Судья – Кучукова Н.В. Дело № 33- 22015/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июля 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
в составе:
председательствующего Одинцова В.В.
и судей Зиборовой Т.В. и Губаревой А.А.,
при участии прокурора Шаповаловой О.Ю.,
при секретаре Степаненко К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю на решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 22 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Зиборовой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 22 марта 2019 года удовлетворены частично исковые требования Черниковой Р.И. к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование.
Суд взыскал с Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю за счет средств казны РФ в пользу Черниковой Р.И. в счет компенсации морального вреда <...> рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на то, что решением суда первой инстанции нарушены нормы материального права. Размер взысканной в пользу Черниковой Р.И. компенсации морального вреда, определенный судом в сумме <...> рублей, слишком высок. Степень физических и нравственных страданий Черниковой Р.И. не соразмерна сумме компенсации морального вреда, установленной решением. Компенсация морального вреда в размере <...> рублей не является разумной и справедливой. Черникова Р.И. находилась в статусе виновной, осужденной непродолжительный период времени - с <...>. по <...>, 2 месяца 8 дней. Размер компенсации морального вреда обоснован истицей общими фразами о разочаровании в справедливости правоохранительной системы. Кроме того, в период уголовного преследования Черникова Р.И. имела возможность продолжать активную жизнь, общение с друзьями, родственниками, ее не ограничивали в праве на работу. Истица не представила доказательств с достоверностью подтверждающих наличие и степень нравственных и физических страданий. Отсутствует заключение соответствующих медицинских учреждений об ухудшении здоровья истицы. Доводы Черниковой Р.И. о перенесенных душевных переживаниях и отрицательных эмоциях - декларативны, носят общий характер и не подкреплены доказательствами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия полагает, что решение подлежит изменению.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что <...> дознавателем ОД ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району Никифоровым Д.Ю. было возбуждено уголовное дело в отношении Черниковой Р.И. по ч.1 ст.159.2 УК РФ. В ходе предварительного расследования Чсрниковои Р.И., в качестве меры процессуального принуждения было избрано обязательство о явке.
Приговором мирового судьи судебного участка № 192 Приморско-Ахтарского района от <...> Черникова Р.И. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 159.2 УК РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере <...> рублей.
Апелляционным постановлением Приморско-Ахтарского районного суда <...> приговор мирового судьи судебного участка №192 Приморско-Ахтарского района от 31.07.2018 года был отменен. Уголовное дело в отношении Черниковой Р.И. на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ прекращено, Черниковой Р.И.. разъяснено право на реабилитацию.
В соответствии с п. 34 ст. 5 УПК РФ под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию. При этом право на реабилитацию имеют как лица, уголовное преследование которых признано незаконным или необоснованным судом первой инстанции по основаниям, предусмотренным в части 2 ст.133 УПК РФ, так и лица, в отношении которых уголовное преследование прекращено по указанным основаниям на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
На досудебных стадиях к таким лицам относятся подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами первым и вторым части 1 ст.24 УПК РФ (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления) (абзацы первый и второй пункта второго).
На основании исследованных в судебном заседании материалов гражданского дела и вышеприведённых норм права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Черникова Р.И. имеет право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (статья 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства обеспечивать защиту, в том числе судебную, прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2), доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью (статья 52).
Конституционным гарантиям находящегося под судебной защитой права на возмещение вреда, причиненного незаконным или необоснованным уголовным преследованием, корреспондируют нормы Международного пакта о гражданских и политических правах (подпункт "а" пункта 3 статьи 2 пункт 5 статьи 9 и пункт 6 статьи 14), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 5 статьи 5) и Протокола N 7 к ней (статья 3), признающие право каждого, кто стал жертвой незаконного ареста, заключения под стражу или судебной ошибки, на компенсацию и обязывающие государство обеспечить эффективные средства правовой защиты нарушенных прав.
В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные, нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с данным кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо (п. 2).
Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 ист. 151 данного кодекса.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими ССО личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами о) охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, и др.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные, неимущественные права на либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить па нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом, бесспорно, установлено, что Черниковой Р.И. в результате незаконного уголовного преследования был причинен моральный вред, выражающийся в форме нравственных страданий, отразившихся на состоянии ее душевного спокойствия, поэтому ее требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
При определении размера компенсации морального вреда, причиненного истцу, суд обоснованно принял во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред, требования разумности и справедливости, а также тот факт, что уголовное преследование в отношении Черниковой Р.И. длилось не продолжительный период времени, мера пресечения в отношении истца не избиралась, при этом доводы истицы о том, что ей причинены нравственные страдания в виде нового заболевания - сахарный диабет, не подтверждаются материалами дела.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов, дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
На основании изложенного суд пришел к выводу о взыскании с Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю в пользу Черниковой Р.И. компенсации морального вреда в размере <...> рублей.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что взысканная судом первой инстанции компенсация морального вреда в размере <...> рублей явно несоразмерна причиненным истице нравственным страданиям, и с учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, предусмотренных ст. 1101 ГК РФ, полагает целесообразным уменьшить её размер до <...> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю - удовлетворить частично.
Решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 22 марта 2019 года изменить, снизить сумму, взысканную с Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю за счет средств казны РФ в пользу Черниковой Р.И. в счет компенсации морального вреда до <...> рублей.
Председательствующий:
Судьи: