Решение по делу № 2-2335/2017 ~ 01467/2017 от 28.03.2017

2-2335/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Оренбург 22.06.2017 года

Центральный районный суд г.Оренбурга Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Турковой С.А.

при секретаре Лысановой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филонова О.А. к Управлению жилищной политики администрации <адрес>, Министерству социального развития Оренбургской области о признании факта проживания, обязании предоставить социальную выплату,

У С Т А Н О В И Л:

Филонов О.А. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Оренбургской области, указав, что он состоит в администрации г.Оренбурга на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготном списке участников ВОВ и приравненных к ним лиц с ДД.ММ.ГГГГ. На момент принятия на учет он был зарегистрирован по месту жительства совместно с <данные изъяты> в <адрес>. На каждого члена семьи приходилось менее <данные изъяты>. жилой площади. ДД.ММ.ГГГГ отец был снят с регистрационного учета по указанному адресу в связи с его смертью. Но ДД.ММ.ГГГГ у него родилась <данные изъяты> и была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ в выше указанной квартире. В настоящее время в указанной квартире зарегистрировано четыре человека – он, <данные изъяты>. Жилая площадь составляет менее <данные изъяты>.м. на одного члена семьи.

На основании изложенного просил выплатить ему социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья.

В последующем истец исковые требования уточнял, окончательно просил признать Филонову И.Г. членом его семьи и проживающей совместно в квартире по адресу <адрес>. Обязать выплатить ему социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья.

В судебном заседании истец просил уточненные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указав, что просит признать его жену членом семьи, проживающую с ним на одной территории, также просит обязать министерство социального развития предоставить ему социальную выплату. <данные изъяты> проживает с ним с ДД.ММ.ГГГГ, после свадьбы. В другом месте не проживала. Зарегистрирована по <адрес>. Это квартира родителей, которая находится в собственности на <данные изъяты>. У супруги в собственности есть <данные изъяты> доли от данной квартиры. Жилая площадь данной квартиры <данные изъяты>. метров.

Представитель ответчика Управления жилищной политики Администрации г.Оренбурга, Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явились, несмотря на то, что были извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установлено законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Защита гражданских прав, в силу ст.12 Гражданского кодекса РФ осуществляется, в том числе, путем признания права.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки (п.3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во исполнение пунктов 11, 11.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", в целях улучшения жилищных условий данной категории лиц Постановлением Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года №72-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Согласно указанного Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов реализация на территории Оренбургской области государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете и передаваемых в бюджет Оренбургской области в виде субвенций на указанные цели в очередном финансовом году.

Главным распорядителем средств, поступающих из федерального бюджета для финансирования мероприятий по приобретению и улучшению жилищных условий указанных в пункте 4 настоящего Порядка категорий граждан, является министерство социального развития Оренбургской области.

Согласно п.4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов реализация на территории Оренбургской области меры социальной поддержки в обеспечении жильем в рамках настоящего Порядка предоставляются: (4.1) гражданам, зарегистрированным на территории Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005 года, согласно действующему законодательству.

Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, осуществляется в форме предоставления социальной выплаты на:

а) приобретение готового жилого помещения: квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома (или их части) (с представлением договора, являющегося основанием для государственной регистрации прав на приобретаемое жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение), кроме случаев приобретения жилого помещения у супруга (супруги), а также детей и родителей;

б) приобретение квартиры при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома при условии высокой (не менее 70 процентов) степени готовности (с представлением договора о долевом участии в строительстве или договора уступки прав, зарегистрированного в установленном порядке);

в) строительство жилого помещения, за исключением граждан, указанных в подпунктах "г", "д" подпункта 4.2 пункта 4 настоящего Порядка.

Законодатель не ставит обеспечение жилым помещением ветеранов боевых действий в зависимость от их имущественного положения, однако не сделал в отношении них исключений из общих правил признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий законодательством Российской Федерации о ветеранах не установлен, а содержится в жилищном законодательстве.

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно ст.29 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия Филонова О.А. на жилищный учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались, в том числе граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В соответствии с распоряжением главы администрации области и Федерации независимых профсоюзов Оренбургской области от 10.03.1992 года №222-р/38 «Об утверждении Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Оренбургской области», нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность на одного члена семьи менее 9 кв.м. на одного человека.

Из материалов дела следует, что Филонов О.А.является ветераном боевых действий,то есть, относится к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки со стороны государства.

Распоряжением главы города Оренбурга №1688-р от 17.05.2002 года утвержден протокол №8 заседания жилищной комиссии при Главе города Оренбурга от 24.04.2002 года, согласно которого семья Филонова О.А. с составом два человека (он и дочь) принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в список участников войны, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений.

На основании п. 20 Постановления Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 г. N 72-п "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Министерство социального развития Оренбургской области вправе принять решение об отказе в выдаче социальной выплаты в случае принятия гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с нарушением норм жилищного законодательства.

Письмом министерства социального развития Оренбургской области от 10.06.2016 года учетное дело Филонова О.А. было запрошено для предварительного рассмотрения вопроса о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

Письмом министерства социального развития Оренбургской области от 08.09.2016 года учетное дело Филонова О.А. возвращено, в связи с обеспеченностью в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилой площадью на каждого члена семьи <данные изъяты>.м.

Факт того, что Филонов О.А. имеет статус лица, предусматривающий право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных п. 1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" в судебном заседании не оспаривался, ответчиком оспаривается то обстоятельство, что Филонов О.А. утратил основания, дающие право на получение социальной выплаты.

В силу ст. 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу указанных выше положений закона, Филонов О.А. поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., может быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Филонов О.А. на момент принятия на учет был зарегистрирован и проживал совместно с <данные изъяты> по адресу <адрес>, жилой площадью <данные изъяты>.м.

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Филонова О.А. – ФИО11 умер в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета по указанному адресу.

Согласно справок <данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Филонов О.А. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу <адрес>, жилой площадью <данные изъяты>.м. с составом семьи <данные изъяты> человека.

Исходя из размера жилой площади <данные изъяты>.м. и количества проживающих в ней, обеспеченность на одного члена семьи на одного человека составила <данные изъяты>.м., что превышает норму обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи - менее <данные изъяты> на одного человека, установленную распоряжением главы администрации области и Федерации независимых профсоюзов Оренбургской области от 10.03.1992 года <данные изъяты> «Об утверждении Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Оренбургской области».

Суд приходит к выводу, что в связи с указанными обстоятельствами, обеспеченностью жилой площадью в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ более установленной нормы, Филонов О.А. утратил основания, дающие право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья.

Из пояснений истца следует, что он состоит в зарегистрированном браке с Филоновой И.Г., которая постоянно проживает с ним и детьми с момента заключения брака по адресу <адрес>, является членом его семьи.

Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей <данные изъяты> не доверять показаниям которых у суда оснований не имеется.

В связи с чем, требования истца Филонова О.А. о признании супруги Филоновой И.Г. членом его семьи, проживающей совместно с истцом в квартире по адресу <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Между тем, в соответствии с "Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) (п.2) наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.

При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

В связи с чем, при разрешении вопроса о нуждаемости в улучшении жилищных условий истца с учетом проживания совместно с ним супруги Филонову И.Г.. необходимо учитывать все имеющиеся в распоряжении Филонова О.А. и членов его семьи жилые помещения.

Филонову И.Г. является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения по адресу <адрес>, жилой площадью <данные изъяты>.м. (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).

С учетом жилой площади квартиры по. Оренбург <адрес>, жилой площадью <данные изъяты>.м. и <данные изъяты> жилой площади по адресу <адрес>, обеспеченность Филонова О.А. и членов его семьи составила <данные изъяты>) на одного человека, что также превышает норму обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи - менее <данные изъяты> кв.м. на одного человека, установленную распоряжением главы администрации области и Федерации независимых профсоюзов Оренбургской области от 10.03.1992 года №222-р/38 «Об утверждении Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Оренбургской области».

Данное обстоятельство является основанием для исключения Филонова О.О.А. из списков очередников, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о правомерности действий Министерства социального развития Оренбургской области по возврату учетного дела Филонова О.А. и правомерности действий Управления жилищной политики администрации города Оренбурга по исключению Филонова О.А. из единого областного реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года №72-п "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований об обязании Министерство социального развития Оренбургской области предоставить Филонову О.А. социальную выплату на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.196- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░ ░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 03.07.2017 ░░░░

2-2335/2017 ~ 01467/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Филонов Олег Александрович
Ответчики
Управление жилищной политики Администрации г. Оренбурга
Министерство социального развития г. Оренбурга
Суд
Центральный районный суд г. Оренбурга
Судья
Туркова С.А.
Дело на сайте суда
centralny--orb.sudrf.ru
28.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2017Передача материалов судье
28.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2017Подготовка дела (собеседование)
19.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2017Судебное заседание
06.06.2017Судебное заседание
22.06.2017Судебное заседание
03.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2017Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее