09 августа 2016 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.
судей Башинского Д.А., Роговой С.В.
по докладу судьи Башинского Д.А.,
с участием прокурора < Ф.И.О. >4
при секретаре < Ф.И.О. >5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 на решение Гулькевичского районного суда от 08 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Прокурор Гулькевичского района в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к < Ф.И.О. >1 об обязании устранить нарушения ветеринарного, природоохранного и градостроительного законодательства, а именно устранить нарушения ветеринарно-санитарного, природоохранного, экологического и градостроительного законодательства при осуществлении деятельности по выращиванию и содержанию свиней в личном подсобном хозяйстве, расположенного по адресу: <...>. Обязать < Ф.И.О. >1: осуществлять содержание и разведение животных обеспечив расстояние от мест их содержания (вольеров, навесов, загонов) до жилых помещений более 40 метров; присвоить животным идентификационные номера, (бирки); производить обезвреживание навоза в личном подсобном хозяйстве методом компостирования, в специально отведенных местах, исключающих распространение запахов и попадание навозных стоков в почву. Сократить поголовье свиней до 8 голов при расстоянии менее 30 метров до жилых помещений, путем убоя сверхустановленного нормативом свинопоголовья на убойных пунктах (цехах) состоящих на учете ГБУ «Ветуправление Гулькевичского района», на которых проводится ветсанэкспертиза продуктов убоя специалистами госветслужбы, в срок не более одного месяца, с последующим возвратом < Ф.И.О. >1 продуктов убоя (мяса) для распоряжения ими по собственному усмотрению; Обеспечить выбытие подконтрольных животных после проведения ветеринарного осмотра и получения ветеринарных сопроводительных документов.
Администрация Соколовского сельского поселения Гулькевичского района обратилась в суд с иском к < Ф.И.О. >1 об устранении нарушений градостроительного законодательства, а именно устранить нарушения градостроительных норм: осуществлять содержание и разведение животных обеспечив расстояние от мест их содержания (вольеров, навесов, загонов) до жилых помещений более 40 метров; снизить поголовье до установленной численности - при расстоянии менее 30 метров до жилых помещений в количестве 8 голов; ограждение между домовладениями <...> обеспечить (сделать) проветриваемым на расстоянии 0,5 м от уровня земли; перенести навес <...> и сарай <...> на 1 м от границы смежного участка; установить на навес <...> систему водоотведения и запретить < Ф.И.О. >1 содержание и выращивание свиней на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, до устранения нарушений градостроительного законодательства.
Решением Гулькевичского районного суда от <...> исковые требования прокурора Гулькевичского района в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к < Ф.И.О. >1 об обязании устранить нарушения ветеринарного, природоохранного и градостроительного законодательства, администрации Соколовского сельского поселения Гулькевичского района к < Ф.И.О. >1 об устранении нарушений градостроительного законодательства, удовлетворены в части.
Суд обязал < Ф.И.О. >1 устранить в полном объеме допущенные нарушения норм действующего ветеринарно-санитарного, градостроительного законодательства, а именно: осуществлять содержание и разведение животных обеспечив расстояние от мест их содержания (вольеров, навесов, загонов) до жилых помещений более 40 метров; присвоить животным идентификационные номера, (бирки); производить обезвреживание навоза в личном подсобном хозяйстве методом компостирования, в специально отведенных местах, исключающих распространение запахов и попадание навозных стоков в почву. Сократить поголовье свиней до 8 голов при расстоянии менее 30 метров до жилых помещений, любым способом, не противоречащим закону и иным правовым актам и не нарушающим права и охраняемые законом интересы других лиц, в срок не более одного месяца, со дня вступления решения суда в законную силу. Обеспечить выбытие подконтрольных животных после проведения ветеринарного осмотра и получения ветеринарных сопроводительных документов.
В остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнений к ней < Ф.И.О. >1 просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Гулькевичского района < Ф.И.О. >6, представитель администрации Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >7, начальник Управления ветеринарии Гулькевичского района < Ф.И.О. >8 просят жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав < Ф.И.О. >1 и его представителя по доверенности < Ф.И.О. >9, поддержавших доводы жалобы, просивших решение суда отменить, главу Соколовского сельского поселения Гулькевичского района < Ф.И.О. >10, начальника Управления ветеринарии Гулькевичского района < Ф.И.О. >8, просивших решение суда оставить без изменения, прокурора < Ф.И.О. >4, считавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как следует из материалов дела, < Ф.И.О. >1 принадлежит на праве собственности земельный участок кадастровый номер <...> общей площадью <...> что подтверждается свидетельством о регистрации права <...> от <...>, вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».
На указанном земельном участке расположены объекты, принадлежащие < Ф.И.О. >1 на праве собственности.
Решением Гулькевичского районного суда от 10.10.2014 года на < Ф.И.О. >1, ведущего личное подсобное хозяйство по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, <...> возложена обязанность провести мероприятия по установлению Компартмента III или Компартмента IV, а именно: в хозяйство не завозить свиньей из компартмента I (включая генетический материал и временный ввод свиней для любых целей); не производить выгул свиней за пределами территории хозяйств; обеспечить территорию хозяйства соответствующим ограждением, препятствующим проникновению диких животных; обеспечить отсутствие входа посторонних лиц и въезда постороннего транспорта на территорию хозяйств; не использовать в хозяйстве в корм животным пищевые отходы; в хозяйства не завозить свиней из компартмента II (включая генетический материал и временный ввод свиней для любых целей); исключить возможность контактирования работников хозяйств с домашними и (или) дикими свиньями или посещения работниками хозяйств, относящихся к компартментам I и II; не производить выгул свиней вне животноводческих помещений хозяйств; обеспечить в радиусе 500 метров отсутствие хозяйств, относящихся к компартментам I и II; обеспечить производственные строения хозяйств защитными сооружениями от проникновения животных (включая птиц), атмосферных осадков и грунтовых вод; обеспечить не посещение производственных помещений хозяйства лицами (включая должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), контактировавшими в течение предыдущих 2-х недель с домашними и (или) дикими свиньями (включая посещение охотничьих хозяйств, участие в охоте на диких свиней), посещавшими хозяйства, относящиеся к компартментам I и II, эпизоотические очаги или участвовавшими в проведении противоэпизоотических мероприятий; обеспечить вход в производственные помещения хозяйства только с полной сменой одежды и обуви; обеспечить использования в корм животным хозяйства исключительно корма и кормовые добавки, подвергнутые стерилизующей обработке, термообработке (гранулированию); обеспечить в хозяйстве учет поступивших кормов с указанием их изготовителя и режимов приготовления; обеспечить в хозяйстве учет всех ветеринарных мероприятий и процедур, проводимых со свиньями; обеспечить отсутствие среди поголовья хозяйства случаев возникновения следующих заразных болезней свиней: (африканская чума свиней в течение последних 3 лет; классическая чума свиней в течение последних 12 месяцев; везикулярная болезнь в течение последних 12 месяцев; трансмиссивный гастроэнтерит в течение последних 2 лет; болезнь Тешена в течение последних 12 месяцев; болезнь Ауэски в течение последних 12 месяцев; респираторный репродуктивный синдром свиней в течение последних 2 лет; парвовирусная болезнь свиней в течение последних 2 лет); входы в помещения, в которых содержатся животные оборудовать дезинфекционными ковриками по ширине прохода, которые регулярно необходимо заполнять дезинфицирующими средствами; обеспечить наличие в хозяйстве емкости с раствором дезинфицирующих средств, для обеззараживания инвентаря, используемого при содержании животных; обеспечить наличие в хозяйстве документов, характеризующих территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние животных (свиньи, крупный рогатый скот), эпизоотическое состояние места их выхода (ветеринарные сопроводительные документы); обеспечить постановку на учете в органе местного самоуправления и в ГБУ «Управление ветеринарии Гулькевичского района» животных содержащихся в личном подсобном хозяйстве, а также проведению профилактическому карантинированию и идентификации; обеспечить проведение диагностических исследований и вакцинации против инфекционных и паразитарных заболеваний животных содержащихся в хозяйстве, согласно планов противоэпизоотических мероприятий ГБУ «Управление ветеринарии Гулькевичского района»; обеспечить проведение мероприятий по дезинфекции помещений и выгулов, для содержания животных; а также проведение дезинсекции и дератизации с составлением соответствующих документов; обеспечить проведение убоя свиней только с проведением предубойного ветеринарного осмотра и послеубойной ветсанэкспертизы мяса и мясных продуктов, либо произведение убоя на сертифицированных бойнях; обеспечить хранение боенских отходов в специализированных промаркированных емкостях; обеспечить извещение ветеринарной службы ГБУ «Управление ветеринарии Гулькевичского района» в течение суток с момента обнаружения мертворожденных плодов для установления специалистами порядка утилизации и уничтожения биологических отходов.
На основании указанного решения было возбуждено исполнительное производство <...>
Из справки судебного пристава-исполнителя следует, что исполнительный документ < Ф.И.О. >1 не исполнен без уважительных причин. За неисполнение решения суда < Ф.И.О. >1 неоднократно привлекался к административной ответственности.
Решением Гулькевичского районного суда от 14.10.2015г. < Ф.И.О. >1 отказано в удовлетворении административного иска к Прокуратуре Гулькевичского района о признании незаконными действий Прокуратуры Гулькевичского района по проведению внеплановой проверки соблюдения законодательства РФ в области ветеринарии и законодательства Краснодарского края при содержании, реализации и убое сельскохозяйственных животных.
Из данного решения следует, что указанные в справке от <...> нарушения ветеринарного законодательства, а именно, что на прилегающей территории расположенной с тыльной части личного подсобного хозяйства < Ф.И.О. >1 обнаружено наличие навозной жижи на участке земли общей площадью порядка 300 м2., при проведении обследования 08.07.2015г. территории прилегающей к личному подсобному хозяйству < Ф.И.О. >1 установлен факт выкачивания жидкого навоза на прилегающую территорию, что зафиксировано протоколом осмотра от <...>, отсутствуют идентификационные номера у части голов свиней, нашли свое подтверждение в судебном заседании, подтверждены показаниями допрошенных свидетелей, фотоматериалами представленными Управлением ветеринарии по Краснодарскому краю и осмотренными в судебном заседании. Указанные в справке сведения даны на основании информации предоставленной Управлением ветеринарии Гулькевичского района.
Согласно справке по результатам проверки соблюдения требований федеральных законов, иных нормативно правовых актов РФ в области охраны окружающей среды и природопользования от 20.07.2015г. составленной специалистом УФС Росприроднадзора по КК и РА, установлено, что в <...> на земельных участках с кадастровым номером <...> и <...> расположен ЛПХ по выращиванию свиней. На границе земельного участка кадастровый <...> с земельным участком <...> расположена канава длиной 63 метра, в которой находится накопление предположительно отхода - навоза от свиней. Накопление происходит на почве. На земельном участке кадастровый <...> за канавой присутствуют признаки загрязнения почвы на участке с площадью 200 кв.м. предположительно в результате розлива отхода навоза от свиней.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву и т.д.
Судом установлен факт выкачивания < Ф.И.О. >1 жидкого навоза на прилегающую территорию. Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, < Ф.И.О. >1 нарушаются требования санитарно-ветеринарного законодательства, природоохранного, земельного законодательства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требований прокурора об обязании < Ф.И.О. >1 производить обезвреживание навоза в личном подсобном хозяйстве методом компостирования, в специально отведенных местах, исключающих распространение запахов и попадание навозных стоков в почву.
Кроме того, заключением начальника отдела архитектуры и градостроительства, < Ф.И.О. >11 о соответствии (не соответствии) застройки земельного участка законодательству о градостроительной деятельности, установлено, что земельный участок, земли сельской застройки площадью 4100 кв.м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> на праве собственности принадлежит < Ф.И.О. >1 В соответствии с генеральным планом Соколовского сельского поселения, правилами землепользования и застройки Соколовского сельского поселения земельный участок расположен в функциональной зоне «индивидуальной жилой застройки». В условиях сложившейся застройки, основные строения допускается размещать с учетом сложившейся застройки. В нарушение нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края, утвержденных приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 16.04.2015 г. № 78, сараи с содержанием крупного рогатого скота и свинопоголовья <...> расположены от жилых домов ближе расстояний, установленных таблицей 46 нормативов градостроительного проектирования <...> - 21,72 м. от жилого дома по <...>, <...> - 23,21 м. от жилого дома <...>. В нарушение установленных правилами землепользования и застройки основных видом разрешенного использования земельного участка, земельный участок по <...>, используется не по целевому назначению (вместо ИЖС, сельскохозяйственное производство, а именно животноводческая ферма). В соответствии с классификацией установленной СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, объект животноводства с содержанием свинопоголовья до 4 тысяч голов относится к III классу с установлением санитарно-защищенной зоны 300 м. В санитарно защищенной зоне не допускается размещение жилья. Таким образом, использование земельного участка для разведения животных в количестве, превышающем нормы, установленные нормативами градостроительного проектирования Краснодарского края и нормами СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 нарушает права граждан, проживающих в непосредственной близости от описываемого земельного участка. Указанные в заключении нарушения подтверждены ортофотопланом <...>, а именно размещение ЛПХ, сараев со свинопоголовьем, близость к жилой застройке.
Согласно справке администрации Соколовского сельского поселения от <...> о движении животных в ЛПХ < Ф.И.О. >1 по адресу <...>, наличие животных на <...> составляет: свиньи 422 головы, на <...> свиньи- 516 голов.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации, иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов сред обитания.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» возведение строений и сооружений должно производиться с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно п. п. 3.3, 5.1 5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74 санитарно-защитные зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия, либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке - далее промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении. В санитарно-защитных зонах не допускается размещение жилой застройки. С учетом запрета размещения жилой застройки размер санитарно-защитной зоны должен определяться до жилых домов.
Пунктом 7.1.11 раздела VII СанПиН к объектам и производствам агропромышленного комплекса и малого предпринимательства класс III с санитарно-защитной зоной 300 м отнесены свинофермы до 4 000 голов.
Таким образом, использование < Ф.И.О. >1 земельного участка для разведения животных в количестве, превышающем нормы, установленные нормативами градостроительного проектирования Краснодарского края и нормами СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 нарушает права граждан, проживающих в непосредственной близости от ЛПХ < Ф.И.О. >1
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В соответствии с решением Совета Соколовского сельского поселения Гулькевичского района от 23 октября 2015 года № 2 «О внесении изменений в решение 52 сессии 2 созыва от 25 апреля 2013 №5 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Соколовского сельского поселения Гулькевичского района» расстояние от мест содержания и разведения животных (свиней) до жилых помещений допускается не более 40 м при их количестве не более 15 голов.
Согласно заключению отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Гулькевичский район расстояние от места содержания и разведения свиней в личном подсобном хозяйстве < Ф.И.О. >1 до жилых застроек - домовладений по адресу: <...> и <...> составляет 21,72 м и 23,21 м соответственно, что согласно таблице нормативов градостроительного проектирования позволяет содержать не более 8 голов свиней.
Согласно справке администрации Соколовского сельского поселения от <...> о движении животных в ЛПХ < Ф.И.О. >1 по адресу <...>, в личном подсобном хозяйстве < Ф.И.О. >1 на <...> содержится 675 голов свиней.
Судом первой инстанции правомерно отвергнуты доводы < Ф.И.О. >1 о том, что согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от <...> было принято решение, которым отказано в удовлетворении иска Государственного управления ветеринарии Краснодарского края в лице отдела государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Кавказский» Государственного управления ветеринарии Краснодарского края к < Ф.И.О. >1 о запрете содержания свиней, и это решение является преюдициальным при разрешении настоящего спора. Так, основанием для заявленного иска по запрету по содержанию свиней являлось не выполнение комплекса мер по обеспечению уровня биологической защиты III-IV компартмента, тогда как настоящие требования истцов заявлены к < Ф.И.О. >1 по иным основаниям, а именном в связи с нарушением им ветеринарного, природоохранного и градостроительного законодательства.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обязании < Ф.И.О. >1 устранить в полном объеме допущенные нарушения норм действующего ветеринарно-санитарного, градостроительного законодательства, а именно: осуществлять содержание и разведение животных обеспечив расстояние от мест их содержания (вольеров, навесов, загонов) до жилых помещений более 40 метров, сократить поголовье свиней до 8 голов при расстоянии менее 30 метров до жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Гулькевичского районного суда от 08 апреля 2016 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гулькевичского районного суда от 08 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу < Ф.И.О. >1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: