Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-49/2021 (2а-1831/2020;) ~ М-1756/2020 от 02.11.2020

УИД 63RS0042-01-2020-002808-63

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12января 2021г. г.Самара

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Кузиной Н.Н.

при секретаре Спиридоновой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-49/21 по административному исковому заявлению Москвитина В.И. к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Москвитин В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать незаконным и отменить распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара № от <дата>. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, обязать Департамент градостроительства г.о.Самара устранить нарушение прав, законных интересов административного истца и вынести распоряжение, согласно которому заявление Москвитина В.И. о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, удовлетворить. Просит также обязать Департамент градостроительства г.о. Самары заключить с Москвитиным В.И. соглашение о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности и в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения по настоящему делу направить в адрес административного истца подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков для подписания.

В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> фактически он пользуется земельным участком площадью <...>. <дата>. истец обратился в Администрацию г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в его собственности, то есть он обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, прилегающего к его участку, за плату. <дата>. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № ему было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указано расположение образуемого земельного участка в зоне полосы отвода железной дороги. Однако, указанный участок у него не изымался, не резервировался, до настоящего времени используется им по назначению. Им был отправлен запрос в ОАО «РЖД» относительно принадлежности испрашиваемого участка к полосе отвода железной дороги, на, что ему был дан ответ о том, что к полосе отвода железной дороги указанный участок не относится.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Департамент градостроительства г.о.Самара, в качестве заинтересованного лица ОАО «РЖД».

В судебном заседании представитель административного истца Москвитина В.И. – Попечителева М.В., действующая на основании доверенности, административные исковые требования с учетом уточнений подержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о.Самара – Грошев Я.Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что причиной принятия уполномоченным органом оспариваемого распоряжения от <дата> г. № послужило, то, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне полосы отвода железной дороги по Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61. Согласно п. 8 ст. 3 Правил для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в пределах городской черты г. Самары, разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам ст. 30 вышеуказанных Правил. Как следует из представленных документов, сведений, содержащихся в ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером – «для индивидуального жилищного строительства». В силу п. 30 Правил использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах территориальной зоны полосы отвода железной дороги не предусмотрено градостроительным регламентом. По сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, образуемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне ОАО «РЖД», спорный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне РЖД <...>) и часть земельного участка расположена в санитарно-защитной зоне РЖД (<...> Отсутствие в данном случае акта об установлении санитарно-защитной зоны не является основанием, чтобы не учитывать СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Следовательно, имеются основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Кроме того, по топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара и согласно представленным документам, также на образуемом земельном участке расположены объекты – сооружения, данные о правообладателях в ЕГРН отсутствуют, однако отсутствие информации о государственной регистрации права на объекты недвижимости не исключает возможности признания права собственности на объекты в судебном порядке. Следовательно у Департамента имелись основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные п.п. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, административным истцом не представлено доказательств того, что оспариваемое Распоряжение административного ответчика не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца. В удовлетворении исковых требований просил отказать.

Представитель административного ответчика Администрации г.о. Самары в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, суд полагает, что заявленные административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218Кодекса административного судопроизводства РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в судс требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находиться в частной собственности.

В соответствии с п.1 ст.11.2 ЗКРФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п.п.1 3 ст.11.7 ЗКРФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В силу п.п.2,3 ст.39.28 ЗКРФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом, указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (п.1 ст.39.29 ЗК РФ).

Исходя из п.8 ст.39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 того же Кодекса.

В соответствии с п.п. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п. 3 ст. 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент градостроительства городского округа Самара наделен полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Москвитин В.И. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> площадью <...>.м., кадастровый номер

<дата> г. Москвитин В.И. обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером

Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от <дата>. № Москвитину В.И. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что на основании карты правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61 образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне – полоса отвода железной дороги; по сведениям ИСОГД испрашиваемый земельный участок частично расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги, отсутствие в данном случае акта об установлении санитарно-защитной зоны не является основанием, чтобы не учитывать СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Согласно топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара на земельном участке из земель, государственная собственность на который не разграничена, расположены объекты – сооружения, данные о правообладателях в ЕГРН отсутствуют, однако отсутствие информации о государственной регистрации права на объекты недвижимости не исключает возможности признания права собственности на объекты в судебном порядке

Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара и выкопировке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), испрашиваемый земельный участок расположен в «полосе отвода железной дороги» по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61. Земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне ОАО «РЖД» (<...>.). Часть земельного участка расположена в санитарно-защитной зоне ОАО «РЖД» (<...>.). Земельный участок расположен вне границ красных линий.

Вместе с тем, согласно Заключения кадастрового инженера Сагитова В.А. от <дата>. земельный участок площадью <...> кв.м., образуемый путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не входит в границы полосы отвода Куйбышевской железной дороги.

Данный факт подтверждается также ответом начальника службы управления имуществом Филиала ОАО «РЖД» Куйбышевская железная дорога Козлова А.А., согласно которого он сообщает, что согласно представленному каталогу координат поворотных точек и схеме расположения участка, а также на основании материалов инвентаризации полосы отвода железной дороги, земельный участок площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находится вне полосы отвода Куйбышевской железной дороги.

Согласно Заключения кадастрового инженера Сагитова В.А. от <дата>. на испрашиваемом земельном участке площадью <...> кв.м. (земельный участок с кадастровым номером площадью <...> кв.м., находится в частной собственности), образуемого путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности площадью <...> кв.м. расположены три строения – летний душ, туалет, кладовка, представляющие собой деревянные постройки, с отсутствием какого-либо фундамента, то есть без наличия характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждающее наличие его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведений об объектах недвижимости. Кроме того, на обследуемом земельном участке отсутствует информация о каких-либо зарегистрированных объектах капитального строительства. Таким образом, постройки, расположенные на испрашиваемом земельном участке, не являются зданиями, ни сооружениями, ни объектами незавершенного строительства. Указанные объекты по своей квалификации, можно отнести к объектам движимого имущества, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению.

В судебном заседании установлено, что испрашиваемый земельный участок находится вне полосы отвода Куйбышевской железной дороги, а расположенные на испрашиваемом земельном участке деревянные постройки - летний душ, туалет, кладовка возведены и используются административным истцом Москвитиным В.И. Каких-либо сведений, с бесспорностью свидетельствующих о том, что на земельном участке, на который возникает право собственности, будут расположены здания или иные сооружения, обремененные правами третьих лиц, не имеется, в результате чего суд приходит к выводу о незаконности принятого Департаментом градостроительства г.о. Самара распоряжения.

Отсутствие у Москвитина В.И. правоустанавливающих документов на возведенные им надворные постройки, их нахождение на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, также не свидетельствует о наличии правовых оснований для вынесения оспариваемого распоряжения.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходит из того, что оспариваемое распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от <дата>. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца.

С учетом вышеизложенного и установленных обстоятельств, имеются основания для удовлетворения административных исковых требований административного истца о признании распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата>. № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным и возложении на Департамент градостроительства г.о. Самара обязанности устранить допущенные нарушения, повторно рассмотреть в установленные законом порядке и сроки заявление Москвитина В.И. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Москвитина В.И. удовлетворить частично.

Признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата>. № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным.

Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить допущенные нарушения, повторно рассмотреть в установленные законом порядке и сроки заявление Москвитина В.И. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самары.

Мотивированное решение изготовлено 26.01.2021г.

Судья подпись Н.Н. Кузина

Копия верна

Судья Н.Н. Кузина

Оригинал документа находится в административном деле № 2а-49/21 Куйбышевского районного суда г. Самары.

2а-49/2021 (2а-1831/2020;) ~ М-1756/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Москвитин В.И.
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Департамент градостроительства Администрации г.о Самара
Другие
Куйбышевская железная дорога-филиал ОАО РЖД
Грошев Я.Д.
Попечителева М.В.
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Кузина Н. Н.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
02.11.2020Регистрация административного искового заявления
02.11.2020Передача материалов судье
05.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2020Судебное заседание
10.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее