Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-586/2018 ~ М-315/2018 от 29.01.2018

Дело № 2а-586/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.02.2018                                                                       город Ульяновск

    Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи                    Усовой В.Е.,

при секретаре                            Клюевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации города Ульяновска к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Ульяновска обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Долговой С.В. от 31.05.2013 по исполнительному производству .

В обоснование иска указаны следующие обстоятельства.

Судебным приставом исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб.

Администрация города Ульяновска с данным постановлением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим имущественные права администрации, с учетом следующих обстоятельств.

Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 30.07.2012 на администрацию г.Ульяновска возложена обязанность произвести капитальный ремонт системы горячего и холодного водоснабжения в техподролье в подъездах №2,4 жилого дома №15 по просп. Авиастроителей в г.Ульяновске, стояков по квартирам системы центрального отопления в подъездах №2,4 данного жилого дома за исключением 4 стояка 2 подъезда (квартиры 40,44,48,52,56,60,64,68,72 (спальня). Администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2018 год, утверждённых Решением Ульяновской Городской Думы от 29.10.2017 № 130 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее - Ведомственная структура расходов). Администрация города Ульяновска не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда администрации города Ульяновска необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ.

В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заключения муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона 05.04.2013 №44-ФЗ «О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанными нормами установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех необходимых финансово-организационных мероприятий составляет около 3 месяцев.

Решение суда было вынесено на основании и в соответствии со статьей 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон) в рамках которой органы местного самоуправления обязаны произвести капитальный ремонт многоквартирных домов являясь бывшими собственниками. Определением Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 № 389-0-0, были даны разъяснения по применению статьи 16 указанного Закона. Положения статьи 16 Закона, имеют обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, - безотносительно к тому, находились ли такие помещения прежде в собственности государственных или муниципальных образований.

Применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации, в системе действующего законодательства предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

На выполнение работ по капитальному ремонту подъездов 2, 4 дома № 15 по проспекту Авиастроителей в городе Ульяновске, составляется и утверждается локальная смета, приблизительная стоимость необходимых работ по ремонту системы горячего водоснабжения в техподполье дома составляет 307 815,98 рублей. По всем остальным работам локально-сметные расчеты находятся в процессе разработки.

Расходы на мероприятия по исполнению решений судебных инстанций по ремонту жилищного фонда предусмотрено 100 млн. рублей, что составляет 7,1% от общей потребности. Общая потребность в средствах на исполнение решений судебных инстанций по капитальному ремонту жилищного фонда - 11.4 млрд.руб.

Данная сумма предусмотрена в Ведомственной структуре расходов и закреплена за исполнителем - Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее - Управление ЖКХ). Управление ЖКХ является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования «город Ульяновск» и в области жилищных отношений осуществляет функции заказчика на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов жилищно-коммуналыкм о хозяйства и инженерной инфраструктуры, финансируемых из бюджета муниципального образования «город Ульяновск», участвует в приемке в эксплуатацию данных объектов (Решение Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска»).

Учитывая общую потребность в средствах на исполнение решений судебных инстанций по капитальному ремонту жилищного фонда -11,4 млрд.руб., предложения о выделении дополнительных денежных средств на данные цели планируется направить по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2018 года.

Также Администрация города Ульяновска не наделена полномочиями по формированию (утверждению, изменению) местного бюджета.

Согласно ст. 30 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к исключительной компетенции Городской Думы в соответствии с законодательством относятся утверждение (отклонение) местного бюджета, носящим нормативный характер.

Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (ст. 1 Устава МО «города Ульяновска») и правом внесения каких-либо изменений в бюджет не обладает.

Таким образом, за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на 2018 год исполнить указанное выше решение суда невозможно, без соответствующих изменений в бюджет. В адрес Ульяновской Городской Думы направлено письмо с ходатайством о выделении дополнительных денежных средств и выделении дополнительных лимитов на выполнение судебных решений в полном объёме.

Уставом муниципального образования «город Ульяновск» и Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию города Ульяновска возложено исполнение более 40 вопросов местного значения, в числе организация в границах городского округа в том числе: электро-, тепло-, -газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в профилактике терроризма и экстремизма, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения и прочее.

В настоящее время на исполнении в межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области находится более 600 исполнительных производств (неимущественного характера) по которым администрация города Ульяновска является должником, около 300 исполнительных производств (около 396 решений судов 2010-2016 годов) по решениям судов об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирных домов, по общим подсчётам на исполнение решений судов уже находящихся на исполнении у судебных приставов необходимо более 500 миллионов рублей.

Администрация города Ульяновска не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего Законодательства для исполнения решения суда.

В соответствии с п. 6, 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Администрация города Ульяновска принимает все меры по надлежащему исполнению решения суда: - подготовила и направила в Ульяновскую Городскую Думу письмо о необходимости выделения дополнительного финансирования; - подготовила примерную смету расходов.

На основании изложенного просили административный иск удовлетворить,

Представитель административного истца Администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации г.Ульяновска.

Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области, административный ответчик судебный пристав исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Долгова С.В., заинтересованные лица Мерте Л.С., Селезнев А.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены,    причин неявки суду не сообщила.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников судебного разбирательства.

Суд, исследовав материалы настоящего административного дела, пришел к следующему.

Заявителям, заинтересованным лицам разъяснена норма, содержащаяся в ст. 62 КАС РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые ссылаются как на основание своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию заявителем и заинтересованным лицом.

Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Судом установлено, что решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 30.07.2012, на Администрацию города Ульяновска возложена обязанность произвести капитальный ремонт системы горячего и холодного водоснабжения в техподролье в подъездах №2,4 жилого дома №15 по просп. Авиастроителей в г.Ульяновске, стояков по квартирам системы центрального отопления в подъездах №2,4 данного жилого дома за исключением 4 стояка 2 подъезда (квартиры 40,44,48,52,56,60,64,68,72 (спальня).

На основании данного решения судом был выдан исполнительный лист серии ВС 026506377 31.10.2012 и в МОСП по исполнению особых исполнительных производств возбуждено исполнительное производство №14074/13/17/73 17.05.2013 в отношении администрации города Ульяновска, предметом исполнения по которому являлось обязанность должника произвести капитальный ремонт системы горячего и холодного водоснабжения в техподролье в подъездах №2,4 жилого дома №15 по просп. Авиастроителей в г.Ульяновске, стояков по квартирам системы центрального отопления в подъездах №2,4 данного жилого дома за исключением 4 стояка 2 подъезда (квартиры 40,44,48,52,56,60,64,68,72 (спальня).

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 31.05.2013 с администрации города Ульяновска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданским кодексом Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Ульяновск» и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области (ст. 36 Устава МО «Город Ульяновск»).

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.

Для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Как установлено при рассмотрении дела, неисполнение администрацией города Ульяновска судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения вызвано объективными причинами в отсутствие вины должника.

Администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск», на каждый год.

Администрация города Ульяновска не является органом, который самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда администрации города Ульяновска необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ.

В соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации для заключения муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанными нормами установлена процедура, порядок и сроки проведения закупок товаров, работ и услуг.

Согласно п. 30 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к исключительной компетенции городской Думы в соответствии с законодательством относятся утверждение (отклонение) местного бюджета, носящим нормативный характер.

Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (ст. 1 Устава МО «города Ульяновска») и правом внесения каких-либо изменений в бюджет не обладает.

Таким образом, за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на 2013 год, исполнить указанное решение суда было невозможно без соответствующих изменений в бюджет.

Суд считает, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.

Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

В рассматриваемом случае в действиях должника - администрации города Ульяновска отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Принимая во внимание приведенные выше нормы, и учитывая обстоятельства дела, суд на основании указанных доказательств, приходит к выводу об освобождении Администрации города Ульяновска от исполнительского сбора.

Таким образом, данный административный иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Администрации города Ульяновска удовлетворить.

Освободить Администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Долговой С.В. от 31.05.2013 по исполнительному производству .

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья:                                 Усова В.Е.

2а-586/2018 ~ М-315/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация города Ульяновска
Ответчики
СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ ДОЛГОВА С.В.
УФССП по УО
Другие
СЕЛЕЗНЕВ А.А.
МЕРТЕ Л.С.
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Усова В. Е.
Дело на странице суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
29.01.2018Регистрация административного искового заявления
29.01.2018Передача материалов судье
31.01.2018Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2018Судебное заседание
21.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2018Дело оформлено
22.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее