Дело № 2-2331/16
строка № 111г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«17» июня 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Сергеенко А.А.,
с участием:
истца Зацепиной Е.О.,
третьего лица Зацепина Р.В.,
представителя администрации городского округа <адрес> по доверенности Сафоновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зацепиной ФИО9 администрации городского округа <адрес> о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающим санитарным и техническим требованиям,
установил:
Истец обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что она проживает на основании договора социального найма в <адрес>. Вместе с истцом зарегистрированы и проживают: её <данные изъяты> Зацепин Р.В., её <данные изъяты> Зацепин Б.Р., её <данные изъяты> Геращенко Н.А., которая является нанимателем указанного жилого помещения. Постановлением администрации городского округа <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. № утверждено заключение городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ., которым жилой <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу, однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение им предоставлено не было, что послужило основанием для обращения в суд.
Истец Зацепина Е.О. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить, и пояснила, что ответчик более 2-х лет не предпринимает действий по переселению. <адрес> года постройки, очень ветхий, на стыке стен огромные щели; в подъезде нет отопления; ввиду аварийного состояния дома истцу отказано в установке электрического водонагревателя, газовой колонки.
Представитель ответчика администрации городского округа <адрес> по доверенности Сафонова А.Ю. исковые требования не признала, представила письменные возражения.
Третье лицо Зацепин Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Третьи лица Зацепин Б.Р. и Геращенко Н.А. о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает дело с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 7, 40, 41 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется создание условий, обеспечивающих достойную жизнь; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, которое указанным в законе гражданам, предоставляется с установленными законом нормами.
На основании ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РР по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как следует из материалов дела, истец Зацепина Е.О. проживает на основании договора социального найма в <адрес> площадью 24,9 кв.м, жилой площадью 12,9 кв.м. Вместе с истцом зарегистрированы и проживают её <данные изъяты> Зацепин Р.В., их <данные изъяты> Зацепин Б.Р., её <данные изъяты> Геращенко Н.А., которая является нанимателем данного жилого помещения, что подтверждается копией договора социального найма (л.д.9-12), списком постоянно проживающих граждан (л.д.14-15), копией акта приема-передачи жилого помещения (л.д.16), копией выписки из домовой книги (л.д.18,19), справкой (л.д.20).
Жилой <адрес> находится в муниципальной собственности, что представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось и считается судом установленным обстоятельством на основании ч. 2 ст. 68 ГПК РФ.
Заключением городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. указанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания. Согласно указанному заключению у дома имеется деформация фундаментов, стен, несущих конструкций, значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (л.д. 22-26).
Постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено заключение городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Управлению жилищного фонд Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> поручено провести переселение жителей дома до 31.12.2014г. (л.д. 21).
До настоящего времени переселение истца и членов его семьи ответчиком не произведено.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, …обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства…
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 4 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (п. 5).
В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что истец, её супруг, сын и свекровь, проживают в вышеуказанном помещении; Зацепина Е.О., Зацепин Р.В. и Зацепин Б.Р. какого-либо жилого помещения на праве собственности не имеют (л.д. 47, 52, 54). Доказательств обратного в материалах дела не имеется. Геращенко Н.А. имеет на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство квартиру общей площадью 45,3 кв.м. (л.д. 50).
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ №551-О-О от 12.04.2011г., в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) – при условии соблюдений общих требований жилищного законодательства применительно к представлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с часть 3 ст. 40 Конституции РФ.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включение их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) иных законодательных актов оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие,- реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В пункте 3 статьи 85 ЖК РФ, определено, что в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, выселяемым из непригодного для проживания жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Таким образом, лицом, обязанным осуществить переселение граждан из указанных помещений, является наймодатель, в данном случае - администрация городского округа <адрес>.
На основании ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Ссылку представителя ответчика о том, что истец и члены её семьи не принята на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений в порядке, установленном статьями 51, 52 ЖК РФ, и не признание их относящихся к категории малоимущих граждан, в связи с чем она не может претендовать на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, истцу надлежит отказать в удовлетворении иска, суд считает не состоятельной.
Факт отсутствия истца в очереди нуждающихся в жилье при том, что она проживает в жилом помещении, признанном в установленном законом порядке непригодным, а доказательств обратного суду представлено не было, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о внеочередном предоставлении жилья, поскольку по смыслу положений ст. 57 ЖК РФ о внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, такая форма обеспечения жилыми помещениями направлена на предотвращение негативных последствий использования непригодного для проживания жилья, собственником которого является муниципального образование, и бремя содержания которого ложится на него.
Как следует из пояснений истца, она, её <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> длительное время проживают в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, а доказательств обратного суду не представлено, чем грубо нарушается их право на жилище в муниципальном жилищном фонде, создается угроза для безопасности жизни и здоровья и нарушаются Конституционные права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно правовой позиции, высказанной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014: в отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 57 Жилищного кодекса РФ), наличие в собственности нанимателя по договору социального найма или члена его семьи другого жилого помещения не может служить основанием для отказа в предоставлении взамен жилого помещения, пришедшего в непригодное для проживания состояние, равнозначного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на основании ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
Доводы ответчика о том, что <адрес> включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа <адрес>», утвержденной постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № и планируется расселение за счет инвесторов суд не может принять во внимание, поскольку срок переселения, который определен в муниципальной программе городского округа <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа <адрес>, утвержденной постановлением администрации городского округа город» Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. №, противоречит вышеназванному законодательству и существенно нарушает права истца.
Включение дома, в котором проживают истец, её супруг, сын и свекровь, в указанную программу свидетельствует лишь о реализации органом местного самоуправления своих полномочий в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище, и само по себе не исключает обязанность по отселению граждан, проживающих в жилых помещения, признанных непригодными.
Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Переселение истца составляет его выселение из непригодного для проживания жилого помещения и вселение в иное благоустроенное жилое помещение, что должно быть произведено одновременно.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Оценивая все имеющие доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить Зацепиной ФИО10 вне очереди на состав семьи четыре человека, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, равнозначное общей площади ранее занимаемому жилому помещению 24,90 кв.м (жилая 12,9 кв.м), находящееся в границах городского округа <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Решение в окончательной форме принято 20.06.2016г.
Дело № 2-2331/16
строка № 111г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«17» июня 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Сергеенко А.А.,
с участием:
истца Зацепиной Е.О.,
третьего лица Зацепина Р.В.,
представителя администрации городского округа <адрес> по доверенности Сафоновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зацепиной ФИО9 администрации городского округа <адрес> о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающим санитарным и техническим требованиям,
установил:
Истец обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что она проживает на основании договора социального найма в <адрес>. Вместе с истцом зарегистрированы и проживают: её <данные изъяты> Зацепин Р.В., её <данные изъяты> Зацепин Б.Р., её <данные изъяты> Геращенко Н.А., которая является нанимателем указанного жилого помещения. Постановлением администрации городского округа <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. № утверждено заключение городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ., которым жилой <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу, однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение им предоставлено не было, что послужило основанием для обращения в суд.
Истец Зацепина Е.О. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить, и пояснила, что ответчик более 2-х лет не предпринимает действий по переселению. <адрес> года постройки, очень ветхий, на стыке стен огромные щели; в подъезде нет отопления; ввиду аварийного состояния дома истцу отказано в установке электрического водонагревателя, газовой колонки.
Представитель ответчика администрации городского округа <адрес> по доверенности Сафонова А.Ю. исковые требования не признала, представила письменные возражения.
Третье лицо Зацепин Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Третьи лица Зацепин Б.Р. и Геращенко Н.А. о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает дело с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 7, 40, 41 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется создание условий, обеспечивающих достойную жизнь; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, которое указанным в законе гражданам, предоставляется с установленными законом нормами.
На основании ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РР по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как следует из материалов дела, истец Зацепина Е.О. проживает на основании договора социального найма в <адрес> площадью 24,9 кв.м, жилой площадью 12,9 кв.м. Вместе с истцом зарегистрированы и проживают её <данные изъяты> Зацепин Р.В., их <данные изъяты> Зацепин Б.Р., её <данные изъяты> Геращенко Н.А., которая является нанимателем данного жилого помещения, что подтверждается копией договора социального найма (л.д.9-12), списком постоянно проживающих граждан (л.д.14-15), копией акта приема-передачи жилого помещения (л.д.16), копией выписки из домовой книги (л.д.18,19), справкой (л.д.20).
Жилой <адрес> находится в муниципальной собственности, что представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось и считается судом установленным обстоятельством на основании ч. 2 ст. 68 ГПК РФ.
Заключением городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. указанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания. Согласно указанному заключению у дома имеется деформация фундаментов, стен, несущих конструкций, значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (л.д. 22-26).
Постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено заключение городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Управлению жилищного фонд Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> поручено провести переселение жителей дома до 31.12.2014г. (л.д. 21).
До настоящего времени переселение истца и членов его семьи ответчиком не произведено.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, …обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства…
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 4 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (п. 5).
В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что истец, её супруг, сын и свекровь, проживают в вышеуказанном помещении; Зацепина Е.О., Зацепин Р.В. и Зацепин Б.Р. какого-либо жилого помещения на праве собственности не имеют (л.д. 47, 52, 54). Доказательств обратного в материалах дела не имеется. Геращенко Н.А. имеет на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство квартиру общей площадью 45,3 кв.м. (л.д. 50).
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ №551-О-О от 12.04.2011г., в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) – при условии соблюдений общих требований жилищного законодательства применительно к представлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с часть 3 ст. 40 Конституции РФ.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включение их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) иных законодательных актов оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие,- реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В пункте 3 статьи 85 ЖК РФ, определено, что в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, выселяемым из непригодного для проживания жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Таким образом, лицом, обязанным осуществить переселение граждан из указанных помещений, является наймодатель, в данном случае - администрация городского округа <адрес>.
На основании ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Ссылку представителя ответчика о том, что истец и члены её семьи не принята на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений в порядке, установленном статьями 51, 52 ЖК РФ, и не признание их относящихся к категории малоимущих граждан, в связи с чем она не может претендовать на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, истцу надлежит отказать в удовлетворении иска, суд считает не состоятельной.
Факт отсутствия истца в очереди нуждающихся в жилье при том, что она проживает в жилом помещении, признанном в установленном законом порядке непригодным, а доказательств обратного суду представлено не было, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о внеочередном предоставлении жилья, поскольку по смыслу положений ст. 57 ЖК РФ о внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, такая форма обеспечения жилыми помещениями направлена на предотвращение негативных последствий использования непригодного для проживания жилья, собственником которого является муниципального образование, и бремя содержания которого ложится на него.
Как следует из пояснений истца, она, её <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> длительное время проживают в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, а доказательств обратного суду не представлено, чем грубо нарушается их право на жилище в муниципальном жилищном фонде, создается угроза для безопасности жизни и здоровья и нарушаются Конституционные права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно правовой позиции, высказанной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014: в отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 57 Жилищного кодекса РФ), наличие в собственности нанимателя по договору социального найма или члена его семьи другого жилого помещения не может служить основанием для отказа в предоставлении взамен жилого помещения, пришедшего в непригодное для проживания состояние, равнозначного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на основании ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
Доводы ответчика о том, что <адрес> включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа <адрес>», утвержденной постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № и планируется расселение за счет инвесторов суд не может принять во внимание, поскольку срок переселения, который определен в муниципальной программе городского округа <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа <адрес>, утвержденной постановлением администрации городского округа город» Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. №, противоречит вышеназванному законодательству и существенно нарушает права истца.
Включение дома, в котором проживают истец, её супруг, сын и свекровь, в указанную программу свидетельствует лишь о реализации органом местного самоуправления своих полномочий в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище, и само по себе не исключает обязанность по отселению граждан, проживающих в жилых помещения, признанных непригодными.
Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Переселение истца составляет его выселение из непригодного для проживания жилого помещения и вселение в иное благоустроенное жилое помещение, что должно быть произведено одновременно.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Оценивая все имеющие доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить Зацепиной ФИО10 вне очереди на состав семьи четыре человека, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, равнозначное общей площади ранее занимаемому жилому помещению 24,90 кв.м (жилая 12,9 кв.м), находящееся в границах городского округа <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Решение в окончательной форме принято 20.06.2016г.