Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-120/2018 ~ М-133/2018 от 01.08.2018

                                                                                                                      Дело 2а-120/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

--                                                                               23 августа 2018 года

Мазановский районный суд -- в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,

при секретаре Одинцовой О.М.,

с участием:

представителя административного истца - помощника прокурора -- Москвина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора -- в интересах неопределенного круга лиц к администрации --, администрации Дмитриевского сельсовета -- о признании незаконным бездействия, выразившееся в не принятии в муниципальную собственность автомобильной дороги общего пользования местного значения «--, подъезд к кладбищу» (идентификационный -- ОП МП 10-018) и не обеспечении транспортной доступности сельского кладбища --; возложении обязанности в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу общего пользования местного значения «--, подъезд к кладбищу» (идентификационный -- ОП МП 10-018) и обеспечить транспортную доступность сельского кладбища --,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – прокурор -- обратился в суд с указанным административным иском к ответчикам в обосновании заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой -- по обращению жителей -- была проведена проверка законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства о похоронном деле в деятельности администрации --, администрации Дмитриевского сельсовета, в ходе которой были выявлены нарушения. В своем обращении жители -- указали, что дорога от -- до местного кладбища практически отсутствует, что не позволяет населению села и иным гражданам проехать к кладбищу автомобильным транспортом, в связи с этим нарушается их право чтить память близких родственников и усопших знакомых путем содержания в надлежащем состоянии их могил.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закону от -- -- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области      использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, а также -- от -- -- «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» вопросы местного значения, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона -- к вопросам местного значения сельского поселения не отнесены.

Таким образом, осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ относится к вопросам местного значения муниципального района.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что между администрацией      -- и администрацией Дмитриевского сельсовета -- заключено Соглашение о передаче осуществления части полномочий от органов местного самоуправления -- органам местного самоуправления сельсоветов, входящих в состав -- (аналогичное соглашение действовало и в 2017 году). Срок действия соглашения - до --.

Таким образом, администрация -- в силу закона, а администрация Дмитриевского сельсовета, в силу соглашения являются лицами, уполномоченными на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории Дмитриевского сельского поселения.

В ходе проверки установлено, что Постановлением администрации -- от -- -- «О создании и утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения --» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории --. Постановлением администрации -- от -- -- внесены изменения в вышеназванное постановление; согласно приложению к постановлению от -- -- автомобильная дорога «--, подъезд до кладбища» включена в перечень дорог общего пользования местного значения и ей присвоен идентификационный -- ОП МП 10-018.

-- Совета народных депутатов от -- ---р «Об утверждении    Реестра муниципальной собственности --» утвержден реестр муниципальной собственности, в который автомобильная дорога «--, подъезд к кладбищу» не включена.

Таким образом, указанная дорога фактически собственника не имеет, в связи, с чем бремя ее содержания никто не несет, что приводит её в негодность; не обеспечивается безопасность дорожного движения по указанной автомобильной дороге.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурор с учётом уточнения исковых требований просит суд признать незаконным бездействие администрации --, администрации Дмитриевского сельсовета --, выразившееся в не принятии в муниципальную собственность автомобильной дороги общего пользования местного значения «--, подъезд к кладбищу» (идентификационный -- ОП МП 10-018) и не обеспечении транспортной доступности сельского кладбища --; возложить обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу общего пользования местного значения «--, подъезд к кладбищу» (идентификационный -- ОП МП 10-018) и обеспечить транспортную доступность сельского кладбища --.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по -- просило рассмотреть дело в их отсутствии. На основании ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено без участия представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по --.

Представитель административного истца - помощник прокурора -- Москвин В.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, привел доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации -- Чернышова О.А. суду пояснила, что административные исковые требования не признает. Полагает, поскольку администрацией Дмитриевского сельсовета по акту спорная автомобильная дорога не была передана в собственность администрации --, то у них отсутствуют полномочия по ее содержанию. Кроме того, имеется заключенное с администрацией Дмитриевского сельсовета Соглашение о передаче осуществления части полномочий за сохранностью и содержанием автомобильных дорог в границах муниципального образования Дмитриевский сельсовет – администрации Дмитриевского сельсовета, в связи с чем, они не являются надлежащими ответчиками по делу.

Представитель административного соответчика - администрации Дмитриевского сельсовета -- Слатвинский В.Н. суду пояснил, что административные исковые требования полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению. В настоящее время спорная автодорога имеет идентификационный номер и кадастровый, поскольку дорога находится на землях сельскохозяйственного назначения, необходимо сделать выбор земельного участка, на котором расположена дорога перевести земли в категории промышленных, провести кадастровые работы, предусмотренные законом, и только после данных процедур появится возможность у сельсовета передать данную дорогу в собственность администрации --.

