Дело №2-6867/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Горбаконенко А.В.,
при секретаре Домниченко С.Д.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А.,
представителя ответчика ФКУ «СИЗО №1» Кузнецовой С.А.,
представителя ответчика УФСИН РФ по Амурской области Арчакова А.К.,
представителя ОНД и ПР по г.Благовещенску Сидякина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «СИЗО №1», УФСИН РФ по Амурской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Амурской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, с исковым заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой Амурской области с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области, 11 июля 2018 года проведена проверка в ФКУ «СИЗО №1» УФСИН России по Амурской области в ходе которой выявлены многочисленные, в том числе грубые нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
По выявленным нарушениям федерального законодательства о пожарной безопасности, прокуратурой Амурской области 17 июля 2017 в адрес начальника ФКУ «СИЗО №1» УФСИН России по Амурской области внесено представление.
28 апреля 2018 года по выявленным нарушениям федерального законодательства о пожарной безопасности, прокуратурой Амурской области внесено представление в адрес начальника УФСИН России по Амурской области.
До настоящего времени указанные нарушения не устранены, объекты ФКУ «СИЗО №1» УФСИН России по Амурской области в соответствии с предъявляемыми законом требованиями о пожарной безопасности, не приведены.
Считает, что несоблюдение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровья, для содержащихся в ФКУ «СИЗО №1» УФСИН России по Амурской области подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений и осужденных отбывающих наказание, а также сотрудников учреждения, поскольку определенный законодательством режим содержания под стражей, существенно затруднит эвакуацию спецконтингента и может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью людей, в том числе массовую их гибель при пожаре.
Просит возложить на администрацию Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области и на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности и обязать в течение шести месяцевсо дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности на объектах ФКУ «СИЗО №1» УФСИН России по Амурской области, расположенных по адресу: г. Благовещенск, пер. Серышевский, 55, а именно:
1. Оборудовать помещение раздевалки осужденных, расположенное напервом этаже режимного корпуса № 1 (пищеблок) автоматической пожарной сигнализацией.
2. Оборудовать помещение часовни автоматической пожарной сигнализацией.
3. Оборудовать помещения областной больницы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре.
4. Оборудовать помещения второго этажа административного корпуса № 2 автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре.
5. Демонтировать кладовую под лестничным маршем первого этажа-4 административного корпуса № 2.
6. Обеспечить помещения первого, второго и третьего этажей административного корпуса № 2 вторым эвакуационным выходом.
7. Оборудовать на путях эвакуации людей из помещений первого, второгои третьего этажей административного корпуса № 2 аварийное (эвакуационное) освещение.
8. Обеспечить открывание двери эвакуационного выхода на первом этаже административного корпуса № 2 по направлению выхода из здания.
9. Устранить нарушения требований пожарной безопасности в часовне, гдеиспользуется декоративно-отделочные материалы (натяжной потолок), на который не имеется сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.
10. Организовать проведение периодических испытаний системы приточновытяжнойпротиводымной вентиляции в административном здании и режимном корпусе № 1 с составлением актов.
11. Обеспечить прохождение обучения мерам пожарной безопасности по программам пожарно-технического минимума, в объеме знаний требований г"_ нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, ответственных за пожарную безопасности должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Амурской области настаивал на удовлетворении исковых требований, привел доводы, аналогичныеизложенным в иске. Дополнительно пояснил, что проверки проводились неоднократно, на имя должностных лиц вносились представления, но недостатки до настоящего времени не устранены.
Представитель ответчика – УФСИН РФ по Амурской области в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Дополнительно пояснил, что недостатки указанные в исковом заявлении в настоящее время частично устранены. Предъявленные требования не относятся к УФСИН РФ по Амурской области, поскольку ФКУ «СИЗО №1» УФСИН РФ по Амурской области – это самостоятельное юридическое лицо. Недостатки не устранены в полном объеме в связи с отсутствием финансирования из ФСИН РФ. Указание на устранение недостатков в течение шести месяцев с момента вынесения решения суда не мотивировано. С учкеатом положений Бюджетного Кодекса РФ для решения всех вопросов потребуется не менее года.
Представитель ответчика – ФКУ «СИЗО №1» УФСИН РФ по Амурской области в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Дополнительно пояснили, что недостатки, указанные в исковом заявлении в настоящее время частично устранены. В связи с отсутствием финансирования из ФСИН РФ, указанного срока в шесть месяцев не достаточно.
Представитель третьего лица – ОНД и ПР по г. Благовещенску УНД и ПР ГУ МЧС России по Амурской области поддержал исковые требования, в обоснование своей позиции привели доводы аналогичные доводам истца.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защитуправ, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересовРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что 11 июля 2018 года прокуратурой Амурской области с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области проведена проверка в ФКУ «СИЗО №1» УФСИН России по Амурской области.
В заключении от 18 июля 2018 года (исх. 349-2-1) указано, что допущены грубые нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Проверкой установлено, что помещение раздевалки осужденных, расположенное на первом этаже режимного корпуса № 1 (пищеблок) не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (ст. 1, ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.3.1, п. 13.3.2, п. А.4 приложение «А», «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты.Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Часовня, расположенная на территории СИЗО не оборудована автоматической пожарной сигнализацией (ст. 1, ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.3.1, п. 13.3.2, п. А.4 приложение «А», «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Помещения областной больницы, расположенной на территории СИЗО не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре (ст. 1, ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.3.1, п. 13.3.2, п. А.4 приложение «А», «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Помещения второго этажа административного корпуса №2 необорудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре (ст. 1, ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.3.1, п. 13.3.2, п. А.4 приложение «А», «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Под лестничным маршем первого этажа административного корпуса №2 устроена кладовая (ст. 1, ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»пункт 23 к) Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «Опротивопожарном режиме»).
Помещения первого, второго и третьего этажей административного корпуса № 2 не обеспечены вторым эвакуационным выходом (ст. 1, ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 53, ст. 89 Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.3 «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
На путях эвакуации людей из помещений первого, второго и третьего этажей административного корпуса № 2 не предусмотрено аварийное(эвакуационное) освещение (ст. 1, ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.1 «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п. 7.74 СНиП 23- 05-95 «Естественное и искусственное освещение»).
Дверь эвакуационного выхода на первом этаже административного корпуса № 2 открывается не по направлению выхода из здания (ст. 1, ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 53, ст. 89 Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.6 СП 1.13130.2009 подпункт «ж» пункта 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
Для отделки потолка в часовне, расположенной на территории СИЗО используется декоративно-отделочный материал (натяжной потолок), на который не предоставлен сертификат соответствия продукции требованиям пожарной безопасности (ст. 1, ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 145, ст. 146, ст. 147, таблица 3, таблица 29 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.2 «СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Не организовано проведение периодических испытаний системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции в административном здании и режимном корпусе № 1 с составлением актов (ст. 1, ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 56, ст. 85 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 3.5 ГОСТ Р 53300-2009 «Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний», п. 61, п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»).
Ответственные за пожарную безопасности должностные лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области не прошли обучение мерам пожарной безопасности по программам пожарно-технического минимума, в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность (п.п. 31-36 глава 3 Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», п. 3 Правил противопожарного режима вРоссийской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»).
Согласно позиции истца, по выявленным нарушениям федерального законодательства о пожарной безопасности, прокуратурой Амурской области 17 ноября 2017 года (исх. 17-17-2017/9072) и 28 апреля 2018 года (исх. 17-17-2018/3440) в адрес начальников ФКУ «СИЗО №1» УФСИН России по Амурской области и начальника УФСИН России по Амурской области вносились представления, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены, что и явилось основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Проверяя законность и обоснованность заявленных требований, суд приходит к следующему.
Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 год №69-ФЗ определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2002 года №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В развитие положений данного Федерального закона действуют Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической базы и социальной сферы.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно позиции представителей ответчиков - УФСИН РФ по Амурской области и ФКУ «СИЗО №1» УФСИН РФ по Амурской области, недостатки указанные в исковом заявлении частично устранены, что подтверждается актом ОНД и ПР по г. Благовещенску УНД и ПР ГУ МЧС России по Амурской области от 26 сентября 2018 года.
Из указанного акта следует, что на момент проведения практической консультации по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (26 сентября 2018 года) установлено 5 нарушений требований пожарной безопасности, которые не устранены, а именно:
-помещения областной больницы УФСИН России по Амурской области, расположенной на территории СИЗО не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре;
- дымовые датчики автоматической пожарной сигнализации в коридоре второго этажа Административного корпуса № 2 закрыты подвесным потолком, в связи с чем, не обеспечивается своевременное обнаружение пожара в любой точке этих помещений;
- помещения первого, второго и третьего этажей Административного корпуса № 2 не обеспечены вторым эвакуационным выходом;
- ответственные за пожарную безопасность должностные лица не прошли обучение мерам пожарной безопасности по программам пожарно-технического минимума, в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность.
В отношении указанных неустраненных нарушений требований пожарной безопасности иск подлежит удовлетворению, в отношении устраненных нарушений – нет.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", его положения обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объекта, то есть именно при фактическом использовании соответствующего имущества.
Учитывая, что часовня, расположенная на территории СИЗО-1, не эуксплуатируется, закрыта на замок и опечатана в целях исключения доступа людей и не используется в деятельности учреждения, суд считает, что это освобождает ответчика от соблюдения требований пожарной безопасности на этом объекте.
Рассматривая требование истца об обязании ответчиков в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности на объектах ФКУ «СИЗО №1» УФСИН РФ по Амурской области, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Суд находит обоснованными позицию ответчиков, что указанный срок недостаточен для решения вопросов как финансирования работ (в рамках Бюджетного Кодекса РФ) по устранению указанных недостатков, последующего проведения конкурса на выполнение проектных и технических работ, а также самих работ. Учитывая это, суд считает возможным установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, один год с момента его вступления в законную силу.
Рассматривая доводы ответчика УФСИН РФ по Амурской области относительно необоснованности требований заместителя прокурора Амурской области о возложении на Управление солидарной обязанности по устранению недостатков требований пожарной безопасности на объектах ФКУ «СИЗО №1» суд приходит к следующему выводу.
В силу п. 1.5 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214 (далее - Правила), начальник учреждения и органа ФСИН России отвечает за обеспечение противопожарной защиты объектов учреждения. То есть указанным приказом установлена солидарная ответственность как учреждения, так и территориального органа ФСИН России по соблюдению требований пожарной безопасности. Учитывая изложенное, требования заместителя прокурора Амурской области, адресованные как к ФКУ «СИЗО №1», так и к УФСИН РФ по Амурской области об обязани устранить нарушения требований пожарной безопасности являются обоснованными.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «СИЗО №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, УФСИН РФ по Амурской области о возложении обязанности по устранению нарушений требвоаний пожарной безопасности удовлетворить частично.
Обязать ФКУ «СИЗО №1», УФСИН РФ по Амурской области устранить нарушения требований пожарной безопасности в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда на объектах ФКУ «СИЗО №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области по пер. Серышевский, 55 г.Благовещенска:
- оборудовать помещения областной больницы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре;
- оборудовать помещения второго этажа административного корпуса № 2 автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре;
- обеспечить помещения первого, второго и третьего этажей административного корпуса № 2 вторым эвакуационным выходом;
- обеспечить прохождение обучения мерам пожарной безопасности по программам пожарно-технического минимума в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, ответственных за пожарную безопасность должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований- истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Горбаконенко
Решение в окончательной форме принято 28 сентября 2018 г. А.В. Горбаконенко