Дело 2а-120/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-- 23 августа 2018 года
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,
при секретаре Одинцовой О.М.,
с участием:
представителя административного истца - помощника прокурора -- Москвина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора -- в интересах неопределенного круга лиц к администрации --, администрации Дмитриевского сельсовета -- о признании незаконным бездействия, выразившееся в не принятии в муниципальную собственность автомобильной дороги общего пользования местного значения «--, подъезд к кладбищу» (идентификационный -- ОП МП 10-018) и не обеспечении транспортной доступности сельского кладбища --; возложении обязанности в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу общего пользования местного значения «--, подъезд к кладбищу» (идентификационный -- ОП МП 10-018) и обеспечить транспортную доступность сельского кладбища --,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – прокурор -- обратился в суд с указанным административным иском к ответчикам в обосновании заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой -- по обращению жителей -- была проведена проверка законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства о похоронном деле в деятельности администрации --, администрации Дмитриевского сельсовета, в ходе которой были выявлены нарушения. В своем обращении жители -- указали, что дорога от -- до местного кладбища практически отсутствует, что не позволяет населению села и иным гражданам проехать к кладбищу автомобильным транспортом, в связи с этим нарушается их право чтить память близких родственников и усопших знакомых путем содержания в надлежащем состоянии их могил.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закону от -- -- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, а также -- от -- -- «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» вопросы местного значения, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона -- к вопросам местного значения сельского поселения не отнесены.
Таким образом, осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ относится к вопросам местного значения муниципального района.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что между администрацией -- и администрацией Дмитриевского сельсовета -- заключено Соглашение о передаче осуществления части полномочий от органов местного самоуправления -- органам местного самоуправления сельсоветов, входящих в состав -- (аналогичное соглашение действовало и в 2017 году). Срок действия соглашения - до --.
Таким образом, администрация -- в силу закона, а администрация Дмитриевского сельсовета, в силу соглашения являются лицами, уполномоченными на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории Дмитриевского сельского поселения.
В ходе проверки установлено, что Постановлением администрации -- от -- -- «О создании и утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения --» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории --. Постановлением администрации -- от -- -- внесены изменения в вышеназванное постановление; согласно приложению к постановлению от -- -- автомобильная дорога «--, подъезд до кладбища» включена в перечень дорог общего пользования местного значения и ей присвоен идентификационный -- ОП МП 10-018.
-- Совета народных депутатов от -- ---р «Об утверждении Реестра муниципальной собственности --» утвержден реестр муниципальной собственности, в который автомобильная дорога «--, подъезд к кладбищу» не включена.
Таким образом, указанная дорога фактически собственника не имеет, в связи, с чем бремя ее содержания никто не несет, что приводит её в негодность; не обеспечивается безопасность дорожного движения по указанной автомобильной дороге.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурор с учётом уточнения исковых требований просит суд признать незаконным бездействие администрации --, администрации Дмитриевского сельсовета --, выразившееся в не принятии в муниципальную собственность автомобильной дороги общего пользования местного значения «--, подъезд к кладбищу» (идентификационный -- ОП МП 10-018) и не обеспечении транспортной доступности сельского кладбища --; возложить обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу общего пользования местного значения «--, подъезд к кладбищу» (идентификационный -- ОП МП 10-018) и обеспечить транспортную доступность сельского кладбища --.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по -- просило рассмотреть дело в их отсутствии. На основании ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено без участия представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по --.
Представитель административного истца - помощник прокурора -- Москвин В.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, привел доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - администрации -- Чернышова О.А. суду пояснила, что административные исковые требования не признает. Полагает, поскольку администрацией Дмитриевского сельсовета по акту спорная автомобильная дорога не была передана в собственность администрации --, то у них отсутствуют полномочия по ее содержанию. Кроме того, имеется заключенное с администрацией Дмитриевского сельсовета Соглашение о передаче осуществления части полномочий за сохранностью и содержанием автомобильных дорог в границах муниципального образования Дмитриевский сельсовет – администрации Дмитриевского сельсовета, в связи с чем, они не являются надлежащими ответчиками по делу.
Представитель административного соответчика - администрации Дмитриевского сельсовета -- Слатвинский В.Н. суду пояснил, что административные исковые требования полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению. В настоящее время спорная автодорога имеет идентификационный номер и кадастровый, поскольку дорога находится на землях сельскохозяйственного назначения, необходимо сделать выбор земельного участка, на котором расположена дорога перевести земли в категории промышленных, провести кадастровые работы, предусмотренные законом, и только после данных процедур появится возможность у сельсовета передать данную дорогу в собственность администрации --.
В судебном заседании сотрудник ОГИБДД МО МВД России «Мазановский» Кравченко Р.М. суду пояснил, что по требованию прокурора -- они проводили обследование дороги в -- до кладбища, дорога не отсыпана, в действительности она имеет идентификационный номер, но фактически содержанием и ремонтом дороги никто не занимается, дорога в критическом состоянии.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения – это состояние отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи. 1, 4, 5 Федерального закона от -- № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Из пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от -- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от -- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от -- № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ от -- № 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от -- № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Под дорожной деятельностью, как следует из пункта 6 статьи 3 ФЗ от -- № 257-ФЗ, понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Из положений части 8 статьи 6 ФЗ от -- № 257-ФЗ следует, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу положений статьи 17 ФЗ от -- № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Из положений части 3 статьи 15 ФЗ от -- № 257-ФЗ следует, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Статьей 10 указанного Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений статьи 50 Федерального закона от -- № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения
При этом согласно пункту 5 статьи 51 Федерального закона от -- № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от -- -- «Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от -- № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу положений части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от -- -- «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что для квалификации вещи в качестве недвижимой, необходимо установить, ее прочную связь с землей, а также то, что она создавалась по правилам, установленным для создания недвижимой вещи, и имеет определенное функциональное использование.
Как указано в Приказе Минтранса России от -- -- «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» в реестр, в том числе, вносятся сведения о: собственнике, владельце автомобильной дороги; наименование автомобильной дороги; идентификационный номер автомобильной дороги; протяженность автомобильной дороги; сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории; вид разрешенного использования автомобильной дороги; иные сведения об автомобильной дороге: значение автомобильной дороги, ее месторасположение, дата ввода в эксплуатацию, стоимость автомобильной дороги, сведения об участках автомобильной дороги, используемых на платной основе.
Основанием обращения прокурора -- в защиту неопределенного круга лиц с данным административным исковым заявлением в суд явилось то, что в -- на землях сельскохозяйственного назначения, расположено кладбище, к которому имеется автодорога, проходящая через два земельных участка с кадастровыми номерами -- и --, отнесенных к категориям земель сельскохозяйственного назначения, правообладателем которых является муниципальное образование Дмитриевский сельсовет --. Как установлено в судебном заседании данная дорога имеет идентификационный -- ОП МП 10-018, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения --. В соответствии выпиской из ЕГРН от -- автомобильная дорога (подъезд к кладбищу --) поставлена на кадастровый учет, ей присвоен кадастровый --, сведения о правообладатели отсутствуют. В связи с отсутствие собственника автомобильной дороги никто не занимается ее содержанием, ремонтом и поддержанием автодороги в надлежащем техническом состоянии, что затрудняет транспортную доступность проезда к кладбищу и нарушает права граждан на безопасные условия дорожного движения.
Постановлением главы администрации -- от -- -- «О создании и утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения --», утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории --. Постановлением администрации -- от -- за -- «О внесении изменений в постановление администрации -- от -- -- «О создании и утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения --», внесены изменения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории --. Согласно приложению к постановлению администрации района от -- -- автомобильная дорога «Паутовка, подъезд к кладбищу» протяженностью 1000 м включена в перечень дорог общего пользования местного значения и ей присвоен идентификационный номер – 10232 816 ОП МП 10-018.
Из приложения (Реестра муниципальной собственности --) к решению -- Совета народных депутатов (шестой созыв) от --, которым утверждён Реестр муниципальной собственности -- по состоянию на --, следует, что автомобильная дорога «Паутовка, подъезд к кладбищу» в указанный Реестр не включена.
Согласно ч. 5 статьи 6 Устава администрации -- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, входит в предмет ведения администрации --.
В соответствии с частью 2 статьи 5 главы II Устава администрации Дмитриевского сельсовета -- следует, что органы местного самоуправления сельсовета могут заключать соглашения с органами местного самоуправления -- о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета сельсовета в бюджет района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Решение о даче согласия на передачу осуществления части полномочий сельсовета принимается сельским Советом народных депутатов по предложению главы сельсовета, соглашения заключается главой сельсовета. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением сельского Совета народных депутатов.
Из Соглашения -- о передаче осуществления части полномочий от органов местного самоуправления -- органам местного самоуправления сельсоветом, входящих в состав -- от -- следует, что главой района Пивень М.П., действующего на основании -- и Администрации Дмитриевского сельсовета -- в лице главы сельсовета В.Н. Слатвинского, действующего на основании Устава Дмитриевского сельсовета, заключено соглашение о передаче части следующих полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, --, решением -- Совета народных депутатов от -- ---р «О муниципальном дорожном фонде --» а именно: содержание дорог и дорожной инфраструктуры, ремонт улично-дорожной сети поселений; обеспечение безопасности движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочный мест), в населенных пунктах поселений; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных Федеральными законами, законами --, нормативно правовыми актами -- к полномочиям органов местного самоуправления поселения.
Подпунктом 4.1 пункта 4 указанного Соглашения установлен срок его действия с -- и действуют до --.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от -- № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений), 21, 28, 30, 33 ч. 1 указанной статьи.
Согласно пп. 23 п. 1 ст. 5 Устава муниципального образования Дмитриевский сельсовет -- к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии с пп.17 п.3 ст.-- к вопросам местного значения также отнесено содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг. Таким образом, администрация -- является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с действующими законодательством и Уставом, наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом, а также иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, законами --, а именно дорожной деятельностью местного значения, в том числе и содержанием на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке от -- земельный участок с кадастровый --, отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, площадью: 1740000 кв.м, правообладателем является муниципальное образование «Дмитриевский сельсовет --», право собственности зарегистрировано --.
Из кадастровой выписки о земельном участке от -- следует, что земельный участок кадастровый --, отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, площадью: 3770000 кв.м, правообладателем является муниципальное образование «Дмитриевский сельсовет --», право собственности зарегистрировано --.
По данным земельным участкам проходит автодорога «подъезд к кладбищу --). Суд полагает, что доводы прокурора, изложенные в административном исковом заявлении о том, что ответчики самоустранились и не выполняют требования ряда федеральных законов, заслуживают внимания. Так, ст. 17 Федерального закона от -- ---Ф3 «О погребении и похоронном деле» установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от -- -- утвержден СанПиН ---11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее - СанПиН ---11). В соответствии с п. 2.3. СанПиН ---11 выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки совокупности факторов, в том числе транспортной доступности. Пунктом 2.7 СанПиН ---11 установлено, что устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть в числе прочих организацию подъездных путей и автостоянок.
Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.
В ходе прокурорской проверки исполнения федерального законодательства установлено несоблюдение требований законодательства к содержанию мест захоронения (кладбищ) на территории Дмитриевского сельского поселения и отсутствие проезда к кладбищу.
В судебном заседании стороны не оспаривали факт того, что имеющаяся автодорога от -- к кладбищу находится в критическом состоянии, не отвечает ни каким требованиям ГОСТ, а содержанием и ремонтом данной дороги никто не занимается. Доводы представителя администрации -- о том, что администрацией -- в рамках заключенного Соглашения от -- выделяются администрации Дмитриевского сельсовета денежные средства для осуществления полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не свидетельствуют о том, что требования прокурора -- необоснованны, поскольку стороны не оспаривают, что до настоящего времени автодорога не включена в реестр муниципальной собственности --, а денежные средства, предоставляемые для финансового обеспечения расходов по исполнению части полномочий муниципального образования -- сельским поселениям в сфере дорожной деятельности в отношении автодорог местного значения идут на содержание автодорог включенных в реестр муниципальной собственности. Кроме того, учитывая установленные обстоятельства в судебном заседании стороны также не оспаривали факт того, что финансовое обеспечение работ, которые необходимо провести в отношении автомобильной дороги «подъезд кладбищу --» не предусмотрено заключенным Соглашением от --.
В настоящее время администрацией --, администрацией Дмитриевского сельсовета -- работа по определению границ земельных участков, занятых автомобильной дорогой не начата, договор на межевание не заключался, данные работы не оплачивались, межевание не проводилось, земельный участок не поставлен на кадастровый учёт, в связи, с чем не возможно финансирование содержание автомобильной дороги и мероприятий на обеспечение безопасности дорожного движения, так как земельный участок не сформирован, что противоречит нормам действующего федерального законодательства. Доказательств об обратном, в судебном заседании сторонами представлено не было.
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на автомобильную дорогу не зарегистрировано. Отсутствие границ земельного участка, автомобильной дорогой, нарушает права и интересы неопределённого круга лиц.
В настоящем судебном заседании установлено, что ни администрацией Дмитриевского сельсовета, ни администрацией -- должных мер к государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу местного значения общего пользования в границах муниципального образования «Паутовка, подъезд к кладбищу» не предпринималось.
Отсутствие надлежащего оформленного права собственности в отношении указанной автомобильной дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения и предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению норм действующего законодательства, препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае их несоответствия к предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние и как следствие, влияет на безопасность дорожного движения. Тем самым бездействие ответчиков, выраженное в неоформлении в собственность автомобильной дороги «Паутовка, подъезд к кладбищу» нарушает право граждан на безопасные условия дорожного движения.
Согласно исследованным материалам протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории -- составляет 323925 метров, из них в собственность муниципального образования -- оформлено 237473 метра автомобильных дорог общего пользования местного значения, остальные 86452 метра автомобильных дорог на территории -- остаются бесхозными.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующие спорные правоотношения, содержание автомобильных дорог относится к вопросам местного значения муниципальных образований, и органы местного самоуправления обязаны решать вопросы местного значения в пределах предоставленных им полномочий. При этом очевидно, что выбор способа осуществления данных обязанностей - делегирование полномочий, заключение Соглашения администрации -- с администрацией Дмитриевский сельсовет, не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса). Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 данного кодекса).
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям; суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Административные исковые требования прокурора -- обоснованы, однако учитывая, что принятие в собственность одного объекта спорной автодороги «-- подъезд к кладбищу» одновременно двумя муниципальными образованиями не представляется возможным, в связи с чем, суд не выходя за пределы заявленных требований полагает, требования административного истца о возложении обязанностей на административных ответчиков распределить самостоятельно с учетом их полномочий в силу действующего законодательства и их Уставов.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из содержания административного иска усматривается, что, обращаясь в суд, истец оспаривает бездействие администрации -- и администрации Дмитриевского сельсовета, выразившееся в фактическом неисполнении органами местного самоуправления своих полномочий, возложенных на них нормативно-правовыми актами.
Исследовав все представленные доказательства и разрешая требования административного истца, судом учитывается, что автодорога « -- подъезд к кладбищу» до настоящего времени проходит по землям сельскохозяйственного назначения, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию Дмитриевский сельсовет --, вопрос об оформлении автодороги в муниципальную собственность -- может быть разрешен только после выбора земельного участка; согласования схем размещения объекта под автодорогу «-- подъезд к кладбищу»; разрешения вопроса через Министерство имущественных отношений -- о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Таким образом, вопрос об оформлении спорной автодороги в муниципальную собственность администрации -- напрямую зависит от действий (бездействий) администрации Дмитриевского сельсовета --. При этом учитывается, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения, в силу действующего законодательства отнесена к полномочиям муниципальных районов, а именно администрации --. В связи с чем, суд не видит обоснованности и целесообразности в принятии в муниципальную собственность Дмитриевского сельсовета спорной автомобильной дороги. Поэтому возложить обязанность о принятии в собственность автомобильную дорогу общего пользования местного значения «--, «--, подъезд к кладбищу» следует только на администрацию --. Однако учитывая действующее между ответчиками Соглашение о передаче части полномочий, а именно в области дорожной деятельности заключаемое ежегодно, суд полагает требования административного истца о возложении обязанности на администрацию --, администрацию Дмитриевского сельсовета -- об обеспечении транспортной доступности сельского кладбища --, подлежащими удовлетворению.
При этом само по себе, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области муниципального управления.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Из материалов дела усматривается, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, но и согласно Налоговому Кодексу РФ ответчик, также освобожден от ее уплаты. В данном случае применяются правила части 3 ст.114 КАС РФ - судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд.
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора -- в интересах неопределенного круга лиц к администрации --, администрации Дмитриевского сельсовета --, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации --, администрации Дмитриевского сельсовета --, выразившееся в не принятии в муниципальную собственность автомобильной дороги общего пользования местного значения «--, подъезд к кладбищу» (идентификационный -- ОП МП 10-018) и не обеспечении транспортной доступности сельского кладбища --.
Обязать администрацию --, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу общего пользования местного значения «--, подъезд к кладбищу» (идентификационный -- ОП МП 10-018), и администрации --, администрации Дмитриевского сельсовета -- обеспечить транспортную доступность сельского кладбища --.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.--
Мотивированное решение изготовлено --