УИД 36RS0010-01-2021-001258-19
№ 2а-849/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2021 года г. Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи Гуглевой Н.Б.,
при секретаре Тороповой Е.Ю.,
с участием:
административного истца Синицы Я.Я.,
представителя административного истца Раева В.И.,
представителя административного ответчика Бохонок Е.А.,
представителя заинтересованного лица Григоровой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Синицы Якова Яковлевича к администрации Борисоглебского городского округа о признании незаконным отказа в передаче в собственность земельного участка за плату, возложить обязанность предоставить земельный участок в собственность за плату,
установил:
Синица Я.Я обратился в Борисоглебский городской суд с административным исковым заявлением, в котором указывает, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании решения Борисоглебского городского суда Воронежской области от 14 февраля 2020 года.
Из иска следует, что жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым № площадью 1000 кв.м. Постановлением Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 22.03.2021 г. № 711 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории: площадью 1000 кв.м; кадастровый номер отсутствует; адрес земельного участка: <адрес>; территориальная зона: Ж-4 (зона многоэтажной застройки, а так же для размещения перспективного строительства); вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, установленный Классификатором, код (числовое обозначение) - 2.1, что соответствует условно разрешенному виду использования правил землепользования и застройки - для индивидуального жилищного строительства; категории земель - земли населенных пунктов.
Впоследствии земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №. Границы фактически сложившегося землепользования определены на местности по существующим ограждениям.
Из иска также следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, возведен в 1930 году, в отношении него осуществлен кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №. Помимо жилого дома, на земельном участке имеются хозяйственные строения: сараи для хранения угля и дров, туалет, гараж.
Как указывает в иске административный истец, 13.04.2021 он обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность названного земельного участка.
Административным ответчиком в ответ на обращение было предложено административному истцу приобрести земельный участок в собственность за плату.
Как указывает Синица Я.Я. в иске, в мае 2021 года он обратился в администрацию Борисоглебского городского округа Воронежской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым № площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в государственной или муниципальной собственности за плату в рамках предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, на который не разграничена без проведения торгов», согласно пункту 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области письмом от 18 июня 2021 г. № 33-111/5708 было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату со ссылкой на положения п.5 ст.39.16 Земельного кодекса РФ.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка за плату послужило то, что часть существующей надземной тепловой сети, находящейся в муниципальной собственности (кадастровый №, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ) протяженностью 11,3 м входит в границы испрашиваемого земельного участка, а также в связи с отсутствием возможности в случае передачи земельного участка в собственность беспрепятственного доступа соответствующих служб для обслуживания и ремонта надземной тепловой сети.
Административный истец считает отказ администрации БГО необоснованным и незаконным.
При этом Синица Я.Я. ссылается на положения п. 5 ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 39.20, 2 ст. 15 ЗК РФ Земельного кодекса РФ, указывая, что названные нормы предусматривают право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственников объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках.
При этом Синица полагает, что в данном случае в отношении спорного земельного участка может быть установлен публичный сервитут для размещения части существующей надземной тепловой сети (кадастровый №, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ) протяженностью 11,3 м, следовательно, оснований для отказа в передаче в собственность земельного участка у административного ответчика не имелось.
Также административный истец обращает внимание на то, что на момент приобретения им жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, теплосети на земельном участке не было. Небольшая часть надземного теплопровода была проложена на спорном земельном участке примерно весной прошлого года, считает, что разрешительной документации на реконструкцию теплосети (изменение конфигурации, размера и месторасположения) не имеется, данные изменения являются самовольными.
В иске Синица ссылается на то, что в выписке из ЕГРН от 12.07.2021 на сооружение с кадастровым № имеются сведения, что оно является сооружением коммунального хозяйства, поставлено на кадастровый учет 30.03.2018, при этом в разделе «описание местоположения объекта недвижимости усматривается, что теплосеть не проходит по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, что, по мнению административного истца, также подтверждает самовольность реконструкции части теплосети.
