ ВО «УСЗН района» по месту жительства (пребывания), АУ «МФЦ» и его филиалы, а также посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационной системы «Портал Воронежской области в сети Интернет», являются:
заявление в письменной форме (в электронной форме) от себя лично или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявление опекуна, попечителя или другого законного представителя об оказании государственной социальной помощи по форме согласно приложениям №№ 2, 3 к настоящему Административному регламенту и по форме, утвержденной приказом Департамента от 24.09.2013 N 3156/ОД "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта";
справки о доходах всех членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за государственной социальной помощью;
справка (справки), подтверждающая инвалидность, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в случае если в семье имеются инвалиды;
Решением Воронежского областного суда от 14.09.2015 по делу N 3-185/2015 Колесову А.А. отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца четвертого пункта 2.6.1 Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по представлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области", утвержденного приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 июня 2013 года N 2076/ОД в части.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.01.2016 N 14-АПГ15-34
решение Воронежского областного суда от 14.09.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим в части подпункта 2.6.1 пункта 2.6 Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области", утвержденного приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.06.2013 N 2076/ОД оставлено без изменения.
Статья 9 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусматривает, что в случае предоставления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства и месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
В соответствии с ч.5 ст.5 Закона Воронежской области от 25 июня 2012 года №98-О «Государственной социальной помощи в Воронежской области» в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Согласно п. 2.8.1. Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области» утвержденного Приказом ДТиСР Воронежской обл. от 10.06.2013 № 2076/ОД основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги для граждан, указанных в подпунктах "а", "б", "д", "е", "ж", "з", "и", "к" пункта 1.2.1 настоящего Административного регламента, является представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности
Поскольку установленный в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 оспариваемого Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления данной государственной услуги, в том числе указанные в абзаце пятом справки о доходах всех членов семьи за три последних месяца, предшествующих обращению за государственной социальной помощью, не противоречит требованиям пункта 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также Федеральному закону от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", и не содержит оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, суд приходит выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению.
К тому же в судебном заседании не установлено нарушений прав семьи Колесова А.А. на получение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета Воронежской области, а исковые требования о признании за семьей Колесова А.А. права на ее получение не соответствуют требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, которым не предусмотрена защита прав на будующее, так как данная ситуация определяется целым рядом обстоятельств, необходимым субъектным составом и установление конкретных юридических фактов является обязательным для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Требования истца о взыскании упущенной выгоды в размере 11 490 руб. суд считает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу статьи 15 ГК РФ, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. п. 10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», бремя доказывания наличия и размера упущенной выгоды лежит на истце, который должен доказать, что он мог и должен был получить определенные доходы, и только неправомерные действия ответчика стали единственной причиной, лишившей его возможности их получить.
Истец 15 августа 2018 года повторно обратился в КУ ВО «УСЗН района» для подачи заявления о расчете среднедушевого дохода, назначении государственной социальной помощи и выдаче документа для представления в ФГБОУ ВО «ВГУ» с целью назначения государственной социальной стипендии. При этом к заявлению истцом была приложена, помимо ранее прилагавшихся документов, также справка, выданная ПАО «Сбербанк России» и подтверждающая, что за период с 1 мая по 31 июля 2017 года мать истца ФИО10 получила доход (процент) по имеющемуся у нее банковскому вкладу в общей сумме 0 (ноль) рублей 00 копеек.
24 августа 2018 года истцу» исх. № 04-10459, отказано в оказании истцу государственной социальной помощи по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 5 Закона ВО №98-03, в связи с тем, что представленные истцом в КУ ВО «УСЗН района» сведения и документы о доходах семьи являются неполными, так как мать истца официально трудовую деятельность не осуществляет, на учете в качестве безработной в службе занятости не состоит, обстоятельств, объективно препятствующих занятию трудовой деятельностью, не выявлено.
Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 24 января 2019 года Колесову А.А. отказано в удовлетворении требований о признании решения Департамента социальной защиты Воронежской области от 24 августа 2018 года №04-10459.
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 16 мая 2019 года решение Департамента от 24 августа 2018 года № 04-10459 признано незаконным.
В соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» государственная социальная стипендия назначается в том числе студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Государственная социальная стипендия истцу, являющемуся с 1 сентября 2016 года по настоящее время студентом очной формы обучения юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образован «Воронежский государственный университет» (далее — ФГБОУ ВО «ВГУ») и обучающему за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначена приказом ФГБОУ ВО «ВГУ» от 22 января 2019 года № 3-0077 «О назначении государственной социальной стипендии» на период с 14 января 2019 года по 28 декабря 2019 года после представления истцом в ФГБОУ ВО «ВГУ» справки, выданной ему казенным учреждением Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа», подтверждающей факт назначения семье истца государственной социальной помощи приказом Департамента от 28 декабря 2018 года № 3054ЮД. Вследствие этого истец был лишен возможности получения государственной социальной стипендии с сентября 2018 года по 13 января 2019 года в размере 2 600 рублей ежемесячно.
Расчет упущенной выгоды, подлежащей взысканию, истцом предоставлен, однако представителем ответчика он не оспорен, а несогласие выражено лишь только тем, что со стороны Департамента право истца не было нарушено.
Рассмотрев требование истца о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующему.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (абзац 10) в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, моральный вред подлежит возмещению в виде денежной компенсации при условии, что он явился результатом действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом.
В Пленуме Верховного Суда от 20.12.1994 г. N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" указано, что моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Согласно статье 1100 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Предъявляя требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, истец ссылался на то, что моральный вред ему причинен в результате неправомерных действий Департамента и подведомственных ему учреждений, необходимости длительного доказывания, в том числе в судебном порядке, права на получение государственной социальной помощи, осознования положения с малоимущими семьями, которым государственная помощь назначается своевременно в рамках установленных процедур, и целом невозможности полноценно рассчитывать на помощь со стороны публичной власти.
Как указывалось выше, статья 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защита гражданских прав является компенсации морального вреда.
В силу ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При изложенных выше обстоятельствах, оценивая характер физических и нравственных страданий истца, учитывая при этом указанные выше фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в размере 500 руб..
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колесова Артура Андреевича к субъекту Российской Федерации – Воронежская область в лице Департамента социальной защиты Воронежской области о взыскании суммы упущенной выгоды, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Воронежской области в лице Департамента социальной защиты Воронежской области в пользу Колесова Артура Андреевича в счет упущенной выгоды 11 490 руб. 32 коп..
Взыскать с Воронежской области в лице Департамента социальной защиты Воронежской области в пользу Колесова Артура Андреевича компенсацию морального вреда в размере 500 руб..
Колесову Артуру Андреевичу в удовлетворении исковых требований о признании права на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Хрячков