УИД № 72RS0014-01-2021-015193-73
Дело № 2-8751/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Тюмень 26 ноября 2021 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Терентьева А.В.,
при секретаре Мальцевой А.А.,
с участием истца, представителя истца Тишкина А.В.,
представителя Управления Министерства Внутренних дел РФ по Тюменской области Томиловой А.С.,
представителя Администрация г. Тюмени Троегубовой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8751/2021 по иску Артюхова Валерия Дмитриевича к Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Артюхов Валерий Дмитриевич (далее – истец, Артюхов В.Д.) обратился с исковым заявлением к Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области (далее – УМВД России по ТО), Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (Межрегиональное территориальное управление) о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Требования мотивированы тем, что истец с 27.02.2003 проживает совместно с семьей в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. 21.01.2002 приказом Главного управления внутренних дел по Тюменской области № л/с истец назначен на должность начальника отдела внутренних дел Тюменского района. На основании распоряжения ГУВД Тюменской области от 17.02.2003 №, протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУВД Тюменской области от 22.12.2003 №, истец вселен в квартиру, в связи с тем, что по состоянию на 01.01.2003 являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий (список руководства Тюменского РОВД от 01.01.2003). 27.02.2003 на основании вышеуказанного распоряжения истцу выдан смотровой ордер. Однако, 08.02.2011 УФМС России по Тюменской области в Восточном AO г. Тюмени отказано в регистрации по месту жительства, ввиду отсутствия документа, являющегося основанием для вселения. Кроме того, в 2004 году ТСЖ «Олимп» выдана справка о том, что истец является нанимателем квартиры. 20 07 2020 истцом в адрес начальника УМВД России по Тюменской области направлено заявление с просьбой рассмотрения вопроса о заключении договора социального найма на квартиру, в которой он проживает с 2003 года совместно с семьей. 16.03.2021 истцу отказано в заключении договора социального найма на квартиру в связи с тем, что в настоящее время он и члены его семьи обеспечены жилой площадью более 18 кв.м. на человека (протокол заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тюменской области от 26.03.2021 №). 04.06.2021 УМВД России по Тюменской области в адрес истца направлено письмо №-б/н, о том, что в рамках реализации истцом социальных гарантий, предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011 № «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», истцу на условиях социального найма предоставлена квартира, и в целях реализации Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и в соответствии с приказом УМВД России по Тюменской области от 09.11.2017 № «О порядке приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении УМВД России по Тюменской области истец имеет право на бесплатную приватизацию. В настоящее время квартира на праве собственности принадлежит Российской Федерации (регистрационная запись от 13.11.2009), находится в оперативном управлении УМВД России по Тюменской области, статуса служебного помещения не имеет. Также, 24.08.2021 УМВД России по Тюменской области направило письмо, согласно которому квартира закреплена на праве оперативного управления за УМВД России по Тюменской области с 13.11.2009 по настоящее время, к какому-либо фонду, в том числе к специализированному жилищному фонду, не отнесена. Поскольку в заключении договора социального найма на жилое помещение отказано, в досудебном порядке урегулировать данный спор не представляется возможным, вследствие чего истец вынужден обратиться за защитой нарушенного права.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация г. Тюмени.
Истец и его представитель в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель УМВД России по ТО представила в материалы дела отзыв, дополнения к нему, в которых просила в иске отказать, мотивированные тем, что истец и члены его семьи обеспечены жилой площадью.
В судебном заседании представитель УМВД России по ТО поддержала доводы изложенные в возражениях.
От Межрегионального территориального управления в дело поступил отзыв, в котором просило принять решение на усмотрение суда.
От представителя Администрации г. Тюмени поступил письменный отзыв, в судебном заседании требования истца поддержала, просил иск удовлетворить.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении требований исходя из следующего.
Судом установлено и следует из представленных в дело доказательств, что 21.01.2002 приказом Главного управления внутренних дел по Тюменской области № л/с истец назначен на должность начальника отдела внутренних дел Тюменского района (л.д. 18).
На основании распоряжения Главного управления внутренних дел по Тюменской области от 17.02.2003 №, протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУВД по Тюменской области от 22.12.2003 от 22.12.2003, принято решение о выдаче истцу ключей от <адрес> расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 19, 117-118).
Истец вселен в квартиру, в связи с тем, что по состоянию на 01.01.2003 являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, с составом семьи жена, дочь, что подтверждается списком руководства Тюменского РОВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный 16.01.2003 (л.д. 116 и оборот).
Указанное также подтверждено УМВД России по ТО в справкой от 16.03.2021 № (л.д. 121 оборот).
27.02.2003 на основании названного распоряжения от 17.02.2003 № истцу выдан смотровой ордер для ведения остаточных отделочных и сантехнических работ (л.д. 24).
В 2004 году ТСЖ «Олимп» выдана справка о том, что Артюхов В.Д. является нанимателем данной квартиры.
Согласно выписки из финансового лицевого счета в отношении спорного жилого помещения за период с декабря 2014 года по июль 2021 года истец несет обязательства содержания и оплате жилищно-коммунальных платежей (л.д. 39).
20.07.2020 истец обратился в адрес Начальника УМВД России по ТО с заявлением о заключении договора социального найма.
Письмом УМВД России по ТО от 21.08.2020 истцу указано, что указанное заявление истца будет рассмотрено на заседании Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУВД по Тюменской области.
Согласно выписке, из протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУВД по Тюменской области от 26.03.2021 №, Артюхову В.Д. отказано в заключении договора социального найма на спорное жилое помещение, в связи с тем, что он и члены его семьи обеспечены жилой площадью более 18 кв. м. на человека (л.д. 26-28).
Комиссией установлено, что заявителю на праве общей долевой собственности, 1/3 доли в праве, с 20.02.2012 принадлежит объект недвижимости по адресу: <адрес>, общей площадью № кв. м. В качестве основания возникновения права указан договор дарения от 02.08.2010, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.03.2021.
Также установлено, что 04.06.2021 в адрес истца ответчиком УМВД России по ТО направлено письмо № в котором указывает на его и членом семьи право на бесплатную приватизацию жилого помещения (л.д. 29).
Согласно выписки из ЕГРН от 21.12.2017 и реестрового дела, представленного по запросу суда, жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления за УМВД России по ТО с 13.11.2009 по настоящее время (л.д. 125).
Из письма УМВД России по Тюменской области от 24.08.2021 № также следует, что спорная квартира к какому-либо фонду, в том числе к специализированному жилищному фонду, не отнесена.
Данные обстоятельства подтверждены представителем УМВД России по ТО в судебном заседании (л.д. 33).
Кроме того, в протоколе заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД по Тюменской области № также имеется ссылка на то, что спорное жилое помещение статуса служебного не имеет. Иного в дело не представлено.
Таким образом, доводы представителя УМВД России по ТО о том, что истцу представлено спорное жилое помещение в качестве служебного подлежат отклонению.
В материалы дела истцом также представлены доказательства того, что право на бесплатную приватизацию не использовал (л.д. 35-38). Данное обстоятельство сторонами по спору не оспаривается.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно статье 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу статьи 6 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
На основании статьи 11 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу статьи 8 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 год № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам статьей 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, факт того, что истец по состоянию на 16.01.2003 состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, спорная квартира относится к государственному жилищному фонду, ограничений в ее приватизации не имеется, предоставлена истцу на основании фактически сложившихся отношений социального найма.
Отклоняя доводы УМВД России по ТО, в том числе со ссылкой на наличие в собственности истца доли в праве на иное жилое помещение, суд также исходит из следующего.
В силу статьи 32 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей по состоянию на 16.01.2003, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
На основании пунктов 2, 3 части 1, части 2 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Таким образом, как действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений Жилищным кодексом РСФСР, так и действующим в настоящее время Жилищным кодексом РФ, установлены требования к порядку принятия решений о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчиком на основании статьи 32 ЖК РСФСР, статьи 56 ЖК РФ принималось решение в отношении истца о снятии с указанного учета.
Представленная в дело ответчиком справка от 19.11.2021 № не свидетельствует о том, что Артюхов В.Д. был снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке установленном статьей 56 ЖК РФ. Ссылок то, что уполномоченным органом было принято решение о снятии с учета истца в справке также не имеется.
Кроме того, факт отсутствия соответствующего решения подтвержден в судебном заседании представителем УМВД России по ТО, что отражено в протоколе судебного заседания.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Артюхова Валерия Дмитриевича – удовлетворить.
Признать за Артюховым Валерием Дмитриевичем право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 03 декабря 2021 года.
Судья А.В. Терентьев