Административный истец просит признать незаконным отказ администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области в предоставлении ему земельного участка с кадастровым № площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в собственность за плату, оформленный письменным ответом главы администрации ФИО1 от 18 июня 2021 г. № 33-111/5708; возложить обязанность на административного ответчика принять решение по предоставлению ему земельного участка с кадастровым № площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату в соответствии с действующим законодательством.
Административный истец и его представитель Раев В.И., действующий на основании доверенности от 08.07.2020, заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Бохонок Е.А., действующая на основании доверенности от 25.12.2020, против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что Постановление администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 22.03.2021 № 711 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», которым была утверждена схема расположения спорного земельного участка, было принято в соответствии с представленной Синицей Я.Я. схемой расположения участка на кадастровом плане территории, выполненной кадастровым инженером. После обращения административного истца с заявлением о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка за деньги, 17.06.2021 был произведен выезд на место расположения участка с целью его осмотра специалистами администрации городского округа с участием главного инженера Борисоглебского филиала теплоснабжения ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж» ФИО2 кадастрового инженера ФИО3 в присутствии собственника жилого дома Синицы Я.Я. и его представителя Раева В.И.
При осмотре было установлено, что часть существующей надземной тепловой сети, находящейся в муниципальной собственности (кадастровый №, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ), протяженностью 11,3 м находится в границах испрашиваемого земельного участка, что подтверждается актом выполненных работ кадастрового инженера ФИО3 от 17.06.2021.
Поскольку на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие муниципальному образованию Борисоглебский городской округ Воронежской области, истцу было отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату, на основании п. 5 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, подпункта 5 пункта 2.8 раздела 2 административного регламента администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов».
При этом письмом от 18.06.2021 № 33-11/5708 администрация городского округа сообщила Синице Я.Я. о невозможности предоставления в собственность испрашиваемого участка в установленных границах в связи с выявленными несоответствиями, а также о необходимости уточнения его границ либо раздела земельного участка.
Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» Григорова О.Ю., действующая на основании доверенности от 03.08.2020, при разрешении настоящего спора полагается на усмотрение суда.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.18-22)
Жилой дом расположен на земельном участке площадью 1000 кв.м.
Постановлением Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 22.03.2021 г. № 711 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории: площадь 1000 кв.м; кадастровый номер отсутствует; адрес земельного участка: <адрес>; территориальная зона: Ж-4 (зона многоэтажной застройки, а так же для размещения перспективного строительства); вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, установленный Классификатором, код (числовое обозначение) - 2.1, что соответствует условно разрешенному виду использования правил землепользования и застройки - для индивидуального жилищного строительства; категории земель - земли населенных пунктов.
Указанный земельный участок административным истцом был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №.
Поскольку права на земельный участок не оформлены, земельный участок, в силу действующего законодательства относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа (п.2 ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно пп.12.1. п.1 ст.43 Устава Борисоглебского городского округа Воронежской области полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено действующим законодательством, реализации местных программ использования и охраны земель в порядке, установленном действующим законодательством, отнесены к администрации городского округа.
Предоставление земельных участков в собственность, осуществляется в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов», утвержденным постановлением администрации городского округа от 19.02.2016 № 470.
13.04.2021 Синица Я.Я. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность названного земельного участка.
Администрацией БГО со ссылкой на положения п.4 ст.3 ФЗ 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введение в действие Земельного кодекса Российской федерации» было отказано в передаче земельного участка в собственность бесплатно, разъяснено право приобретения его за плату. (л.д.46)
Впоследствии административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность за плату в рамках предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, на который не разграничена без проведения торгов», согласно пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрацией Борисоглебского городского округа на основании поступившего от Синица Я.Я. заявления специалистами администрации городского округа с участием главного инженера Борисоглебского филиала теплоснабжения ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж» ФИО2 кадастрового инженера ФИО3 в присутствии собственника жилого дома Синицы Я.Я. и его представителя Раева В.И. был произведен осмотр спорного земельного участка.
По результатам осмотра был составлен акт от 17.06.2021, согласно которому часть существующей надземной тепловой сети, находящейся в муниципальной собственности (кадастровый №, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ), протяженностью 11,3 м находится в границах испрашиваемого земельного участка, что подтверждается актом выполненных работ кадастрового инженера ФИО3 от 17.06.2021.
Согласно акту выполненных работ, составленному кадастровым инженером ФИО3 17.06.2021, надземная часть существующей на местности теплотрассы проходит по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, в соответствии со схемой.
Администрацией Борисоглебского городского округа административному 18.06.2021 истцу отказано в передаче в собственность за плату спорного земельного участка, со ссылкой на названные выше обстоятельства, а также на положения п.5 ст.39.16 ЗК РФ, подпункта 5 пункта 2.8 раздела 2 административного регламента администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов».
По мнению административного ответчика, при передаче в собственность за плату спорного земельного участка беспрепятственный доступ к надземной тепловой сети обслуживающей организации будет невозможен.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 08.04.2021, в пределах земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, имеются объекты недвижимости с кадастровыми №, №.д.23)
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12.07.2021, сооружение коммунального хозяйства (Теплосеть котельной №26), местоположением: <адрес>, правообладателем которого является Муниципальное образование Борисоглебский городской округ Воронежской области, расположен, в том числе в пределах объекта недвижимости с кадастровым №.
По ходатайству административного истца по делу была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 22.09.2021, объект недвижимости с кадастровым № представляет собой линейное сооружение коммунального хозяйства (теплосеть котельной № 26), частично расположен в пределах земельного участка с кадастровым №.
Из заключения эксперта также следует, что в пределах границы земельного участка с кадастровым №, расположена часть надземной тепловой сети, которая не относится к объекту недвижимости с кадастровым №.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что в границах испрашиваемого административном истцом земельного участка располагается часть существующей надземной тепловой сети, а также подземная часть тепловой сети, принадлежащие Муниципальному образованию БГО ВО.
На основании договора аренды №1 от 30.09.2005, с последующими дополнительными соглашениями к нему сооружения котельных и присоединенные к ним тепловые сети переданы административным ответчиком в аренду ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» (после переименования - ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж»).
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с положениями статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ определено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; цель использования земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ).
В статье 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, одним из которых является то, что на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (подпункт 5 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ).
Подпунктом 5 пункта 2.8 раздела 2 административного регламента администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов» предусмотрено, что одним из исчерпывающего перечня оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов является расположение на земельном участке зданий, сооружений, объекта незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Поскольку на испрашиваемом земельном участке расположены объекты: сооружение коммунального хозяйства (Теплосеть котельной №26), а также часть наземной тепловой сети, собственником которых заявитель не является, у административного ответчика имелись предусмотренные законом основания для отказа административному истцу в предоставлениия в собственность спорного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Ссылка административного истца на акт выполненных работ на основании договора подряда на выполнение геодезических работ от 17.08.2021 №907 по выносу на местности координат контрольных точек оси сооружения (теплотрассы) с кадастровым номером, согласно которому установлено, что местоположение части фактического сооружения (надземной части теплотрассы) не соответствует местоположению сооружения по сведениям ЕГРН (кадастровый план территории кадастрового квартала № от 17.07.2018) не может быть принята судом во внимание, поскольку установленные обстоятельства не опровергают факт того, что часть существующей надземной тепловой сети, находящейся в муниципальной собственности (кадастровый №) находится в границах спорного земельного участка.
Довод административного истца о том, что, частично расположенная на вновь сформированном земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, подземная теплосеть в силу естественного износа не эксплуатируется ни собственником сетей, ни арендатором, также не может быть принята судом во внимание, в виду того, что юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего дела является установление факта расположения на спорном земельном участке тепловой сети, а не её техническое состояние.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.
Такая совокупность в данном случае отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Синицы Якова Яковлевича к администрации Борисоглебского городского округа о признании незаконным отказа в передаче в собственность земельного участка за плату, возложить обязанность предоставить земельный участок в собственность – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
УИД 36RS0010-01-2021-001258-19
№ 2а-849/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2021 года г. Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи Гуглевой Н.Б.,
при секретаре Тороповой Е.Ю.,
с участием:
административного истца Синицы Я.Я.,
представителя административного истца Раева В.И.,
представителя административного ответчика Бохонок Е.А.,
представителя заинтересованного лица Григоровой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Синицы Якова Яковлевича к администрации Борисоглебского городского округа о признании незаконным отказа в передаче в собственность земельного участка за плату, возложить обязанность предоставить земельный участок в собственность за плату,
установил:
Синица Я.Я обратился в Борисоглебский городской суд с административным исковым заявлением, в котором указывает, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании решения Борисоглебского городского суда Воронежской области от 14 февраля 2020 года.
Из иска следует, что жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым № площадью 1000 кв.м. Постановлением Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 22.03.2021 г. № 711 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории: площадью 1000 кв.м; кадастровый номер отсутствует; адрес земельного участка: <адрес>; территориальная зона: Ж-4 (зона многоэтажной застройки, а так же для размещения перспективного строительства); вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, установленный Классификатором, код (числовое обозначение) - 2.1, что соответствует условно разрешенному виду использования правил землепользования и застройки - для индивидуального жилищного строительства; категории земель - земли населенных пунктов.
Впоследствии земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №. Границы фактически сложившегося землепользования определены на местности по существующим ограждениям.
Из иска также следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, возведен в 1930 году, в отношении него осуществлен кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №. Помимо жилого дома, на земельном участке имеются хозяйственные строения: сараи для хранения угля и дров, туалет, гараж.
Как указывает в иске административный истец, 13.04.2021 он обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность названного земельного участка.
Административным ответчиком в ответ на обращение было предложено административному истцу приобрести земельный участок в собственность за плату.
Как указывает Синица Я.Я. в иске, в мае 2021 года он обратился в администрацию Борисоглебского городского округа Воронежской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым № площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в государственной или муниципальной собственности за плату в рамках предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, на который не разграничена без проведения торгов», согласно пункту 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области письмом от 18 июня 2021 г. № 33-111/5708 было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату со ссылкой на положения п.5 ст.39.16 Земельного кодекса РФ.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка за плату послужило то, что часть существующей надземной тепловой сети, находящейся в муниципальной собственности (кадастровый №, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ) протяженностью 11,3 м входит в границы испрашиваемого земельного участка, а также в связи с отсутствием возможности в случае передачи земельного участка в собственность беспрепятственного доступа соответствующих служб для обслуживания и ремонта надземной тепловой сети.
Административный истец считает отказ администрации БГО необоснованным и незаконным.
При этом Синица Я.Я. ссылается на положения п. 5 ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 39.20, 2 ст. 15 ЗК РФ Земельного кодекса РФ, указывая, что названные нормы предусматривают право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственников объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках.
При этом Синица полагает, что в данном случае в отношении спорного земельного участка может быть установлен публичный сервитут для размещения части существующей надземной тепловой сети (кадастровый №, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ) протяженностью 11,3 м, следовательно, оснований для отказа в передаче в собственность земельного участка у административного ответчика не имелось.
Также административный истец обращает внимание на то, что на момент приобретения им жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, теплосети на земельном участке не было. Небольшая часть надземного теплопровода была проложена на спорном земельном участке примерно весной прошлого года, считает, что разрешительной документации на реконструкцию теплосети (изменение конфигурации, размера и месторасположения) не имеется, данные изменения являются самовольными.
В иске Синица ссылается на то, что в выписке из ЕГРН от 12.07.2021 на сооружение с кадастровым № имеются сведения, что оно является сооружением коммунального хозяйства, поставлено на кадастровый учет 30.03.2018, при этом в разделе «описание местоположения объекта недвижимости усматривается, что теплосеть не проходит по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, что, по мнению административного истца, также подтверждает самовольность реконструкции части теплосети.
Административный истец просит признать незаконным отказ администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области в предоставлении ему земельного участка с кадастровым № площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в собственность за плату, оформленный письменным ответом главы администрации ФИО1 от 18 июня 2021 г. № 33-111/5708; возложить обязанность на административного ответчика принять решение по предоставлению ему земельного участка с кадастровым № площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату в соответствии с действующим законодательством.
Административный истец и его представитель Раев В.И., действующий на основании доверенности от 08.07.2020, заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Бохонок Е.А., действующая на основании доверенности от 25.12.2020, против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что Постановление администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 22.03.2021 № 711 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», которым была утверждена схема расположения спорного земельного участка, было принято в соответствии с представленной Синицей Я.Я. схемой расположения участка на кадастровом плане территории, выполненной кадастровым инженером. После обращения административного истца с заявлением о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка за деньги, 17.06.2021 был произведен выезд на место расположения участка с целью его осмотра специалистами администрации городского округа с участием главного инженера Борисоглебского филиала теплоснабжения ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж» ФИО2 кадастрового инженера ФИО3 в присутствии собственника жилого дома Синицы Я.Я. и его представителя Раева В.И.
При осмотре было установлено, что часть существующей надземной тепловой сети, находящейся в муниципальной собственности (кадастровый №, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ), протяженностью 11,3 м находится в границах испрашиваемого земельного участка, что подтверждается актом выполненных работ кадастрового инженера ФИО3 от 17.06.2021.
Поскольку на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие муниципальному образованию Борисоглебский городской округ Воронежской области, истцу было отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату, на основании п. 5 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, подпункта 5 пункта 2.8 раздела 2 административного регламента администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов».
При этом письмом от 18.06.2021 № 33-11/5708 администрация городского округа сообщила Синице Я.Я. о невозможности предоставления в собственность испрашиваемого участка в установленных границах в связи с выявленными несоответствиями, а также о необходимости уточнения его границ либо раздела земельного участка.
Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» Григорова О.Ю., действующая на основании доверенности от 03.08.2020, при разрешении настоящего спора полагается на усмотрение суда.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.18-22)
Жилой дом расположен на земельном участке площадью 1000 кв.м.
Постановлением Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 22.03.2021 г. № 711 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории: площадь 1000 кв.м; кадастровый номер отсутствует; адрес земельного участка: <адрес>; территориальная зона: Ж-4 (зона многоэтажной застройки, а так же для размещения перспективного строительства); вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, установленный Классификатором, код (числовое обозначение) - 2.1, что соответствует условно разрешенному виду использования правил землепользования и застройки - для индивидуального жилищного строительства; категории земель - земли населенных пунктов.
Указанный земельный участок административным истцом был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №.
Поскольку права на земельный участок не оформлены, земельный участок, в силу действующего законодательства относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа (п.2 ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно пп.12.1. п.1 ст.43 Устава Борисоглебского городского округа Воронежской области полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено действующим законодательством, реализации местных программ использования и охраны земель в порядке, установленном действующим законодательством, отнесены к администрации городского округа.
Предоставление земельных участков в собственность, осуществляется в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов», утвержденным постановлением администрации городского округа от 19.02.2016 № 470.
13.04.2021 Синица Я.Я. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность названного земельного участка.
Администрацией БГО со ссылкой на положения п.4 ст.3 ФЗ 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введение в действие Земельного кодекса Российской федерации» было отказано в передаче земельного участка в собственность бесплатно, разъяснено право приобретения его за плату. (л.д.46)
Впоследствии административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность за плату в рамках предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, на который не разграничена без проведения торгов», согласно пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрацией Борисоглебского городского округа на основании поступившего от Синица Я.Я. заявления специалистами администрации городского округа с участием главного инженера Борисоглебского филиала теплоснабжения ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж» ФИО2 кадастрового инженера ФИО3 в присутствии собственника жилого дома Синицы Я.Я. и его представителя Раева В.И. был произведен осмотр спорного земельного участка.
По результатам осмотра был составлен акт от 17.06.2021, согласно которому часть существующей надземной тепловой сети, находящейся в муниципальной собственности (кадастровый №, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ), протяженностью 11,3 м находится в границах испрашиваемого земельного участка, что подтверждается актом выполненных работ кадастрового инженера ФИО3 от 17.06.2021.
Согласно акту выполненных работ, составленному кадастровым инженером ФИО3 17.06.2021, надземная часть существующей на местности теплотрассы проходит по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, в соответствии со схемой.
Администрацией Борисоглебского городского округа административному 18.06.2021 истцу отказано в передаче в собственность за плату спорного земельного участка, со ссылкой на названные выше обстоятельства, а также на положения п.5 ст.39.16 ЗК РФ, подпункта 5 пункта 2.8 раздела 2 административного регламента администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов».
По мнению административного ответчика, при передаче в собственность за плату спорного земельного участка беспрепятственный доступ к надземной тепловой сети обслуживающей организации будет невозможен.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 08.04.2021, в пределах земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, имеются объекты недвижимости с кадастровыми №, №.д.23)
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12.07.2021, сооружение коммунального хозяйства (Теплосеть котельной №26), местоположением: <адрес>, правообладателем которого является Муниципальное образование Борисоглебский городской округ Воронежской области, расположен, в том числе в пределах объекта недвижимости с кадастровым №.
По ходатайству административного истца по делу была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 22.09.2021, объект недвижимости с кадастровым № представляет собой линейное сооружение коммунального хозяйства (теплосеть котельной № 26), частично расположен в пределах земельного участка с кадастровым №.
Из заключения эксперта также следует, что в пределах границы земельного участка с кадастровым №, расположена часть надземной тепловой сети, которая не относится к объекту недвижимости с кадастровым №.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что в границах испрашиваемого административном истцом земельного участка располагается часть существующей надземной тепловой сети, а также подземная часть тепловой сети, принадлежащие Муниципальному образованию БГО ВО.
На основании договора аренды №1 от 30.09.2005, с последующими дополнительными соглашениями к нему сооружения котельных и присоединенные к ним тепловые сети переданы административным ответчиком в аренду ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» (после переименования - ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж»).
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с положениями статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ определено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; цель использования земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ).
В статье 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, одним из которых является то, что на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (подпункт 5 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ).
Подпунктом 5 пункта 2.8 раздела 2 административного регламента администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов» предусмотрено, что одним из исчерпывающего перечня оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов является расположение на земельном участке зданий, сооружений, объекта незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Поскольку на испрашиваемом земельном участке расположены объекты: сооружение коммунального хозяйства (Теплосеть котельной №26), а также часть наземной тепловой сети, собственником которых заявитель не является, у административного ответчика имелись предусмотренные законом основания для отказа административному истцу в предоставлениия в собственность спорного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Ссылка административного истца на акт выполненных работ на основании договора подряда на выполнение геодезических работ от 17.08.2021 №907 по выносу на местности координат контрольных точек оси сооружения (теплотрассы) с кадастровым номером, согласно которому установлено, что местоположение части фактического сооружения (надземной части теплотрассы) не соответствует местоположению сооружения по сведениям ЕГРН (кадастровый план территории кадастрового квартала № от 17.07.2018) не может быть принята судом во внимание, поскольку установленные обстоятельства не опровергают факт того, что часть существующей надземной тепловой сети, находящейся в муниципальной собственности (кадастровый №) находится в границах спорного земельного участка.
Довод административного истца о том, что, частично расположенная на вновь сформированном земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, подземная теплосеть в силу естественного износа не эксплуатируется ни собственником сетей, ни арендатором, также не может быть принята судом во внимание, в виду того, что юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего дела является установление факта расположения на спорном земельном участке тепловой сети, а не её техническое состояние.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.
Такая совокупность в данном случае отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Синицы Якова Яковлевича к администрации Борисоглебского городского округа о признании незаконным отказа в передаче в собственность земельного участка за плату, возложить обязанность предоставить земельный участок в собственность – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий