Дело № 2-1368/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24.12.2013 г.Березовский
Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Коркиной Я.С.,
при секретаре судебного заседания Фоменко М. С.,
с участием истца – помощника прокурора г.Березовского Свердловской области Ганбарова Э. Т.,
представителя ответчика Администрации Берёзовского городского округа Забелиной А. А., действующей на основании доверенности от 17.09.2013 № 38/01-79,
представителя ответчика Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 3 «Альянс» Гольяновой В. Н.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления образования Берёзовского городского округа Стриевской С. Н., действующей на основании доверенности № 3 от 22.12.2013г.
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ОМВД России по г.Березовскому Перевозчиковой Л. В., действующей на основании доверенности от 05.07.2013 № 11298,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1368/2013 по иску прокурора города Березовского Свердловской области, предъявленного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Березовскому муниципальному автономному общеобразовательному учреждению лицей № 3 «Альянс» о признании незаконным бездействие в части неисполнения требований федерального законодательства о противодействии терроризму, о возложении обязанности провести мероприятия по устранению выявленных нарушений по исполнению требований федерального законодательства о противодействии терроризму, возложении обязанности заложить в бюджет и выделить денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Березовского Свердловской области обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа, Березовскому муниципальному автономному общеобразовательному учреждению лицей № 3 «Альянс» (далее по тексту- БМАОУ лицей № 3 «Альянс») о признании незаконным бездействие в части неисполнения требований федерального законодательства о противодействии терроризму, о возложении обязанности провести мероприятия по устранению выявленных нарушений по исполнению требований федерального законодательства о противодействии терроризму, возложении обязанности заложить в бюджет и выделить денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности.
В обоснование заявленных исковых требований указывает, что прокуратурой г.Березовского совместно с отделом ОМВД России по г.Березовскому, отделом вневедомственной охраны по г.Березовскому- филиала ФГКУ УВО ГУ МВД России, у целью усиления антитеррористической и противокриминальной защищенности, предупреждения и пресечения противоправных посягательств в отношении работников, обучающихся, посетителей и имущества образовательных учреждений на территории Берёзовского городского округа в дата проведены комиссионные обследования объектов данной категории, в том числе БМАОУ лицей № 3 «Альянс». Результат проверки показал, что основным недостатком в обеспечении антитеррористической защищенности остается недостаточная инженерная укрепленность учреждения, неподготовленность персонала объектов к действиям при реальной угрозе их безопасности, крайне низкий уровень использования технических средств охраны в предупреждении всевозможных чрезвычайных ситуаций, в том числе охранного телевидения с круглосуточной фиксацией событий и систем контроля и управления доступа на объект. Согласно п.24.1 ст. 6 Устава Берёзовского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа. В силу п.1 ст. 31 Устава Берёзовского городского округа в полномочия администрации Берёзовского городского округа входит формирование и исполнение местного бюджета. Таким образом, администрация Берёзовского городского округа правомочна заложить в бюджет и выделить денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности. Ссылаясь на ч.2 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ст. 2 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации № 35-ФЗ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму», Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» истец – прокурор г.Березовского Свердловской области просит признать незаконным бездействие БМАОУ лицей № 3 «Альянс», расположенного по адресу: <адрес>, в части неисполнения требований федерального законодательства о противодействии терроризму. Обязать БМАОУ лицей № 3 «Альянс» не позднее 4-х месяцев с даты вступления решения в законную силу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений, указанных в перечне общеобразовательных учреждений, с выявленными в ходе проведения комиссионных обследований недостатков, в здании и на территории здания по адресу: <адрес>, а именно: установить и привести в соответствии с законодательством Российской Федерации в здании и на территории БМАОУ лицей № 3 «Альянс» ворота; защитные элементы (защитное остекление, металлические решетки) на оконных проемах первого и подвальных этажей, выходящих на оживленные улицы и магистрали, а также выходящих во дворы, малолюдные переулки, примыкающих к пожарным лестницам, балконам, карнизам; установить в соответствии с законодательством Российской Федерации запирающие устройства входных и запасных дверей в здании БМАОУ лицей № 3 «Альянс»; установить охранную сигнализацию в помещениях с постоянным или временным хранением материальных ценностей, а также уязвимых мест здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты); установить систему контроля и управления доступом, систему охранного телевидения; установить громкую связь для оперативного оповещения людей о приближающейся или возникшей внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии) и координацию их действий; привести в соответствие с законодательством Российской Федерации охранное освещение. Обязать Администрацию Березовского городского округа заложить в бюджет и выделить денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности.
В ходе рассмотрения дела истец – прокурор г.Березовского Свердловской области отказался от исковых требований в части признания бездействия БМАОУ лицей № 3 «Альянс» в части неисполнения требований федерального законодательства о противодействии терроризму незаконным.
Определением Березовского городского суда Свердловской области от 03.12.2013 производство по делу в данной части исковых требований прекращено.
Также истцом в ходе рассмотрения дела уточнены исковые требования, истец – прокурор г.Березовского Свердловской области в обоснование уточненных исковых требований указывает, что нарушения положений Федерального закона Российской Федерации № 35-ФЗ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» создают условия для распространения терроризма, в результате которого возможна массовая гибель людей, уничтожение имущества. В соответствии с п.п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. Согласно пункту 5.39 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 01.09.2009 № 390 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112». В силу пункту 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. В силу статьи 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 28.12.12 № 273-ФЗ к компетенции образовательного учреждения относится материально – техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно ч. 7 ст. 28 указанного закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Исполнение требований нормативно – правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Выявленные в ходе проверки учебного учреждения нарушения способствуют созданию условий для наступления негативных последствий в учреждении, несвоевременного принятия мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц. Истец – прокурор г.Березовского Свердловской области просит обязать БМАОУ лицей № 3 «Альянс» в срок не позднее дата провести мероприятия по устранению выявленных нарушений, указанных в акте обследования антитеррористической безопасности (приложение № 1) от дата в здании и на территории здания БМАОУ лицей № 3 «Альянс» по адресу: <адрес> - установить и (или) привести в соответствие с законодательством Российской Федерации ограждение и ворота, калитки (2 класса защиты) на территории здания;- привести в соответствие с требованиями входные центральные двери в здание (дверные конструкции 2 класса защиты), двери запасных выходов здания, выходящие на оживленные улицы (дверные конструкции 2 класса защиты);- привести в соответствие с требованиями двери запасных выходов, выходящие во дворы, малолюдные переулки (дверные конструкции 3 класса защиты);- установить и (или) привести в соответствии с законодательством Российской Федерации оконные проемы (фасад и левая сторона) первого этажа в количестве 32 штук на которых в настоящее время отсутствуют защитные конструкции или защитное остекление соответствующее 2 классу, а также 4 оконных проема второго здания на которых в настоящее время отсутствуют защитные конструкции или защитное остекление соответствующее 2 классу;- установить и (или) привести в соответствии с законодательством Российской Федерации оконные проемы (тыльная сторона) первого этажа в количестве 7 штук на которых в настоящее время отсутствуют защитные конструкции или защитное остекление соответствующее 3 классу, а также 2 оконных проема (тыльная сторона второго здания) и 9 оконных проемов с тыльной части здания, примыкающие к трубе, на которых в настоящее время отсутствуют защитные конструкции или защитное остекление соответствующее 3 классу; - установить и (или) привести в соответствии с законодательством Российской Федерации оконные проемы специальных помещений с товаро-материальными ценностями: кабинеты информатики (оконные конструкции 2 класса защиты);- установить и (или) привести в соответствии с законодательством Российской Федерации запирающие устройства входных и запасных дверей в здание, на которых в настоящее время отсутствуют запорные устройства соответствующее 2 классу;- установить и (или) привести в соответствии с законодательством Российской Федерации запирающие устройства внутренних дверей в здание (запирающие устройства 1 класса защиты);- установить систему контроля и управления доступом, систему охранного телевидения здания БМАОУ лицей № 3 «Альянс»;- установить систему оповещения для оперативного информирования людей о приближающейся или возникшей внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии и т.п.) и координацию их действий в здании БМАОУ лицей № 3 «Альянс»;- установить в соответствие с требованиями систему охранного освещения здания БМАОУ лицей № 3 «Альянс» по периметру территории, здания. Обязать Администрацию Березовского городского округа заложить в бюджет на дата и в срок не позднее дата выделить денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности.
В судебном заседании истец – помощник прокурора города Березовского Свердловской области Ганбаров Э. Т. уточненные исковые требования поддержал, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в уточненном исковом заявлении. Также уточнил, что исковые требования предъявлены к администрации Березовского городского округа, БМАОУ лицей № 3 «Альянс».
Представитель ответчика БМАОУ лицей № 3 «Альянс» Гольянова В. Н. в судебном заседании уточненные исковые требования признала частично, суду пояснила, что не согласна в части срока для выполнения требований, полагает, что достаточным срок будет в три года. Также пояснила, что актом обследования антитеррористической безопасности от дата согласна.
Представитель ответчика Администрации Березовского городского округа Забелина А.А., действующая на основании доверенности от 17.09.2013 № 38/01-79, исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены участники бюджетного процесса: главные распорядители бюджетных средств и получатели бюджетных средств. Учредителем БМАОУ лицей № 3 «Альянс» является Управление образования Березовского городского округа, которое утверждает бюджетную смету для муниципальных казенных учреждений и план финансово-хозяйственной деятельности. Решением Думы Березовского городского округа от дата № утвержден бюджет Березовского городского округа на дата. Управление образования Березовского городского округа является одним из главных распорядителей бюджетных средств Березовского городского округа. БМАОУ Лицей № 3 является получателем бюджетных средств, Администрация Березовского городского округа не осуществляет финансирование за счет бюджетной сметы деятельность школы. Такое финансирование должно осуществлять Управление образования Березовского городского округа. Кроме того, руководящий документ «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств РД 78.36.003-2002», утвержденный МВД Российской Федерации от 06.11.2002 года, распространяется на вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты различных форм собственности, охраняемые и подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Все перечисленные объекты не относятся к системе образования и образовательным учреждениям. Подобные меры по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений носят рекомендательный характер. Просила в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора г.Березовского, предъявленных к администрации Берёзовского городского округа отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОМВД России по г.Березовскому Свердловской области Перевозчикова Л. В., действующая на основании доверенности от 05.07.2013 № 11298, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Определением Березовского городского суда Свердловской области от 14.11.2013г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление образования Берёзовского городского округа (л.д.83-84).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления образования Берёзовского городского округа Стриевская С. Н., действующая на основании доверенности № 3 от 22.12.2013г., не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, суду пояснила, что администрация Берёзовского городского округа при реализации своих полномочий в области образования является субъектом противодействия террористической деятельности. В силу Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроля за исполнением данного бюджета. В соответствии со ст. 31 Устава Берёзовского городского округа к полномочиям администрации Берёзовского городского округа относится формирование и исполнение местного бюджета, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Имущество учебного заведения передано ему на праве оперативного управления, собственником имущества является Берёзовский городской округ. В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации администрация Берёзовского городского округа как собственник должна нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Управление образования Берёзовского городского округа как главный распорядитель денежных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Начальник Управления образования Берёзовского городского округа осуществляет контроль за результативностью и целевым характером расходов в рамках выделяемых ему муниципалитетом денежных средств, в соответствии с бюджетом Берёзовского городского округа на соответствующий финансовый год и не может самостоятельно обеспечить содержание зданий и сооружений в соответствии с требованиями норм законодательства о противодействии терроризму без соответствующего финансирования со стороны муниципального образования. Также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления образования Берёзовского городского округа Стриевская С. Н. суду пояснила, что БМАОУ лицей № 3 «Альянс» делает все возможное для исполнения требований, подает соответствующие запросы на выделение денежных средств из бюджета, однако в связи с отсутствием должного финансирования фактически исполнить требования не имеет возможности.
Определением Березовского городского суда Свердловской области от 03.12.2013г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление финансов Берёзовского городского округа (л.д.143-144).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управления финансов Берёзовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управления финансов Берёзовского городского округа (л.д.156).
Согласно отзыву на исковое заявление от дата № полагают, что возложение обязанностей на Администрацию Березовского городского округа в отношении образовательной организации повлечет нарушение бюджетного законодательства, положений ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Также указывает, что Управление образования Березовского городского округа является распорядителем бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отношении образовательной организации. Полагают, что обязанность по планированию расходов бюджета на мероприятия по антитеррористической защищенности по подведомственным учреждениям возлагается на Управление образования Березовского городского округа, а не на Администрацию Березовского городского округа (л.д.158-159).
Принимая во внимание, что участники процесса согласны на рассмотрение дела при данной явке и в данном судебном заседании, суд полагает возможным разрешить дело по существу в данном судебном заседании.
Заслушав истца – помощника прокурора г.Березовского Свердловской области Ганбарова Э. Т., представителя ответчика Администрации Берёзовского городского округа Забелину А. А., представителя ответчика БМАОУ лицей № 3 Гольянову В. Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления образования Берёзовского городского округа Стриевскую С. Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- ОМВД России по г.Березовскому Свердловской области Перевозчикову Л. В., исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Предъявляя иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор г.Березовского Свердловской области действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом с целью предупреждения и пресечения терроризма, влияющие на безопасность несовершеннолетних.
В силу ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицированной постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно ст. ст. 2, 15 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
В силу п.1, 3 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно п.3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма заключается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Согласно п 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно ч.7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ст. ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Образовательная организация несет в установленном законодательство Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
На основании ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Согласно п.6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу п.1 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий осуществляют органы местного самоуправления.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Письмом Рособразования от 16.01.2009 № 16-2235/07-02 «О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности» предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий.
В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2011 № МК-70/15 «О мерах по предупреждению террористических актов и недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций» указано на незамедлительное принятие мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности, в частности обеспечить дополнительные меры по охране организаций, ужесточить пропускной режим на объекты.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что в дата представителями ОМВД России по г.Березовскому, отдела вневедомственной охраны по городу Березовскому –филиала ФГКУ УВО ГУ МВД России по Свердловской области были проведены комиссионные обследования объектов, в том числе БМАОУ лицей № 3 «Альянс», где были выявлены недостатки антитеррористической безопасности. ОМВД России по г.Березовскому о результатах данных обследований объектов было сообщено прокурору г.Березовского (л.д.5-11, л.д.95-99).
В адрес директора БМАОУ лицей № 3 «Альянс» прокурором г.Березовского было внесено представление об устранении нарушений законодательства от дата (л.д.12). Данное представление было рассмотрено директором БМАОУ лицей № 3 «Альянс» (л.д.13).
В ходе рассмотрения дела дата было проведено дополнительное обследование состояния антитеррористической безопасности БМАОУ лицей № 3 «Альянс» (л.д.125-135). В ходе обследования были выявлены недостатки с учетом которых истцом-прокурором г.Березовского были уточнены исковые требования (л.д.122-124).
Наличие недостатков, выявленных в ходе проверки по антитеррористической защищенности БМАОУ лицей № 3 «Альянс» является несоблюдением требований Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а также требований СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 01.09.2009 № 390, в соответствии с которыми для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны). Названные правила являются обязательными для исполнения при организации учебного процесса и направлены на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, на защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
В силу п. 1.4 Устава БМАОУ лицей № 3 «Альянс» собственником имущества Лицея является Берёзовский городской округ (л.д.34-73).
Согласно п. 2.26 Устава БМАОУ лицей № 3 «Альянс» Лицей несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников Лицея во время непосредственного осуществления образовательного процесс (л.д.45).
Согласно п.3.1 Устава БМАОУ лицей № 3 «Альянс» Лицей является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления.
В силу п.6.1 Устава БМАОУ лицей № 3 «Альянс» все имущество Лицея находится в собственности Березовского городского округа (л.д.68).
В силу п. 2.1 Устава БМАОУ лицей № 3 «Альянс» учредителем Лицея является управление образования администрации Березовского городского округа (л.д.39).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 31 Устава Берёзовского городского округа к полномочиям администрации городского округа относятся: формирование и исполнение местного бюджета.
Таким образом, администрация Берёзовского городского округа обладает правомочиями собственника, предусмотренными ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, и соответственно на основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязана нести бремя содержания имущества.
Таким образом, Берёзовский городской округ несет обязанность по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений по антитеррористической безопасности в здании и на территории здания БМАОУ лицей № 3 «Альянс».
Здание БМАОУ лицей № 3 «Альянс» является объектом муниципальной собственности Берёзовского городского округа, принадлежит на праве оперативного управления Управлению образования Берёзовского городского округа. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, обязанности по обеспечению возлагаются на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Таким органом местного самоуправления является администрация Берёзовского городского округа.
БМАОУ лицей № 3 «Альянс», расположенное по адресу: <адрес>», является объектом с массовым пребыванием людей, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Доводы ответчика Администрации Березовского городского округа о том, что руководящий документ «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств РД 78.36.003-2002», утвержденный МВД Российской Федерации от 06.11.2002 года, распространяется на вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты различных форм собственности, охраняемые и подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел, суд находит несостоятельными, данные доводы не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Действительно, в соответствии с ч.1 ст.42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Однако в целях унификации действующего законодательства положения ч.2 указанной статьи устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности, заявленных в исковых требованиях прокурора г.Березовского Свердловской области направлены на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данные меры являются в том числе профилактическими мерами, направленными на противодействие террористической деятельности. Невыполнение указанных мероприятий создает почву для преступлений террористической направленности, способствует созданию условий для наступления негативных последствий в учреждении, несвоевременное принятие мер по устранению выявленных нарушений в антитеррористической укрепленности учебного заведения ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц.
Поскольку при обследовании антитеррористической безопасности БМАОУ лицей № 3 «Альянс» выявлены ряд недостатков, устранение которых необходимо в силу действующих правовых норм и путем мероприятий, перечисленных в исковых требованиях прокурора г.Березовского, денежные средства на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности образовательному учреждению не выделены, то суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Учредителем БМАОУ лицей № 3 «Альянс» является муниципальное образование Березовский городской округ в лице Управления образования Березовского городского округа и финансовое обеспечение осуществляется из бюджета Березовского городского округа, то исковые требования прокурора о возложении обязанности по выделению денежных средств на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности также обоснованно предъявлены к Администрации Березовского городского округа.
Гражданское законодательство предусматривает различные способы защиты гражданских прав. В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом. В данном случае требование прокурора, заявленное в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, о возложении на Администрацию Березовского городского округа обязанности выделить денежные средства БМАОУ лицей № 3 «Альянс» для устранения выявленных нарушений по обеспечению антитеррористической безопасности данного образовательного учреждения, а также возложения обязанности на БМАОУ лицей № 3 «Альянс» устранить выявленные нарушения направлено на пресечение действий, нарушающих право на антитеррористическую безопасность или создающих угрозу его нарушения и основано также на положениях п.п. 1 и 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых опасность причинения вреда в будущем может быть основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
При определении сроков исполнения требований прокурора о выделении Администрацией Березовского городского округа денежных средств на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности суд считает, что срок до дата года, предложенный истцом, является разумным и достаточным для выделения бюджетных средств. Срок для устранения БМАОУ лицей № 3 «Альянс» выявленных нарушений до дата также является разумным и обоснованным, связан, кроме прочего, с отсутствием в здании БМАОУ лицей № 3 «Альянс» детей в период с дата до дата.
Ответчиками не представлены доказательства, опровергающие доводы истца, время для сбора доказательств в подтверждение своих доводов ответчикам представлялось достаточное, ходатайств к суду в порядке ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от ответчиков не поступало.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст.12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.
Судом в соответствии с ч.2 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разъяснялось бремя доказывания своих требований, определялся круг доказательств, подлежащих доказыванию, разъяснялось право на обращение с ходатайством об оказании содействия в собирании доказательств в порядке ст.57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При вынесении решения суд оценивает исследованные доказательства в их совокупности, учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, все участники процесса согласились на окончании рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст.12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
Исходя из анализа изложенных норм права на Администрацию Берёзовского городского округа в полной мере распространяется установленная подп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации льгота по уплате государственной пошлины, а, следовательно, государственная пошлина согласно требованиям ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может быть взыскана.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворённым исковым требованиям.
В силу п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Таким образом, с ответчика БМАОУ лицей № 3 «Альянс» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 200 руб.
Проанализировав и оценив, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора города Березовского Свердловской области, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Березовского городского округа, БМАОУ лицей № 3 «Альянс» подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 12, 56, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 3 «░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 3 «░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 3 «░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 3 «░░░░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░ (2 ░░░░░░ ░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░);
- ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░░░░░);
- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 32 ░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 7 ░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░) ░ 9 ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░);
- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░);
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ № 3 «░░░░░░»;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ № 3 «░░░░░░»;
- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ № 3 «░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 3 «░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 200 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 27.12.2013 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░