<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 августа 2023 года г. Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Зародова М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Подпориной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2041/2023 по административному исковому заявлению заместителя Кинельского межрайонного прокурора Анакина С.Ю., действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения Новый Сарбай муниципального района Кинельский Самарской области об обязании обратиться в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ:
заместитель Кинельского межрайонного прокурора Анакин С.Ю., действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Кинельский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением к Администрации сельского поселения Новый Сарбай муниципального района Кинельский Самарской области об обязании обратиться в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества объекта газоснабжения – ШГРП №, расположенного по адресу: <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 декабря 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 декабря 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 указанной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области от 3 октября 2014 года № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>» закреплены за сельскими поселениями <адрес> вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства и направления уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 22, 24 - 27, 31, 32, 33.1 - 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение № 1 к указанному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что Кинельской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, в том числе в части распоряжения имуществом, предназначенного для решения вопросов газоснабжения в сельском поселении <адрес>.
Установлено, что на территории сельского поселения <адрес> имеется ШГРП №, расположенный по адресу: <адрес> который ни за кем не закреплен, собственника не имеет, на балансе не числится, следовательно, является бесхозяйным.
Административным ответчиком заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет объекта недвижимости направлено не было.
Отсутствие собственника указанного объекта влечет негативные последствия, препятствует предотвращению угроз причинения вреда правам и законным интересам населения.
ДД.ММ.ГГГГ Кинельской межрайонной прокуратурой вынесено представление главе сельского поселения Новый Сарбай муниципального района Кинельский Самарской области в связи с неподачей заявления для принятия на учет указанного объекта.
Указанное представление административным ответчиком было рассмотрено, сообщено, что начат процесс оформления указанного объекта в собственность.
На ДД.ММ.ГГГГ заявление в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учет указанного газопровода не подано.
Суд приходит к выводу, что бездействие административного ответчика по непринятию мер к обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. При этом законодателем не указаны иные участники правоотношений, имеющие право на подачу заявления о постановке объекта недвижимости на учет как бесхозяйного.
В силу статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Исходя из того, что на данный объект готовится технический план, заявленный прокурором в административном исковом заявлении срок, в течение которого необходимо обратиться с соответствующим заявлением, является обоснованным и достаточным для обращения.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление заместителя Кинельского межрайонного прокурора Анакина С.Ю., действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения Новый Сарбай муниципального района Кинельский Самарской области удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения Новый Сарбай муниципального района Кинельский Самарской области обратиться в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества объекта газоснабжения – ШГРП №, расположенного по адресу: <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Кинельский районный суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья <данные изъяты>