Дело № 2-475/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 26 » ноября 2014 года г. Комсомольск Ивановской области
Комсомольский районный суд Ивановской области
в составе: председательствующего судьи Прыткина А. Г.,
с участием заявителя Смирнова Н.Н. и представителя Смирновой Т.И.,
представителя Областного государственного казенного учреждения «Комсомольский центр занятости населения» Савиновой М. Ю.,
при секретаре Козловой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании "26" ноября 2014 года гражданское дело по заявлению Смирнова Н.Н. о признании отказа Областного государственного казенного учреждения «Комсомольский центр занятости населения» в признании безработным незаконным и обязании зарегистрировать в качестве безработного,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов Н.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа в признании его безработным незаконным и просит обязать ОГКУ «Комсомольский центр занятости населения» зарегистрировать его в качестве безработного с выплатой пособия по безработице, мотивировав заявление тем, что в … году он был уволен из СПК "..." по сокращению штатов, где проработал более.. лет, и сразу встал на учет в центр занятости населения. С тех пор до … года состоял на учете в центре занятости населения (ЦЗН). Все документы он предоставлял без каких-либо проблем. В … года он был снят в очередной раз с учета для самостоятельного поиска работы. Работу по месту жительства он не нашел. В …, чтобы вновь встать на учет в центр занятости населения, ему была необходима справка с последнего места работы. Однако на тот момент бухгалтер СПК "..." Г.Н.А., которая ранее предоставляла эти справки, уволилась, все документа СПК "..." сдала в архив г. Комсомольска. Он обратился в архив, где ему выдали справку о заработной плате за последние 3 месяца работы. В центре занятости населения эту справку считают недействительной. В связи с этим, ему отказали в признании безработным, такой отказ он считает незаконным. Он с заявлением обращался дд.мм.гггг.. дд.мм.гггг. получил письменный отказ.
В судебном заседании заявитель Смирнов Н.Н. и его представитель Смирнова Т.И. поддержали заявление по изложенным в нем основаниям, и просят его удовлетворить.
Представитель ОГКУ «Комсомольский центр занятости населения» Савинова М.Ю. пояснила, что центр занятости населения правомерно действовал на основании Закона «О занятости населения в РФ». Согласно п. 2 ст. 3 Закона, для признания гражданина безработным необходимо представить документы, одним из которых является справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Архивная справка о заработной плате не является таким документом. Справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы должна выдаваться работодателем с указанием общепринятых для финансовых документов реквизитов. Замена справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работу другими документами, законодательством не предусмотрена.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991 года "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Указанный порядок также закреплен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», вступившим в силу с 25.09.2012 г. Указанным Постановлением определено два учета:
- постановка в целях поиска подходящей работы. Это означает, что гражданин, обратившийся в службу занятости населения, имеющий при себе паспорт, будет поставлен на учёт в целях поиска подходящей работы. Этот учёт не предусматривает выплату пособия по безработице и перерегистрации;
- постановка на регистрационный учёт в качестве безработного, что предусматривает предоставление гражданином в службу занятости населения полного пакета документов, предусмотренного постановлением. В результате этого он должен быть поставлен на регистрационный учёт в качестве безработного. Со дня предоставления документов для гражданина начинается 11-дневный период признания его безработным (согласно Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).
Гражданин, претендующий на постановку на регистрационный учёт в качестве безработного, должен предоставить следующие документы (в соответствии со ст. 3 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991 года "О занятости населения в РФ"): паспорт или документ, его заменяющий; трудовую книжку или документ, её заменяющий; документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
дд.мм.гггг. Смирнов Н.Н. обратился в ОГКУ «Комсомольский центр занятости населения» с заявлением о признании безработным и предоставил архивную справку о среднем заработке за последние 3 месяца работы в СПК "...".
дд.мм.гггг. Смирнову Н.Н. был выдан письменный отказ в удовлетворении его заявления, мотивированный тем, что необходимо было представить документы, одним из которых является справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; архивная справка о заработной плате не является таким документом.
Судом установлено и не оспаривается представителем ОГКУ «Комсомольский центр занятости населения», что Смирновым Н.Н. дд.мм.гггг. был представлен пакет документов для признания его безработным, в том числе архивная справка о среднем заработке за последние 3 месяца работы Смирнова Н.Н. в СПК "...".
Сторонами не оспаривается, что сельскохозяйственный производственный кооператив "..." в установленном законом порядке не ликвидирован, однако свою хозяйственную деятельность не осуществляет, в его штате нет работников, в связи с чем, справку о заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы заявитель представить не имеет возможности.
Согласно архивной справки № … от дд.мм.гггг., следует, что Смирнов Н.Н. работал в СПК "..." и его заработок составлял …; основание: … (л.д…).
Таким образом, суд признает, что получить с последнего места работы Смирнову Н.Н. справку о его среднем заработке за последние 3 месяца не представляется возможным ввиду отсутствия работодателя в связи с прекращением им своей деятельности, отсутствия работников в штате кооператива.
Согласно ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд и защиту от безработицы.
Указанный принцип корреспондирует с рядом документов международного характера и международных стандартов в области прав человека. Так, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в качестве неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека, в частности, провозглашено право на труд и свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Уже в качестве правовой нормы указанное в Декларации положение закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В статье 6 этого документа сформулировано, что "государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом...".
По мнению суда, Смирнов Н.Н. не должен быть лишен предусмотренной государством гарантии по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Заявитель не может представить справку по не зависящим от него причинам.
Суд считает, что в этом случае заявитель мог представить архивную справку, что не препятствовало в постановке его на учёт в качестве гражданина, ищущего подходящую работу, а также в случае невозможности представления подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы, признать Смирнова Н.Н. безработным с первого дня предъявления им документов. Кроме того, ранее Смирнов Н.Н. представлял органу занятости населения справку от работодателя - когда в штате СПК "..." числились работники - и стоял на учете в качестве безработного несколько периодов, получал пособие по безработице; какие-либо обстоятельства о среднем заработке Смирнова Н.Н. с того времени не изменились.
Как следует из пояснений сторон, Смирнов Н.Н. при обращении дд.мм.гггг. в центр занятости населения предоставил все документы, необходимые для постановки его на учет в качестве безработного.
Справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (п.1 ст. 30 ФЗ «О занятости населения в РФ»).
В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона «О занятости населения в РФ», пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и т.д. устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Изложенные нормы права указывают, что предоставление архивной справки не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного.
Как следует из ст. 3 Закона «О занятости населения в РФ», в случае предоставления гражданином полного пакета документов, Смирнов Н.Н. мог быть признан безработным не позднее 11 дней с момента обращения в случае невозможности предоставления ему органом службы занятости подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.
Суд отмечает, что с дд.мм.гггг. Смирнову Н.Н. предоставляется государственная услуга содействия в поиске подходящей работы.
Таким образом, суд считает требования заявителя обоснованными, в связи с чем, следует признать отказ Областного государственного казенного учреждения «Комсомольский центр занятости населения» в признании Смирнова Н.Н. безработным незаконным и обязать ОГКУ «Комсомольский центр занятости» рассмотреть вопрос о признании Смирнова Н.Н. в качестве безработного с момента первоначального обращения в ОГКУ «Комсомольский центр занятости населения», то есть с дд.мм.гггг.
Суд считает, что 5-ти дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу для устранения допущенных нарушений прав Смирнова Н.Н. будет достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление Смирнова Н.Н.
Признать отказ Областного государственного казенного учреждения «Комсомольский центр занятости населения» в признании Смирнова Н.Н. безработным незаконным.
Обязать ОГКУ «Комсомольский центр занятости» в пятидневный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос о признании Смирнова Н.Н. в качестве безработного с момента первоначального обращения в ОГКУ «Комсомольский центр занятости населения», то есть с дд.мм.гггг.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Комсомольский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: ______________ / А.Г. Прыткин /
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2014 года.