Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 11 февраля 2021 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,
при секретаре Погодаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-168/2021 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Кобляковского муниципального образования, Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Кобляковского сельского поселения, Юрченко Геннадию Анатольевичу о признании незаконным распоряжения, признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах Кобляковского муниципального образования, Российской Федерации, неопределенного круга лиц с иском (с учетом уточнения) к Администрации Кобляковского сельского поселения, Юрченко Г.А. о признании незаконным распоряжения, признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки.
В обоснование исковых требований прокурор Братского района указал, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения Администрацией Кобляковского сельского поселения земельного законодательства, законодательства о муниципальной собственности, о противодействии коррупции установлено, что **.**.**** между главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. и ее супругом Юрченко Г.А. был заключен договор аренды *** земельного участка, кадастровый номер ***.
Заключение указанного договора аренды земельного участка между главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. и ее супругом Юрченко Г.А. в соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции» привело к возникновению личной заинтересованности, выразившейся в получении Юрченко Г.А. имущественных прав от аренды земельного участка, а также в получении Юрченко М.А. семейного дохода в результате использования ее супругом земельного участка, а также может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. возложенных на нее полномочий, в том числе при рассмотрении вопроса о досрочном расторжении договора аренды земельного участка.
Таким образом, заключение договора аренды земельного участка *** от **.**.**** между главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. и ее супругом Юрченко Г.А. в соответствии со ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» является конфликтом интересов, о котором Юрченко М.А. в нарушение ч. 2 ст. 11 Ф3 «О противодействии коррупции» не уведомила в письменной форме органы местного самоуправления МО «Братский район», а после заключения указанного договора, не приняла меры по урегулированию конфликта интересов.
Поскольку договор аренды земельного участка *** от **.**.**** не мог быть заключен ввиду запретов, установленных Ф3 «О противодействии коррупции», он является недействительным ввиду его ничтожности.
Права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации и муниципального образования в данном случае выражаются в реализации принципа законности, соблюдении действующего законодательства, в том числе антикоррупционного, равенства всех перед законом, ответственности выборного должностного лица, добросовестного исполнения им своих служебных полномочий, защите конкуренции, предотвращении коррупции.
Прокурор Братского района просил суд с учетом уточнения признать незаконным распоряжение главы Кобляковского муниципального образования от **.**.**** *** «О предоставлении в аренду земельного участка гр. Юрченко Геннадию Анатольевичу»; признать недействительным договор *** от **.**.**** аренды земельного участка, заключенный между Администрацией муниципального образования «Кобляковское сельское поселение» в лице главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. и Юрченко Г.А.; применить последствия недействительности сделки, обязав Юрченко Г.А. возвратить Кобляковскому муниципальному образованию в лице Администрации Кобляковского сельского поселения по акту приема-передачи земельный участок, кадастровый номер ***; погасить в Едином государственном реестре недвижимости запись *** от **.**.**** о регистрации договора аренды земельного участка *** от **.**.****.
В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., действующая на основании прав по должности, исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Кобляковского сельского поселения - глава Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования прокурора Братского района не признала, в их удовлетворении просила отказать, суду пояснила, что ранее, в 2017 году, когда она не являлась главой муниципального образования, спорный земельный участок был предоставлен в аренду Юрченко Г.А. сроком на три года. По истечении срока договора аренды он вновь обратился в администрацию с заявлением о заключении договора аренды данного земельного участка, и в августе 2020 года с ним был заключен договор аренды.
Уведомления о заключении с Юрченко Г.А., с которым она состоит в зарегистрированном браке с 2012 года, договора аренды земельного участка от **.**.**** в Администрацию Братского района и в Думу Братского района в связи с отсутствием в Администрации Кобляковского сельского поселения специалиста были направлены только в октябре 2020 года, после получения из Управления Росреестра по Иркутской области зарегистрированного договора.
В судебном заседании ответчик Юрченко Г.А. заявленные прокурором Братского района исковые требования, не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований, суду пояснил, что в августе 2017 года, когда его жена Юрченко М.А. еще не занимала должность главы муниципального образования, ему на основании договора аренды был предоставлен земельный участок сроком на три года, в течение которых он обрабатывал земельный участок, вкладывал свои силы и средства. После истечения срока договора аренды он вновь подал заявление на заключение договора на новый срок. Данный земельный участок он использует для частного подсобного хозяйства в личных целях, индивидуальным предпринимателем он не является, никакой выгоды с участка ни он, ни его супруга Юрченко М.А., как глава Кобляковского муниципального образования, не имеют.
Представитель ответчика Юрченко Г.А. - Гришанов В.С., действующий на основании письменного заявления в соответствии с ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), исковые требования не признал, суду пояснил, что Юрченко Г.А., используя спорный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, не извлекает из него выгоды в виде дохода, который может быть обращен в совместную собственность семьи.
Представитель третьего лица Думы Братского района в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Председателем Думы Братского района Коротченко С.В. представлены письменные пояснения по иску, в которых содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, а также указано, что в соответствии с ч. 7.1 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Согласно ч. 4.1 ст. 12.1 указанного Федерального закона обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, возложена на всех лиц, замещающих муниципальные должности. В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопрос местного значения, предусмотренный п. 38 ч. 1 ст. 14 данного закона (осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения) относится к вопросам местного значения, которые решает муниципальный район. Думой Братского района решением от 12.12.2018 № 385 утвержден Порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Братский район» и сельских поселений муниципального образования «Братский район», о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Данный Порядок опубликован на официальном сайте Администрации МО «Братский район» в разделе «Дума» (вкладка решения Думы), а также в газете «Братский район», доп. выпуск № 13 (20) от 21.12.2018. Главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. в Думу Братского района на адрес электронной почты **.**.**** было направлено уведомление от **.**.**** о заключении Администрацией Кобляковского сельского поселения договора аренды от **.**.**** земельного участка с кадастровым номером *** с Юрченко Г.А., без приложения подтверждающих документов. Поскольку указанное уведомление не соответствовало требованиям, установленным Порядком сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Братский район» и сельских поселений муниципального образования «Братский район», о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, уведомление Юрченко М.А. не было рассмотрено, о чем **.**.**** ей направлен ответ. Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в соответствии с установленным Порядком от главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. в Думу Братского района не поступало.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что главой Кобляковского муниципального образования является Юрченко Марина Александровна, что подтверждается копиями решения Братской районной территориальной избирательной комиссии № 91/1013 от 11.09.2017, удостоверения от 11.09.2017.
Согласно копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 22.05.2017 правообладателем земельного участка, площадью 102473 +/- 224 кв.м., кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ..., категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования - ведение сельского хозяйства, является Кобляковское муниципальное образование Братского района Иркутской области.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд согласно п. 3 ст. 3 указанного Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено, что государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.
В судебном заседании также установлено, что на основании заявления Юрченко Геннадия Анатольевича от **.**.**** распоряжением главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. *** от **.**.**** Юрченко Г.А. сроком на 9 лет предоставлен в аренду земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 102473 кв.м., кадастровый номер ***, местоположение: ..., разрешенное использование - ведение сельского хозяйства.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) в силу ст. 606 ГК РФ обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу п. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы, в том числе земельные участки.
Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В соответствии со ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме (п. 1).
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2).
**.**.**** между Администрацией муниципального образования «Кобляковское сельское поселение» в лице главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А., действующей на основании Устава Кобляковского муниципального образования, (арендодатель) и Юрченко Г.А. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка ***, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду за плату земельный участок со следующими характеристиками: кадастровый номер - ***; местоположение - ...; площадь земельного участка - 102473 +/- 224 кв.м.; категории земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - ведение сельского хозяйства.
Согласно п. 2.1 договора аренды от **.**.**** срок аренды участка устанавливается с **.**.**** по **.**.****.
Договор подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2.2).
Договор аренды земельного участка *** от **.**.**** зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем **.**.**** Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области произведена запись ***.
В судебном заседании из копии свидетельства о заключении брака I-СТ *** от **.**.**** установлено, что **.**.**** между Юрченко Геннадием Анатольевичем, **.**.**** года рождения, и Галиманасовой Мариной Александровной, **.**.**** года рождения, был заключен брак, после заключения которого присвоены фамилии: мужу - Юрченко, жене - Юрченко.
Частями 1, 4.1 статьи 36 Федерального закона от **.**.**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Согласно ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Под конфликтом интересов в силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ч. 1).
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч. 2).
Таким образом, исходя из приведенных норм материального права в их совокупности, обстоятельством, имеющим существенное значение для рассмотрения настоящего дела, является не только факт возникновения конфликта интересов в связи с какими-либо конкретными обстоятельствами, а выполнение главой муниципального образования Юрченко М.А. возложенной на нее законом обязанности по уведомлению о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения в день, когда ей стало об этом известно.
Как установлено в судебном заседании, решение о предоставлении в аренду земельного участка ответчику Юрченко Г.А. принималось главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А., состоящей в настоящее время и на момент предоставления земельного участка в браке с Юрченко Г.А.
**.**.**** главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. издано распоряжение о предоставлении в аренду земельного участка Юрченко Г.А. - её супругу.
Исходя из правового анализа статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», конфликт интересов всегда возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности. Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества либо непосредственно лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, либо лицами, состоящими с данным лицом в близком родстве или свойстве.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, реальным или возможным конфликтом интересов является лишь такая ситуация, при которой лицо, на которого возложены определенные должностные (служебные) обязанности, само осуществляет или может осуществлять их ненадлежащим образом в целях получения материальных или нематериальных благ им самим и (или) близкими ему лицами.
Нахождение муниципального служащего – главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. в браке с Юрченко Г.А., между которыми заключен договор аренды земельного участка, может привести к получению личной выгоды в виде получения семейного дохода в результате использования арендатором земельного участка, предоставленного Администрацией Кобляковского сельского поселения в лице главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. в аренду Юрченко Г.А.
Решением Думы Братского района № 385 от 12.12.2018 утвержден Порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Братский район» и сельских поселений муниципального образования «Братский район» о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, который регулирует общественные отношения, связанные с сообщением мэром Братского района, депутатами Думы Братского района, главами и депутатами Дум сельских поселений муниципального образования «Братский район» (лица, замещающие должности) о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
В соответствии с п. 2 Порядка лица, замещающие муниципальные должности, обязаны: сообщить Думе Братского района о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, как только им станет об этом известно, путем направления в письменной форме уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, на имя Председателя Думы Братского района либо лица, указанного в п. 10 Порядка; принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Председатель Думы Братского района в силу п. 9 Порядка не позднее трех рабочих дней после дня регистрации уведомления направляет уведомление в постоянную депутатскую комиссию по мандатам, регламенту и депутатской этике Думы Братского района на предварительное рассмотрение.
Комиссия предварительно рассматривает уведомление не позднее двадцати рабочих дней после дня регистрации уведомления (п. 11 Порядка). По результатам предварительного рассмотрения уведомления комиссия подготавливает мотивированное заключение. Если в ходе предварительного рассмотрения уведомления комиссией будет выявлено, что лицом, замещающим должность, не соблюдены требования об урегулировании конфликта интересов, такие обстоятельства подлежат обязательному отражению в мотивированном заключении (п. 15).
Уведомление, мотивированное заключение и другие материалы, полученные в ходе предварительного рассмотрения уведомления, представляются комиссией председателю Думы Братского района не позднее трех рабочих дней после дня окончания срока, предусмотренного п. 11 Порядка (п. 16).
В соответствии с п. 21 Порядка по результатам рассмотрения уведомления Дума Братского района принимает одно из следующих решений: признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, замещающим должность, конфликт интересов отсутствует; признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, замещающим должность, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов; признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, замещающим должность, не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов.
Как следует из копии сообщения председателя Думы Братского района от 26.10.2020, главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.Ю. **.**.**** в Думу Братского района на адрес электронной почты было направлено уведомление от **.**.**** о заключении **.**.**** Администрацией Кобляковского сельского поселения с Юрченко Г.А. договора аренды земельного участка, кадастровый номер ***, без приложения подтверждающих документов. Поскольку указанное уведомление не соответствовало требованиям, установленным Порядком сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Братский район» и сельских поселений муниципального образования «Братский район», о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденным решением Думы Братского района № 385 от 12.12.2018, оно не было рассмотрено. Главе Кобляковского сельского поселения Юрченко М.А. **.**.**** направлен ответ.
Сообщением от **.**.**** председатель Думы Братского района Коротченко С.В. уведомляет главу Кобляковского сельского поселения Юрченко М.А. о том, что направленное в Думу Братского района уведомление от **.**.****, не является уведомлением в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с чем данное уведомление не может быть зарегистрировано и направлено на предварительное рассмотрение в постоянную депутатскую комиссию по мандатам, регламенту и депутатской этике Думы Братского района.
Из представленной копии уведомления главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. от **.**.****, поступившего в Думу Братского района **.**.****, которым Администрация Кобляковского сельского поселения уведомляет о заключении **.**.**** с Юрченко Г.А. договора аренды земельного участка, усматривается, что данное уведомление не соответствует по своей форме и содержанию форме уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, являющейся приложением № 1 к Порядку сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Братский район» и сельских поселений муниципального образования «Братский район» о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
По указанным основаниям, доводы представителя ответчика Администрации Кобляковского сельского поселения Юрченко М.А. о направлении в октябре 2020 года при заключении договора аренды земельного участка *** от **.**.**** соответствующего уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, являются несостоятельными.
Более того, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения в силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее муниципальную должность, обязано уведомить как только ему станет об этом известно, следовательно, не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия в администрации сельского поселения соответствующего специалиста.
Таким образом, Юрченко М.А., являющейся главой Кобляковского муниципального образования, нарушены требования Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку ни до заключения спорного договора аренды, ни после его заключения, она не уведомила Думу Братского района в установленной форме о возможном возникновении конфликта интересов, а также, являясь стороной конфликта интересов, не приняла меры по его урегулированию.
Основанием заключения договора аренды земельного участка с Юрченко Г.А. явилось распоряжение главы Кобляковского муниципального образования от **.**.**** ***.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
По общему правилу сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, согласно положениям п. 1 ст. 168 ГК РФ является оспоримой.
В то же время в соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от **.**.**** *** «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, поскольку заключенный на основании распоряжения *** от **.**.**** между Администрацией Кобляковского сельского поселения в лице главы Кобляковкого муниципального образования Юрченко М.А. и Юрченко Г.А. договор аренды земельного участка *** от **.**.****, заключен в нарушение установленных положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», следовательно, данный договор является ничтожным, поскольку нарушает требования закона и при этом посягает на публичные интересы.
В связи с чем исковые требования прокурора Братского района о признании незаконным распоряжения главы Кобляковского муниципального образования от **.**.**** *** и признании недействительным договора *** от **.**.**** аренды земельного участка являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Из содержания п. 2 ст. 167 ГК РФ следует, что взаимные предоставления по недействительной сделке, которая была исполнена обеими сторонами, считаются равными, пока не доказано иное. В случае признания сделки, связанной с предоставлением услуги, недействительной, исполнитель вправе требовать возмещения понесенных им расходов по сделке.
В пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации **.**.****, указано, что по смыслу ст. 167 ГК РФ вследствие недействительности муниципального контракта каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге), - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. При этом применение двусторонней реституции должно обеспечить возврат в первоначальное положение всех сторон сделки.
Таким образом, поскольку договор аренды земельного участка *** от **.**.****, заключенный между Администрацией Кобляковского сельского поселения в лице главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. и Юрченко Г.А., является недействительным, подлежат применению последствия недействительности ничтожной сделки путем возврата сторон сделки в первоначальное положение, а именно: возложении на Юрченко Г.А. обязанности возвратить Кобляковскому муниципальному образованию по акту приема-передачи земельный участок, кадастровый номер ***; погашении в Едином государственном реестре недвижимости записи *** от **.**.**** о регистрации договора аренды земельного участка *** от **.**.****. С Кобляковского муниципального образования в пользу Юрченко Г.А. подлежат взысканию денежные средства в размере 500 руб., уплаченные по чеку-ордеру *** от **.**.**** в счет арендной платы по договору аренды земельного участка *** от **.**.****.
Доводы ответчика Юрченко Г.А. о том, что им в освоение и содержание арендованного земельного участка вложены личные денежные средства, правового значения при разрешении данного спора не имеют, поскольку сделка совершена с нарушением закона.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение главы Кобляковского муниципального образования от **.**.**** *** «О предоставлении в аренду земельного участка гр. Юрченко Геннадию Анатольевичу».
Признать недействительным договор *** от **.**.**** аренды земельного участка площадью 102473+/- 224 кв.м., кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ..., категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - для ведения сельского хозяйства, заключенный между Администрацией муниципального образования «Кобляковское сельское поселение» в лице главы Кобляковского муниципального образования Юрченко Марины Александровны (арендодатель), и Юрченко Геннадием Анатольевичем (арендатор).
Применить последствия недействительности ничтожной сделки, возвратив стороны в первоначальное положение.
Обязать Юрченко Геннадия Анатольевича возвратить Кобляковскому муниципальному образованию в лице Администрации Кобляковского сельского поселения по акту приема-передачи земельный участок площадью 102473+/- 224 кв.м., кадастровый номер ***.
Взыскать с Кобляковского муниципального образования в пользу Юрченко Геннадия Анатольевича денежные средства - арендную плату в размере 500 рублей, уплаченные по договору аренды земельного участка *** от **.**.****.
Погасить в Едином государственном реестре недвижимости запись *** от **.**.**** о регистрации договора аренды земельного участка *** от **.**.****.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Гапеевцева
Мотивированное решение изготовлено - 18.02.2021.