Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Губаха 26 января 2017 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре Смирновой О.А., с участием зам. прокурора Щербинина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губахе гражданское дело по иску прокурора города Губаха в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам, третьи лица: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Прокурор города Губахи обратился в суд с иском о возложении на Правительство Пермского края, Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам обязанности предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, на территории Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33-х квадратных метров.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживает на территории Губахинского муниципального района Пермского края. Решением ТУ Минсоцразвития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам № от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени специализированным жилым помещением истец не обеспечен.
В судебном заседании прокурор Щербинин А.А. на иске настаивал.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ответчика - ТУ Минсоцразвития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам в судебное заседание не явился, извещен, заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края ФИО2. действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без своего участия, в письменном возражении от ДД.ММ.ГГГГ указала, что необходимо отказать прокурору г. Губахи в удовлетворении иска, поскольку частью 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. <адрес> №) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом <адрес>. Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего порядка. Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год. В настоящее время Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края проводятся аукционы на приобретение жилых помещений для детей-сирот, которые будут предоставляться в 2017 году. Принимая во внимание, что финансирование осуществляется за счет средств бюджета Пермского края, исполнение требований возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Представитель третьего лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края ФИО3 действующая по доверенности в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без своего участия, в письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ указала, что поддерживают позицию Правительства Пермского края, в иске просят отказать.
Представитель третьего лица - Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям ФИО4, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без своего участия, в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ указала, что в компетенцию их Министерства предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, по договорам найма не входит, поэтому принятое решение не повлияет на права и обязанности Министерства.
Министерство социального развития Пермского края о времени и месте судебного разбирательства извещены, ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя не заявили.
Заслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1, п. 2 ч. 4 и ч. 8 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 8.1 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «О специализированном жилищном фонде Пермского края», жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Жилые помещения по договорам социального найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно п. 1.3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилого фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее по тексту - Порядок), жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 ст. 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленном органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
Согласно ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В судебном заседании установлено следующее. <данные изъяты> В ордере № от ДД.ММ.ГГГГ выданном администрацией <адрес> указано, что ордер выдан ФИО5 на право занятия квартиры расположенного по адресу: <адрес>, в качестве членов семьи указаны – жена ФИО6, внук ФИО1 Постановлением администрации городского округа «<адрес>» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. По данным технического учета объектов капитального строительства сведений о зарегистрированных правах на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не имеется. Решением Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда. Данных о наличии у нее жилого помещения на праве собственности либо ином праве не имеется. По окончании обучения в <данные изъяты> ФИО1 жилое помещение не предоставлено.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В решении Губахинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года указано, что ФИО7, <данные изъяты> лишена родительских прав в отношении ФИО1, №
Из копии паспорта ФИО1 следует, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>
<данные изъяты>
Из копии договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что наниматель жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> является ФИО5, в качестве членов семьи указаны – ФИО6, ФИО7
В ордере № от ДД.ММ.ГГГГ выданном администрацией <адрес> указано, что ордер выдан ФИО5 на право занятия квартиры расположенного по адресу: <адрес>, в качестве членов семьи указаны – жена ФИО6, внук ФИО1
В заключении межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> края признан аварийным и подлежащим сносу.
В постановлении администрации городского округа «<адрес>» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что многоквартирный <адрес> края признан аварийным и подлежащим сносу.
В информационном письме Губахинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что по данным государственного технического учета объектов капитального строительства городского округа «<адрес>» <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, сведений о зарегистрированных правах на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не имеется.
В уведомлении Территориального Управления <адрес> по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам указано, что на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, учетное дело №.
В решении Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО1 включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда.
В Уведомлении Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: квартиру, расположенную по адрес: <адрес>
В Уведомлении Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества.
Из информационного письма Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что восстановление нарушенных жилищных прав ФИО1 возможно только в судебном порядке.
Из копии диплома о среднем профессиональном образовании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 присвоена квалификация <данные изъяты>
Из совокупности исследованных доказательств следует, что ФИО1, имеющий статус лица, оставшегося без попечения родителей и достигший совершеннолетия, не имеет объектов недвижимого имущества на праве собственности и до настоящего времени не обеспечен жильем. В связи с этим имеет право на гарантии, установленные действующим законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края, Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Учитывая, что утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п Порядок не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений, то в силу статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается на Правительство Пермского края как на орган исполнительной власти Пермского края.
При таких обстоятельствах, на Правительство Пермского края следует возложить обязанность предоставить ФИО1 по договору найма специализированное жилое помещение, не менее 33 квадратных метров, отвечающее техническим требованиям и уровню благоустройства, и находящееся на территории Пермского края.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Губахи в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить полностью.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО1 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: И.А. Мухтарова