№ 2- 2214 (2014)
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2014 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Кушнаревой Г.Ю.,
с участием представителя ответчика Комаренко А.В., действующего по доверенности № 61 от 01.01.2014 сроком по 31 декабря 2014 года,
при секретаре Русановой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боготольского межрайонного прокурора в интересах инвалида Держо Т.А. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика незаконными, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации,
У С Т А Н О В И Л :
Боготольский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида Держо Т.А. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ КРО ФСС РФ) о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида техническим средством реабилитации, об обязании выдать инвалиду Держо Т.А. техническое средство реабилитации в виде кресла – коляски с ручным приводом базовой прогулочной ( ширина сиденья 56 см). Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов Боготольской межрайонной прокуратурой установлено, что Держо Т.А., проживающая КГБУ СО «Боготольский психоневрологический интернат» не обеспечена техническим средством реабилитации, которое ей необходимо согласно индивидуальной программы реабилитации (далее ИПР). Для постановки на учет в филиал №8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Держо Т.А. представила все необходимые документы, однако техническим средством реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечена, на основании чего, прокурор обратился с вышеназванным заявлением в суд (л.д. 2-3).
В судебное заседание Боготольский межрайонный прокурор, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Истец Держо Т.А., извещенная о дате судебного заседания (л.д.13), в суд не явилась.
Представитель третьего лица КГБУ СО «Боготольский психоневрологический интернат», уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 17), в суд не явился, просил дело рассмотреть без его участия. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Держо Т.А. в настоящее время является недееспособной, находится на полном государственном обеспечении и не обеспечена техническим средством реабилитации: креслом – коляской. Просит требования Боготольского межрайонного прокурора в интересах Держо Т.А. удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Комаренко А.В. по исковым требованиям возражал, пояснил, что фонд социального страхования действует в рамках средств федерального бюджета, заключаются контракты на изготовление технических средств реабилитации. До настоящего времени техническое средство реабилитации Держо Т.А. не предоставлено с учетом того, что истец обратился в фонд с заявлением только 17 января 2014 года, минимальный срок в соответствие с законодательством для заключения контрактов на поставку средств реабилитации составляет 3 месяца, поэтому в ближайшее время соответствующее техническое средство реабилитации будет предоставлено.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Держо Т.А. следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций,обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации.
Из материалов дела видно, что Держо Т.А. на основании справки МСЭ -2006 № является инвалидом детства бессрочно (л.д.6).
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида (карта № 1054 к акту освидетельствования № от 24 декабря 2012 года), Держо Т.А. нуждается в техническом средстве реабилитации, а именно в кресле – коляске с ручным приводом базовой прогулочной (шириной сиденья 56 см).( л.д. 8)
Истец Держо Т.А.. согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации получила право на обеспечение ей техническим средством реабилитации. С этой целью истец 17 января 2014 года обратилась в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации за обеспечением техническим средством реабилитации (л.д. 12). Согласно уведомления документы, поданные истцом, были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д. 5)
До настоящего времени вышеназванное техническое средство реабилитации не выдано.
Непредставление инвалиду технического средства реабилитации не позволяет последнему пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы её обслуживания и создается угроза её здоровью.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Держо Т.А. техническими средствами реабилитации следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязания ответчика обеспечить техническим средством реабилитации инвалида.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Держо Т.А. техническими средствами реабилитации, незаконными.
Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить Держо Т.А. техническим средством реабилитации: креслом – коляской с ручным приводом базовой прогулочной (ширина сиденья 56 см).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с подачей апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья : Г.Ю. Кушнарева.