Дело № 2–3454/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 6 октября 2016 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Е.А. Петровой
при секретаре О.В. Гладковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники Пермского края гражданское дело по иску Светловой Т.В. к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г.Березники о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности выдать справку о нуждаемости, о восстановлении в очереди, о возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты,
у с т а н о в и л:
истец Светлова Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г.Березники о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности выдать справку о нуждаемости, о восстановлении в очереди, о возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. В обоснование иска указала, что она обратилась в УИЗО администрации г.Березники за выдачей справки о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей». <дата> УИЗО администрации г. Березники отказало в выдаче справки. Считает отказ необоснованным, полагая, что ответчиком неверно применен п. 4 Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы «Государственная социальная поддержка семьей и детей» Государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1322-п, поскольку при расчете обеспеченности семьи истца общей площадью на одного человека учтены жилые помещения, которые заняты по договорам социального найма либо находятся в собственности (долевой собственности) физических лиц, не являющихся членами семьи истца.
Истец Светлова Т.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что на иске настаивает. В предыдущих судебных заседаниях поясняла, что <дата> она была поставлена в очередь на приобретение сертификата на приобретение жилья. <дата> ей пришло уведомление об отказе в выдаче справки о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, при этом при расчете общей площади на одного человека была учтена площадь всех зарегистрированных лиц, включая братьев и сестер, с которыми она вместе не проживает, совместное хозяйство не ведет. Указывала, что по <адрес> проживают её родители - С.Г. и С.В. Её брат - С.В. проживает отдельно. По <адрес> проживают К.К. и К.С. Она (истец) и члены её семьи снимают квартиру по <адрес>. Сестра К.М. – К.Е. проживет отдельно.
Представитель ответчика УИЗО администрации <адрес> – Вылегжанина Л.Н., действующая на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что с заявленными требованиями не согласны по основаниям и доводам, изложенным в письме № от <дата>.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края – Волкова Т.А., действующая на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в их отсутствие, выразив в письменных возражениях несогласие с исковыми требованиями, указывая на то, что требование истца о возложении обязанности выдать свидетельство является преждевременным, поскольку отказа в выдаче свидетельства не принималось.
Допрошенная в судебном заседании свидетель К.С. пояснила, что Светлова Т.В. приходится ей снохой. Истец проживает с супругом и их детьми по адресу: <адрес> Квартира по <адрес>, в которой она (К.С.) проживает, находится в общей долевой собственности. Светлова Т.В., К.М. и их дети не являются членами её (К.С.) семьи, совместно они не проживают, совместное хозяйство не ведут. Квартирой по <адрес> истец и члены её семьи не пользуются, их вещей в квартире нет.
Свидетель С.Г. в судебном заседании поясняла, что Светлова Т.В. приходится ей дочерью. Светлова Т.В. со своим супругом снимают квартиру по <адрес>. Она (С.Г.) проживает в квартире по <адрес> которая принадлежит на праве собственности ей, С.В., С.В., Светловой Т.В. Указала, что истец членом её (С.Г.) семьи не является, поскольку проживает отдельно, совместное хозяйство они не ведут, ее вещей в квартире нет.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Спорные правоотношения сторон регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (в ред. 25.08.2015 № 889).
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 названных Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для участия в подпрограмме "Молодая семья", наряду с заявлением о включении в состав участников подпрограммы, заинтересованные лица подают в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (пункт 18 Правил). Отсутствие оснований нуждаемости является по смыслу п. 18 Правил основанием для отказа молодой семье в признании ее участником подпрограммы.
Решением Березниковской городской думы от 29.08.2006 № 197 установлена учетная норма площади жилого помещения – норма площади жилого помещения, применяемая для реализации данной программы, для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в размере 12 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи – потенциального участника Программы.
Часть 1 статьи 51 ЖК РФ предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Как следует из материалов дела, Светлова Т.В. состоит в зарегистрированном браке с К.М., что подтверждается свидетельством о заключении брака № От брака супруги имеют несовершеннолетних детей К.Е., <дата> года рождения, К.С., <дата> года рождения №
Светловой Т.В. принадлежит ..... доля в праве собственности на ..... квартиру, общей площадью № кв.м., по адресу: <адрес> Другим собственниками указанной квартиры по ..... доли каждый являются С.В., С.Г., С.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> №
К.М. принадлежит ..... доля в праве собственности на ..... квартиру, общей площадью № кв.м., по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> №
Светлова Т.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> Вместе с ней в данной квартире зарегистрированы: отец С.В., мать С.Г., брат С.В., несовершеннолетние К.Е., К.С. .....
К.М. зарегистрирован по адресу<адрес> Кроме него в указанной квартире зарегистрированы: отец К.К., мать К.С., сестра К.Е., племянник Н.И. .....
Письмом от <дата> Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Березники уведомило семью Светловой Т.В. о включении в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы №
<дата> Светлова Т.В. обратилась в Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Березники с заявлением о признании ее молодой семьи, состоящей из четырех человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. К заявлению Светлова Т.В. приложила копию своего паспорта и паспорта супруга, копии свидетельств о рождении детей, копию свидетельства о заключении брака, справки о составе семьи, копии свидетельств о государственной регистрации права, справку из ЦТИ №
На основе представленных истцом документов Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Березники своим письмом № от <дата> отказало Светловой Т.В. в выдаче справки о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что обеспеченность общей площадью жилого помещения членов молодой семьи, ..... в расчете на 1 человека составляет № кв.м., что превышает учетную норму, установленную для участников Программы №
Суд не может согласиться с решением Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Березники об отказе в предоставлении истцу справки, подтверждающей, что ее семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Определяя уровень жилищной обеспеченности семьи Светловой Т.В., Управлением имущественных и земельных отношений администрации г. Березники приняты в расчет: ..... квартира, общей площадью № кв.м., расположенная по адресу: <адрес>; ..... квартира, общей площадью № кв.м., расположенная по адресу: <адрес> <адрес>; ..... квартира, общей площадью № кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая С.В.; ..... доля в праве собственности на квартиру, площадью № кв.м., расположенную по адресу: <адрес> принадлежащая Н.И.; квартира, общей площадью № кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая К.Е. жилой бревенчатый дом с постройками, площадью № кв.м., по адресу: <адрес>, принадлежащий С.Г. Согласно расчету ответчика, обеспеченность семьи истца общей площадью жилых помещений на одного человека составляет № кв.м. №
Действительно, часть 2 статьи 51 ЖК РФ предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Вместе с тем, исходя из положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Следовательно, Жилищным кодексом РФ в качестве критерия для включения лица в состав члена семьи собственника жилого помещения важен факт не только близких родственных отношений или отношений возникающих вследствие регистрации брака, но и факт их фактического совместного проживания в одном жилом помещении.
Суд считает, что ответчиком при подсчете уровня жилищной обеспеченности семьи Светловой Т.В. необоснованно учтены доли жилых помещений, не принадлежащих истцу и членам ее семьи.
Как установлено в судебном заседании, С.В., С.Г., С.В., К.Е., Н.И. не являются членами семьи истца, совместного хозяйства не ведут, взаимной материальной и иной поддержки не оказывают. Семья Светловой Т.В проживает в съемной квартире по адресу: <адрес> Родители Светловой Т.В. проживают отдельно в квартире по адресу: <адрес> Родители К.М. проживают по адресу: <адрес>
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, а также показаниями свидетелей К.С.. и С.Г., не доверять которым у суда оснований не имеется.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением.
Поскольку С.В., С.Г., С.В., К.Е., Н.И. вправе пользоваться принадлежащим им имуществом, суд считает необходимым произвести расчет приходящейся на долю членов семьи Светловой жилых площадей с учетом других собственников.
При этом необходимо учитывать, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
При таком положении, уровень обеспеченности жилой площадью на каждого члена семьи Светловой Т.В. составляет № кв.м., исходя из расчета: № то есть менее учетной нормы (12 кв.м.), установленной решением Березниковской городской Думы от 29.08.2006 № 197.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что на момент подачи заявления о выдаче справки о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий семья Светловой Т.В. отвечала требованиям, предъявляемым к участникам Программы, в связи с чем отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Березники от <дата> в выдаче справки о признании семьи истца нуждающимися в улучшении жилищных условий нельзя признать законным. Следовательно, незаконным является и исключение семьи истца из очереди в списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Требование истца о возложении на администрацию г. Березники обязанности выдать сертификат (свидетельство) на получение суммы социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы не может быть удовлетворено, поскольку не основано на законе. При этом, является преждевременным, поскольку отсутствует отказ в выдаче данного свидетельства.
Руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
признать Светлову Т.В. и членов её семьи: К.М., К.С., К.Е. нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Обязать Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Березники выдать Светловой Т.В. с учетом членов её семьи: К.М., К.С., К.Е. справку о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Восстановить семью Светловой Т.В. в прежней очереди в списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
В удовлетворении исковых требований Светловой Т.В. о возложении обязанности выдать сертификат (свидетельство) на получение социальной выплаты – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Судья (подпись) Е.А. Петрова
Копия верна. Судья