В судебном заседании сотрудник ОГИБДД МО МВД России «Мазановский» Кравченко Р.М. суду пояснил, что по требованию прокурора -- они проводили обследование дороги в -- до кладбища, дорога не отсыпана, в действительности она имеет идентификационный номер, но фактически содержанием и ремонтом дороги никто не занимается, дорога в критическом состоянии.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения – это состояние отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи. 1, 4, 5 Федерального закона от -- № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Из пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от -- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от -- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от -- № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ от -- № 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от -- № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

Под дорожной деятельностью, как следует из пункта 6 статьи 3 ФЗ от -- № 257-ФЗ, понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Из положений части 8 статьи 6 ФЗ от -- № 257-ФЗ следует, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу положений статьи 17 ФЗ от -- № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.

Из положений части 3 статьи 15 ФЗ от -- № 257-ФЗ следует, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Статьей 10 указанного Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

Исходя из положений статьи 50 Федерального закона от -- № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения

При этом согласно пункту 5 статьи 51 Федерального закона от -- № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от -- -- «Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от -- № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В силу положений части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от -- -- «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что для квалификации вещи в качестве недвижимой, необходимо установить, ее прочную связь с землей, а также то, что она создавалась по правилам, установленным для создания недвижимой вещи, и имеет определенное функциональное использование.

Как указано в Приказе Минтранса России от -- -- «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» в реестр, в том числе, вносятся сведения о: собственнике, владельце автомобильной дороги; наименование автомобильной дороги; идентификационный номер автомобильной дороги; протяженность автомобильной дороги; сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории; вид разрешенного использования автомобильной дороги; иные сведения об автомобильной дороге: значение автомобильной дороги, ее месторасположение, дата ввода в эксплуатацию, стоимость автомобильной дороги, сведения об участках автомобильной дороги, используемых на платной основе.

Основанием обращения прокурора -- в защиту неопределенного круга лиц с данным административным исковым заявлением в суд явилось то, что в -- на землях сельскохозяйственного назначения, расположено кладбище, к которому имеется автодорога, проходящая через два земельных участка с кадастровыми номерами -- и --, отнесенных к категориям земель сельскохозяйственного назначения, правообладателем которых является муниципальное образование Дмитриевский сельсовет --. Как установлено в судебном заседании данная дорога имеет идентификационный -- ОП МП 10-018, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения --. В соответствии выпиской из ЕГРН от -- автомобильная дорога (подъезд к кладбищу --) поставлена на кадастровый учет, ей присвоен кадастровый --, сведения о правообладатели отсутствуют. В связи с отсутствие собственника автомобильной дороги никто не занимается ее содержанием, ремонтом и поддержанием автодороги в надлежащем техническом состоянии, что затрудняет транспортную доступность проезда к кладбищу и нарушает права граждан на безопасные условия дорожного движения.

Постановлением главы администрации -- от -- -- «О создании и утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения --», утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории --. Постановлением администрации -- от -- за -- «О внесении изменений в постановление администрации -- от -- -- «О создании и утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения --», внесены изменения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории --. Согласно приложению к постановлению администрации района от -- -- автомобильная дорога «Паутовка, подъезд к кладбищу» протяженностью 1000 м включена в перечень дорог общего пользования местного значения и ей присвоен идентификационный номер – 10232 816 ОП МП 10-018.

Из приложения (Реестра муниципальной собственности --) к решению -- Совета народных депутатов (шестой созыв) от --, которым утверждён Реестр муниципальной собственности -- по состоянию на --, следует, что автомобильная дорога «Паутовка, подъезд к кладбищу» в указанный Реестр не включена.

Согласно ч. 5 статьи 6 Устава администрации -- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, входит в предмет ведения администрации --.

В соответствии с частью 2 статьи 5 главы II Устава администрации Дмитриевского сельсовета -- следует, что органы местного самоуправления сельсовета могут заключать соглашения с органами местного самоуправления -- о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета сельсовета в бюджет района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Решение о даче согласия на передачу осуществления части полномочий сельсовета принимается сельским Советом народных депутатов по предложению главы сельсовета, соглашения заключается главой сельсовета. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением сельского Совета народных депутатов.

Из Соглашения -- о передаче осуществления части полномочий от органов местного самоуправления -- органам местного самоуправления сельсоветом, входящих в состав -- от -- следует, что главой района Пивень М.П., действующего на основании -- и Администрации Дмитриевского сельсовета -- в лице главы сельсовета В.Н. Слатвинского, действующего на основании Устава Дмитриевского сельсовета, заключено соглашение о передаче части следующих полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, --, решением -- Совета народных депутатов от -- ---р «О муниципальном дорожном фонде --» а именно: содержание дорог и дорожной инфраструктуры, ремонт улично-дорожной сети поселений; обеспечение безопасности движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочный мест), в населенных пунктах поселений; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных Федеральными законами, законами --, нормативно правовыми актами -- к полномочиям органов местного самоуправления поселения.

Подпунктом 4.1 пункта 4 указанного Соглашения установлен срок его действия с -- и действуют до --.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от -- № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений), 21, 28, 30, 33 ч. 1 указанной статьи.

Согласно пп. 23 п. 1 ст. 5 Устава муниципального образования Дмитриевский сельсовет -- к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии с пп.17 п.3 ст.-- к вопросам местного значения также отнесено содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг. Таким образом, администрация -- является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с действующими законодательством и Уставом, наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом, а также иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, законами --, а именно дорожной деятельностью местного значения, в том числе и содержанием на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения.

Согласно кадастровой выписки о земельном участке от -- земельный участок с кадастровый --, отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, площадью: 1740000 кв.м, правообладателем является муниципальное образование «Дмитриевский сельсовет --», право собственности зарегистрировано --.

Из кадастровой выписки о земельном участке от -- следует, что земельный участок кадастровый --, отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, площадью: 3770000 кв.м, правообладателем является муниципальное образование «Дмитриевский сельсовет --», право собственности зарегистрировано --.

По данным земельным участкам проходит автодорога «подъезд к кладбищу --). Суд полагает, что доводы прокурора, изложенные в административном исковом заявлении о том, что ответчики самоустранились и не выполняют требования ряда федеральных законов, заслуживают внимания. Так, ст. 17 Федерального закона от -- ---Ф3 «О погребении и похоронном деле» установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от -- -- утвержден СанПиН ---11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее - СанПиН ---11). В соответствии с п. 2.3. СанПиН ---11 выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки совокупности факторов, в том числе транспортной доступности. Пунктом 2.7 СанПиН ---11 установлено, что устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть в числе прочих организацию подъездных путей и автостоянок.

Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.

В ходе прокурорской проверки исполнения федерального законодательства установлено несоблюдение требований законодательства к содержанию мест захоронения (кладбищ) на территории Дмитриевского сельского поселения и отсутствие проезда к кладбищу.

В судебном заседании стороны не оспаривали факт того, что имеющаяся автодорога от -- к кладбищу находится в критическом состоянии, не отвечает ни каким требованиям ГОСТ, а содержанием и ремонтом данной дороги никто не занимается. Доводы представителя администрации -- о том, что администрацией -- в рамках заключенного Соглашения от -- выделяются администрации Дмитриевского сельсовета денежные средства для осуществления полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не свидетельствуют о том, что требования прокурора -- необоснованны, поскольку стороны не оспаривают, что до настоящего времени автодорога не включена в реестр муниципальной собственности --, а денежные средства, предоставляемые для финансового обеспечения расходов по исполнению части полномочий муниципального образования -- сельским поселениям в сфере дорожной деятельности в отношении автодорог местного значения идут на содержание автодорог включенных в реестр муниципальной собственности. Кроме того, учитывая установленные обстоятельства в судебном заседании стороны также не оспаривали факт того, что финансовое обеспечение работ, которые необходимо провести в отношении автомобильной дороги «подъезд кладбищу --» не предусмотрено заключенным Соглашением от --.

В настоящее время администрацией --, администрацией Дмитриевского сельсовета -- работа по определению границ земельных участков, занятых автомобильной дорогой не начата, договор на межевание не заключался, данные работы не оплачивались, межевание не проводилось, земельный участок не поставлен на кадастровый учёт, в связи, с чем не возможно финансирование содержание автомобильной дороги и мероприятий на обеспечение безопасности дорожного движения, так как земельный участок не сформирован, что противоречит нормам действующего федерального законодательства. Доказательств об обратном, в судебном заседании сторонами представлено не было.

В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на автомобильную дорогу не зарегистрировано. Отсутствие границ земельного участка, автомобильной дорогой, нарушает права и интересы неопределённого круга лиц.

В настоящем судебном заседании установлено, что ни администрацией Дмитриевского сельсовета, ни администрацией -- должных мер к государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу местного значения общего пользования в границах муниципального образования «Паутовка, подъезд к кладбищу» не предпринималось.

Отсутствие надлежащего оформленного права собственности в отношении указанной автомобильной дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения и предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению норм действующего законодательства, препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае их несоответствия к предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние и как следствие, влияет на безопасность дорожного движения. Тем самым бездействие ответчиков, выраженное в неоформлении в собственность автомобильной дороги «Паутовка, подъезд к кладбищу» нарушает право граждан на безопасные условия дорожного движения.

Согласно исследованным материалам протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории -- составляет 323925 метров, из них в собственность муниципального образования -- оформлено 237473 метра автомобильных дорог общего пользования местного значения, остальные 86452 метра автомобильных дорог на территории -- остаются бесхозными.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующие спорные правоотношения, содержание автомобильных дорог относится к вопросам местного значения муниципальных образований, и органы местного самоуправления обязаны решать вопросы местного значения в пределах предоставленных им полномочий. При этом очевидно, что выбор способа осуществления данных обязанностей - делегирование полномочий, заключение Соглашения администрации -- с администрацией Дмитриевский сельсовет, не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.

Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса). Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 данного кодекса).

Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям; суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Административные исковые требования прокурора -- обоснованы, однако учитывая, что принятие в собственность одного объекта спорной автодороги «-- подъезд к кладбищу» одновременно двумя муниципальными образованиями не представляется возможным, в связи с чем, суд не выходя за пределы заявленных требований полагает, требования административного истца о возложении обязанностей на административных ответчиков распределить самостоятельно с учетом их полномочий в силу действующего законодательства и их Уставов.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из содержания административного иска усматривается, что, обращаясь в суд, истец оспаривает бездействие администрации -- и администрации Дмитриевского сельсовета, выразившееся в фактическом неисполнении органами местного самоуправления своих полномочий, возложенных на них нормативно-правовыми актами.

Исследовав все представленные доказательства и разрешая требования административного истца, судом учитывается, что автодорога « -- подъезд к кладбищу» до настоящего времени проходит по землям сельскохозяйственного назначения, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию Дмитриевский сельсовет --, вопрос об оформлении автодороги в муниципальную собственность -- может быть разрешен только после выбора земельного участка; согласования схем размещения объекта под автодорогу «-- подъезд к кладбищу»; разрешения вопроса через Министерство имущественных отношений -- о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Таким образом, вопрос об оформлении спорной автодороги в муниципальную собственность администрации -- напрямую зависит от действий (бездействий) администрации Дмитриевского сельсовета --. При этом учитывается, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения, в силу действующего законодательства отнесена к полномочиям муниципальных районов, а именно администрации --. В связи с чем, суд не видит обоснованности и целесообразности в принятии в муниципальную собственность Дмитриевского сельсовета спорной автомобильной дороги. Поэтому возложить обязанность о принятии в собственность автомобильную дорогу общего пользования местного значения «--, «--, подъезд к кладбищу» следует только на администрацию --. Однако учитывая действующее между ответчиками Соглашение о передаче части полномочий, а именно в области дорожной деятельности заключаемое ежегодно, суд полагает требования административного истца о возложении обязанности на администрацию --, администрацию Дмитриевского сельсовета -- об обеспечении транспортной доступности сельского кладбища --, подлежащими удовлетворению.

При этом само по себе, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области муниципального управления.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Из материалов дела усматривается, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, но и согласно Налоговому Кодексу РФ ответчик, также освобожден от ее уплаты. В данном случае применяются правила части 3 ст.114 КАС РФ - судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд.

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора -- в интересах неопределенного круга лиц к администрации --, администрации Дмитриевского сельсовета --, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации --, администрации Дмитриевского сельсовета --, выразившееся в не принятии в муниципальную собственность автомобильной дороги общего пользования местного значения «--, подъезд к кладбищу» (идентификационный -- ОП МП 10-018) и не обеспечении транспортной доступности сельского кладбища --.

Обязать администрацию --, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу общего пользования местного значения «--, подъезд к кладбищу» (идентификационный -- ОП МП 10-018), и администрации --, администрации Дмитриевского сельсовета -- обеспечить транспортную доступность сельского кладбища --.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

                                                    Председательствующий судья:                    Е.--

Мотивированное решение изготовлено --

2а-120/2018 ~ М-133/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мазановского района
Ответчики
Администрация Мазановского района
Другие
Администроация Дмитриевского сельсовета
ОГИБДД МО МВД России "Мазановский"
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Судья
Кузнецова Е.Г.
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
01.08.2018Регистрация административного искового заявления
01.08.2018Передача материалов судье
04.08.2018Решение вопроса о принятии к производству
04.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2018Подготовка дела (собеседование)
14.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2018Судебное заседание
28.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее