Дело № 2-5805/2018 Строка № 2.209
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2018 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд г.Воронежа
в составе председательствующего судьи Симоновой Ю.И.,
при секретаре Михайловой А.Ю.,
с участием представителя истца Дорохиной Е.С.,
представителя ответчика по доверенности Левашева Д.Ю.,
представителя 3-го лица – отдела надзорной деятельности по Ленинскому и Советскому районам г. Воронежа МЧС России – Купавых А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Воронежа обратился в суд с исковым заявлением, указав, что прокуратурой района с привлечением специалиста – инспектора отдела надзорной деятельности по Ленинскому и Советскому районам городского округа г. Воронеж, проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета», расположенном по адресу: <адрес>.
В ходе проверки в настоящее время в ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии (в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390);
- автоматическая пожарная сигнализация смонтирована не в полном объеме, не оборудованы кабинет директора, кабинет главного бухгалтера, гримерные, расположенные на 1, 2, 3 этажах (в нарушение ст. ст. 83, 91, 151 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. А4 Свода правил 5.13130.2009, п. 4 Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03);
- автоматическая установка пожаротушения находится в неисправном состоянии (в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не обеспечена перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год) (в нарушение п. 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 25.04.2012 № 390);
- руководитель Арнаутов А.А. не прошел обучение мерами пожарной безопасности (в нарушение п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не организовано проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующих актов (в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- пути эвакуации людей не оборудованы аварийным (эвакуационным) освещением (в нарушение п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.22 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.п. 7.104, 7.105, 7.112, 7.113 СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» Актуализированная редакция СНиП 23-05-95);
- запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного отрывания изнутри без ключа (в нарушение п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 3.1.4 Правил пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации, утвержденных Приказом Минкультуры Российской Федерации от 01.11.1994 № 736 (ВППБ 13-01-94);
- не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не проведены работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения коммуникаций (в нарушение п. 22 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя, а также не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) (в нарушение п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 2.1.15 ВППБ 13-01-94);
- в складских помещениях предусмотрена система противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре (в нарушение пп. «ж» п. 7.2 Свода правил 7.13130.2013);
- предела огнестойкости дверей, отделяющих помещения электрощитовых, складских и производственных помещений Театра, от иных помещений, не соответствует требуемому значению (в нарушение п. 4.2 СП 4.13130.2013, п. 5.14, таблица № 1, № 2, п. 7.4 СНиП 21-01-97);
- не все двери лестничных клеток оборудованы устройствами для самозакрывания дверей и уплотнениями в притворах (в нарушение СПиП 21-01-97 п. 6.18);
- остекление дверей эвакуационных выходов Театр в лестничные клетки выполнено не армированным способом (в нарушение п. 4.2.7 СП 1.13130.2009, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012, п. 1.29 СНиП 2.09.04-84, п. 4.18 СП 44.13330.2011, СНиП 2.09.04-87, п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- в помещениях не закреплены надежно к полу ковровые дорожки на путях эвакуации (в нарушение п. 39 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- в помещениях отсутствуют перила на лестнице из эвакуационного выхода большого зала (в нарушение п. 4.3.4 СП 1.13230.2009);
- в помещениях не выполнена система электропитания, обеспечивающая быстроту пуска и непрерывность работы всех противопожарных устройств театра (противопожарного занавеса, дымовых люков) (нарушение п. 4. 28 ВППБ 13-01-94);
- в помещениях допущено размещение в пределах сценической коробки театра одновременно декораций и сценического оборудования более чем для двух спектаклей (в нарушение п. 109 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 2.1.21 ВППБ 13-01-94);
- не опускается противопожарный занавес после окончания спектакля (репетиции) (в нарушение п. 113 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 2.1.14 ВППБ 13-01-94);
- не обеспечена ширина 1, 2 м в проходах между вешалками в костюмерных помещениях (в нарушение п. 2.1.29 ВППБ 13-01-94);
- не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений (в нарушение п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, СПиП 21-01-97 п. 7.13).
В соответствии с приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области № 1929 от 16.12.2009 г. здание Воронежского государственного театра оперы и балета закреплено на праве оперативного управления за ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета».
Обязание привести помещение ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» в соответствии с нормами пожарной безопасности необходимо ввиду невозможности устранения указанных нарушений в административном порядке.
Прокуратурой района в период с марта по апрель 2018 г. проводилась проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в помещении ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета», в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, в том числе нарушения, связанные с непроведением регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты.
04.04.2018 г. в отношении заместителя директора по хозяйственной части ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого последний привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
04.04.2018 г. в адрес директора ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» вынесено представление об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, по результатам рассмотрения которого заместитель директора по хозяйственной части Кораблин С.В. привлечен к дисциплинарной ответственности.
Согласно ответа директора ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» на представление об устранении нарушений от 27.06.2018 г., устранение данных нарушений невозможно собственными силами учреждения, требует дополнительного финансирования. Из информации, полученной 23.08.2018 г. от директора ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета», следует, что данные нарушения не устранены, поскольку устранение данных нарушений невозможно при проведении реконструкции учреждения культуры.
Непринятие мер по устранению ранее выявленных нарушений закона влекут за собой реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем, прокурор Ленинского района г. Воронежа в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд и просит обязать ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» устранить нарушения норм пожарной безопасности:
- привести в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию, а также систему оповещения и управления людей при пожаре;
- смонтировать в кабинете директора, кабинете гласного бухгалтера, гримерных, расположенных на 1, 2, 3 этажах автоматическую пожарную сигнализацию;
- автоматическую установку пожаротушения привести в исправное состояние;
- обеспечить перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год);
- руководителю пройти обучение мерам пожарной безопасности;
- организовать проведение проверок работоспособности внутреннего водопровода с составлением соответствующих актов, отсутствует акт измерения внутреннего водопровода;
- пути эвакуации людей оборудовать аварийным (эвакуационным) освещением;
- обеспечить возможность свободного открывания изнутри без ключа двери эвакуационных выходов;
- обеспечить наличие на дверях помещений складского назначения обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны;
- провести работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения коммуникаций;
- осуществить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя, а также не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки);
- установить в складских помещениях систему противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре;
- оборудовать все двери лестничных клеток устройствами для самозакрывания дверей и уплотнениями в притворах;
- выполнить остекление дверей эвакуационных выходов в лестничные клетки армированным способом;
- закрепить надежно к полу ковровые дорожки на путях эвакуации;
- установить перила на лестнице из эвакуационного выхода большого зала;
- установить в помещениях систему электропитания, обеспечивающая быстроту пуска и непрерывность работы всех противопожарных устройств театра (противопожарного занавеса, дымовых люков);
- обеспечить исправное состояние противопожарного занавеса после окончания спектакля (репетиции);
- обеспечить ширину 1, 2 м в проходах между вешалками в костюмерных помещениях;
- провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений.
Устранить нарушения требований пожарной безопасности в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Воронежа Дорохина Е.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Левашев Д.Ю. исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, пояснив при этом, что у ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» не имеется возможности для выполнения работ по устранению нарушения правил и норм пожарной безопасности в полном объеме ввиду отсутствия необходимого финансирования на эти цели.
Представитель 3-го лица – отдела надзорной деятельности по Ленинскому и Советскому районам г. Воронежа МЧС России – по доверенности Купавых А.А. полагал, исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель 3-го лица – Департамента культуры Воронежской области – в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Суд, выслушав участников дела, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, исследовав все представленные доказательства, приходит к следующему.
На основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Согласно положениям ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, проводить противопожарную пропаганду и.т.д.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если выполнены в полном объеме требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 41 ст. 2 Закона система противопожарной защиты – комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).
Согласно ч. 1 ст. 54 Закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуации людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасностей (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Как следует из материалов дела, в период с 28.08.2018 г. по 18.09.2018 г. помощником прокурора Ленинского района г. Воронежа Дорохиной Е.С. проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета», расположенным по адресу: <адрес>
В ходе проверки установлено, что требования законодательства о пожарной безопасности не соблюдаются в полном объеме. По состоянию на 28.08.2018 г. в ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии (в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390);
- автоматическая пожарная сигнализация смонтирована не в полном объеме, не оборудованы кабинет директора, кабинет главного бухгалтера, гримерные, расположенные на 1, 2, 3 этажах (в нарушение ст. ст. 83, 91, 151 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. А4 Свода правил 5.13130.2009, п. 4 Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03);
- автоматическая установка пожаротушения находится в неисправном состоянии (в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не обеспечена перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год) (в нарушение п. 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 25.04.2012 № 390);
- руководитель Арнаутов А.А. не прошел обучение мерами пожарной безопасности (в нарушение п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не организовано проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующих актов (в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- пути эвакуации людей не оборудованы аварийным (эвакуационным) освещением (в нарушение п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.22 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.п. 7.104, 7.105, 7.112, 7.113 СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» Актуализированная редакция СНиП 23-05-95);
- запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного отрывания изнутри без ключа (в нарушение п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 3.1.4 Правил пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации, утвержденных Приказом Минкультуры Российской Федерации от 01.11.1994 № 736 (ВППБ 13-01-94);
- не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не проведены работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения коммуникаций (в нарушение п. 22 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя, а также не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) (в нарушение п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 2.1.15 ВППБ 13-01-94);
- в складских помещениях предусмотрена система противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре (в нарушение пп. «ж» п. 7.2 Свода правил 7.13130.2013);
- предела огнестойкости дверей, отделяющих помещения электрощитовых, складских и производственных помещений Театра, от иных помещений, не соответствует требуемому значению (в нарушение п. 4.2 СП 4.13130.2013, п. 5.14, таблица № 1, № 2, п. 7.4 СНиП 21-01-97);
- не все двери лестничных клеток оборудованы устройствами для самозакрывания дверей и уплотнениями в притворах (в нарушение СПиП 21-01-97 п. 6.18);
- остекление дверей эвакуационных выходов Театр в лестничные клетки выполнено не армированным способом (в нарушение п. 4.2.7 СП 1.13130.2009, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012, п. 1.29 СНиП 2.09.04-84, п. 4.18 СП 44.13330.2011, СНиП 2.09.04-87, п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- в помещениях не закреплены надежно к полу ковровые дорожки на путях эвакуации (в нарушение п. 39 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- в помещениях отсутствуют перила на лестнице из эвакуационного выхода большого зала (в нарушение п. 4.3.4 СП 1.13230.2009);
- в помещениях не выполнена система электропитания, обеспечивающая быстроту пуска и непрерывность работы всех противопожарных устройств театра (противопожарного занавеса, дымовых люков) (нарушение п. 4. 28 ВППБ 13-01-94);
- в помещениях допущено размещение в пределах сценической коробки театра одновременно декораций и сценического оборудования более чем для двух спектаклей (в нарушение п. 109 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 2.1.21 ВППБ 13-01-94);
- не опускается противопожарный занавес после окончания спектакля (репетиции) (в нарушение п. 113 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 2.1.14 ВППБ 13-01-94);
- не обеспечена ширина 1, 2 м в проходах между вешалками в костюмерных помещениях (в нарушение п. 2.1.29 ВППБ 13-01-94);
- не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений (в нарушение п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, СПиП 21-01-97 п. 7.13).
В соответствии с приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области № 1929 от 16.12.2009 г. здание Воронежского государственного театра оперы и балета закреплено на праве оперативного управления за ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета».
Таким образом, ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» несет ответственность за соблюдение пожарной безопасности в здании.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой района в период с марта по апрель 2018 г. проводилась проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в помещении ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета», в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, в том числе нарушения, связанные с непроведением регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты.
04.04.2018 г. в отношении заместителя директора по хозяйственной части ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого последний привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
Вместе с тем, 04.04.2018 г. в адрес директора ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» вынесено представление об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, по результатам рассмотрения которого заместитель директора по хозяйственной части Кораблин С.В. привлечен к дисциплинарной ответственности.
Согласно ответа директора ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» на представление об устранении нарушений от 27.06.2018 г., устранение данных нарушений невозможно собственными силами учреждения, требует дополнительного финансирования. Из информации, полученной 23.08.2018 г. от директора ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета», следует, что данные нарушения не устранены, поскольку устранение данных нарушений невозможно при проведении реконструкции учреждения культуры.
Часть 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует право на охрану здоровья.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Закрепленное указанной нормой правило выполняет превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав граждан и организаций.
Наличие указанных нарушений способно в случае возникновения пожара в помещениях привести к человеческим жертвам неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
Таким образом, сведений об исполнении требований предписания материалы дела не содержат. Невыполнение своих обязанностей в связи с обеспечением пожарной безопасности, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем они подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» устранить нарушения норм пожарной безопасности:
- привести в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию, а также систему оповещения и управления людей при пожаре;
- смонтировать в кабинете директора, кабинете гласного бухгалтера, гримерных, расположенных на 1, 2, 3 этажах автоматическую пожарную сигнализацию;
- автоматическую установку пожаротушения привести в исправное состояние;
- обеспечить перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год);
- руководителю пройти обучение мерам пожарной безопасности;
- организовать проведение проверок работоспособности внутреннего водопровода с составлением соответствующих актов, отсутствует акт измерения внутреннего водопровода;
- пути эвакуации людей оборудовать аварийным (эвакуационным) освещением;
- обеспечить возможность свободного открывания изнутри без ключа двери эвакуационных выходов;
- обеспечить наличие на дверях помещений складского назначения обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны;
- провести работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения коммуникаций;
- осуществить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя, а также не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки);
- установить в складских помещениях систему противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре;
- оборудовать все двери лестничных клеток устройствами для самозакрывания дверей и уплотнениями в притворах;
- выполнить остекление дверей эвакуационных выходов в лестничные клетки армированным способом;
- закрепить надежно к полу ковровые дорожки на путях эвакуации;
- установить перила на лестнице из эвакуационного выхода большого зала;
- установить в помещениях систему электропитания, обеспечивающая быстроту пуска и непрерывность работы всех противопожарных устройств театра (противопожарного занавеса, дымовых люков);
- обеспечить исправное состояние противопожарного занавеса после окончания спектакля (репетиции);
- обеспечить ширину 1, 2 м в проходах между вешалками в костюмерных помещениях;
- провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений, в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.И. Симонова
Решение суда в окончательной форме
изготовлено 04.12.2018 г.
Дело № 2-5805/2018 Строка № 2.209
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2018 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд г.Воронежа
в составе председательствующего судьи Симоновой Ю.И.,
при секретаре Михайловой А.Ю.,
с участием представителя истца Дорохиной Е.С.,
представителя ответчика по доверенности Левашева Д.Ю.,
представителя 3-го лица – отдела надзорной деятельности по Ленинскому и Советскому районам г. Воронежа МЧС России – Купавых А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Воронежа обратился в суд с исковым заявлением, указав, что прокуратурой района с привлечением специалиста – инспектора отдела надзорной деятельности по Ленинскому и Советскому районам городского округа г. Воронеж, проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета», расположенном по адресу: <адрес>.
В ходе проверки в настоящее время в ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии (в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390);
- автоматическая пожарная сигнализация смонтирована не в полном объеме, не оборудованы кабинет директора, кабинет главного бухгалтера, гримерные, расположенные на 1, 2, 3 этажах (в нарушение ст. ст. 83, 91, 151 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. А4 Свода правил 5.13130.2009, п. 4 Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03);
- автоматическая установка пожаротушения находится в неисправном состоянии (в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не обеспечена перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год) (в нарушение п. 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 25.04.2012 № 390);
- руководитель Арнаутов А.А. не прошел обучение мерами пожарной безопасности (в нарушение п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не организовано проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующих актов (в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- пути эвакуации людей не оборудованы аварийным (эвакуационным) освещением (в нарушение п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.22 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.п. 7.104, 7.105, 7.112, 7.113 СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» Актуализированная редакция СНиП 23-05-95);
- запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного отрывания изнутри без ключа (в нарушение п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 3.1.4 Правил пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации, утвержденных Приказом Минкультуры Российской Федерации от 01.11.1994 № 736 (ВППБ 13-01-94);
- не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не проведены работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения коммуникаций (в нарушение п. 22 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя, а также не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) (в нарушение п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 2.1.15 ВППБ 13-01-94);
- в складских помещениях предусмотрена система противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре (в нарушение пп. «ж» п. 7.2 Свода правил 7.13130.2013);
- предела огнестойкости дверей, отделяющих помещения электрощитовых, складских и производственных помещений Театра, от иных помещений, не соответствует требуемому значению (в нарушение п. 4.2 СП 4.13130.2013, п. 5.14, таблица № 1, № 2, п. 7.4 СНиП 21-01-97);
- не все двери лестничных клеток оборудованы устройствами для самозакрывания дверей и уплотнениями в притворах (в нарушение СПиП 21-01-97 п. 6.18);
- остекление дверей эвакуационных выходов Театр в лестничные клетки выполнено не армированным способом (в нарушение п. 4.2.7 СП 1.13130.2009, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012, п. 1.29 СНиП 2.09.04-84, п. 4.18 СП 44.13330.2011, СНиП 2.09.04-87, п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- в помещениях не закреплены надежно к полу ковровые дорожки на путях эвакуации (в нарушение п. 39 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- в помещениях отсутствуют перила на лестнице из эвакуационного выхода большого зала (в нарушение п. 4.3.4 СП 1.13230.2009);
- в помещениях не выполнена система электропитания, обеспечивающая быстроту пуска и непрерывность работы всех противопожарных устройств театра (противопожарного занавеса, дымовых люков) (нарушение п. 4. 28 ВППБ 13-01-94);
- в помещениях допущено размещение в пределах сценической коробки театра одновременно декораций и сценического оборудования более чем для двух спектаклей (в нарушение п. 109 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 2.1.21 ВППБ 13-01-94);
- не опускается противопожарный занавес после окончания спектакля (репетиции) (в нарушение п. 113 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 2.1.14 ВППБ 13-01-94);
- не обеспечена ширина 1, 2 м в проходах между вешалками в костюмерных помещениях (в нарушение п. 2.1.29 ВППБ 13-01-94);
- не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений (в нарушение п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, СПиП 21-01-97 п. 7.13).
В соответствии с приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области № 1929 от 16.12.2009 г. здание Воронежского государственного театра оперы и балета закреплено на праве оперативного управления за ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета».
Обязание привести помещение ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» в соответствии с нормами пожарной безопасности необходимо ввиду невозможности устранения указанных нарушений в административном порядке.
Прокуратурой района в период с марта по апрель 2018 г. проводилась проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в помещении ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета», в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, в том числе нарушения, связанные с непроведением регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты.
04.04.2018 г. в отношении заместителя директора по хозяйственной части ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого последний привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
04.04.2018 г. в адрес директора ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» вынесено представление об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, по результатам рассмотрения которого заместитель директора по хозяйственной части Кораблин С.В. привлечен к дисциплинарной ответственности.
Согласно ответа директора ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» на представление об устранении нарушений от 27.06.2018 г., устранение данных нарушений невозможно собственными силами учреждения, требует дополнительного финансирования. Из информации, полученной 23.08.2018 г. от директора ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета», следует, что данные нарушения не устранены, поскольку устранение данных нарушений невозможно при проведении реконструкции учреждения культуры.
Непринятие мер по устранению ранее выявленных нарушений закона влекут за собой реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем, прокурор Ленинского района г. Воронежа в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд и просит обязать ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» устранить нарушения норм пожарной безопасности:
- привести в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию, а также систему оповещения и управления людей при пожаре;
- смонтировать в кабинете директора, кабинете гласного бухгалтера, гримерных, расположенных на 1, 2, 3 этажах автоматическую пожарную сигнализацию;
- автоматическую установку пожаротушения привести в исправное состояние;
- обеспечить перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год);
- руководителю пройти обучение мерам пожарной безопасности;
- организовать проведение проверок работоспособности внутреннего водопровода с составлением соответствующих актов, отсутствует акт измерения внутреннего водопровода;
- пути эвакуации людей оборудовать аварийным (эвакуационным) освещением;
- обеспечить возможность свободного открывания изнутри без ключа двери эвакуационных выходов;
- обеспечить наличие на дверях помещений складского назначения обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны;
- провести работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения коммуникаций;
- осуществить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя, а также не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки);
- установить в складских помещениях систему противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре;
- оборудовать все двери лестничных клеток устройствами для самозакрывания дверей и уплотнениями в притворах;
- выполнить остекление дверей эвакуационных выходов в лестничные клетки армированным способом;
- закрепить надежно к полу ковровые дорожки на путях эвакуации;
- установить перила на лестнице из эвакуационного выхода большого зала;
- установить в помещениях систему электропитания, обеспечивающая быстроту пуска и непрерывность работы всех противопожарных устройств театра (противопожарного занавеса, дымовых люков);
- обеспечить исправное состояние противопожарного занавеса после окончания спектакля (репетиции);
- обеспечить ширину 1, 2 м в проходах между вешалками в костюмерных помещениях;
- провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений.
Устранить нарушения требований пожарной безопасности в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Воронежа Дорохина Е.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Левашев Д.Ю. исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, пояснив при этом, что у ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» не имеется возможности для выполнения работ по устранению нарушения правил и норм пожарной безопасности в полном объеме ввиду отсутствия необходимого финансирования на эти цели.
Представитель 3-го лица – отдела надзорной деятельности по Ленинскому и Советскому районам г. Воронежа МЧС России – по доверенности Купавых А.А. полагал, исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель 3-го лица – Департамента культуры Воронежской области – в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Суд, выслушав участников дела, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, исследовав все представленные доказательства, приходит к следующему.
На основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Согласно положениям ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, проводить противопожарную пропаганду и.т.д.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если выполнены в полном объеме требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 41 ст. 2 Закона система противопожарной защиты – комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).
Согласно ч. 1 ст. 54 Закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуации людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасностей (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Как следует из материалов дела, в период с 28.08.2018 г. по 18.09.2018 г. помощником прокурора Ленинского района г. Воронежа Дорохиной Е.С. проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета», расположенным по адресу: <адрес>
В ходе проверки установлено, что требования законодательства о пожарной безопасности не соблюдаются в полном объеме. По состоянию на 28.08.2018 г. в ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии (в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390);
- автоматическая пожарная сигнализация смонтирована не в полном объеме, не оборудованы кабинет директора, кабинет главного бухгалтера, гримерные, расположенные на 1, 2, 3 этажах (в нарушение ст. ст. 83, 91, 151 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. А4 Свода правил 5.13130.2009, п. 4 Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03);
- автоматическая установка пожаротушения находится в неисправном состоянии (в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не обеспечена перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год) (в нарушение п. 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 25.04.2012 № 390);
- руководитель Арнаутов А.А. не прошел обучение мерами пожарной безопасности (в нарушение п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не организовано проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующих актов (в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- пути эвакуации людей не оборудованы аварийным (эвакуационным) освещением (в нарушение п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.22 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.п. 7.104, 7.105, 7.112, 7.113 СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» Актуализированная редакция СНиП 23-05-95);
- запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного отрывания изнутри без ключа (в нарушение п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 3.1.4 Правил пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации, утвержденных Приказом Минкультуры Российской Федерации от 01.11.1994 № 736 (ВППБ 13-01-94);
- не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не проведены работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения коммуникаций (в нарушение п. 22 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя, а также не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) (в нарушение п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 2.1.15 ВППБ 13-01-94);
- в складских помещениях предусмотрена система противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре (в нарушение пп. «ж» п. 7.2 Свода правил 7.13130.2013);
- предела огнестойкости дверей, отделяющих помещения электрощитовых, складских и производственных помещений Театра, от иных помещений, не соответствует требуемому значению (в нарушение п. 4.2 СП 4.13130.2013, п. 5.14, таблица № 1, № 2, п. 7.4 СНиП 21-01-97);
- не все двери лестничных клеток оборудованы устройствами для самозакрывания дверей и уплотнениями в притворах (в нарушение СПиП 21-01-97 п. 6.18);
- остекление дверей эвакуационных выходов Театр в лестничные клетки выполнено не армированным способом (в нарушение п. 4.2.7 СП 1.13130.2009, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012, п. 1.29 СНиП 2.09.04-84, п. 4.18 СП 44.13330.2011, СНиП 2.09.04-87, п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- в помещениях не закреплены надежно к полу ковровые дорожки на путях эвакуации (в нарушение п. 39 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390);
- в помещениях отсутствуют перила на лестнице из эвакуационного выхода большого зала (в нарушение п. 4.3.4 СП 1.13230.2009);
- в помещениях не выполнена система электропитания, обеспечивающая быстроту пуска и непрерывность работы всех противопожарных устройств театра (противопожарного занавеса, дымовых люков) (нарушение п. 4. 28 ВППБ 13-01-94);
- в помещениях допущено размещение в пределах сценической коробки театра одновременно декораций и сценического оборудования более чем для двух спектаклей (в нарушение п. 109 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 2.1.21 ВППБ 13-01-94);
- не опускается противопожарный занавес после окончания спектакля (репетиции) (в нарушение п. 113 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, п. 2.1.14 ВППБ 13-01-94);
- не обеспечена ширина 1, 2 м в проходах между вешалками в костюмерных помещениях (в нарушение п. 2.1.29 ВППБ 13-01-94);
- не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений (в нарушение п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, СПиП 21-01-97 п. 7.13).
В соответствии с приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области № 1929 от 16.12.2009 г. здание Воронежского государственного театра оперы и балета закреплено на праве оперативного управления за ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета».
Таким образом, ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» несет ответственность за соблюдение пожарной безопасности в здании.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой района в период с марта по апрель 2018 г. проводилась проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в помещении ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета», в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, в том числе нарушения, связанные с непроведением регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты.
04.04.2018 г. в отношении заместителя директора по хозяйственной части ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого последний привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
Вместе с тем, 04.04.2018 г. в адрес директора ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» вынесено представление об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, по результатам рассмотрения которого заместитель директора по хозяйственной части Кораблин С.В. привлечен к дисциплинарной ответственности.
Согласно ответа директора ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» на представление об устранении нарушений от 27.06.2018 г., устранение данных нарушений невозможно собственными силами учреждения, требует дополнительного финансирования. Из информации, полученной 23.08.2018 г. от директора ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета», следует, что данные нарушения не устранены, поскольку устранение данных нарушений невозможно при проведении реконструкции учреждения культуры.
Часть 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует право на охрану здоровья.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Закрепленное указанной нормой правило выполняет превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав граждан и организаций.
Наличие указанных нарушений способно в случае возникновения пожара в помещениях привести к человеческим жертвам неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
Таким образом, сведений об исполнении требований предписания материалы дела не содержат. Невыполнение своих обязанностей в связи с обеспечением пожарной безопасности, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем они подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ГБУК ВО «Воронежский государственный театр оперы и балета» устранить нарушения норм пожарной безопасности:
- привести в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию, а также систему оповещения и управления людей при пожаре;
- смонтировать в кабинете директора, кабинете гласного бухгалтера, гримерных, расположенных на 1, 2, 3 этажах автоматическую пожарную сигнализацию;
- автоматическую установку пожаротушения привести в исправное состояние;
- обеспечить перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год);
- руководителю пройти обучение мерам пожарной безопасности;
- организовать проведение проверок работоспособности внутреннего водопровода с составлением соответствующих актов, отсутствует акт измерения внутреннего водопровода;
- пути эвакуации людей оборудовать аварийным (эвакуационным) освещением;
- обеспечить возможность свободного открывания изнутри без ключа двери эвакуационных выходов;
- обеспечить наличие на дверях помещений складского назначения обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны;
- провести работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения коммуникаций;
- осуществить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя, а также не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки);
- установить в складских помещениях систему противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре;
- оборудовать все двери лестничных клеток устройствами для самозакрывания дверей и уплотнениями в притворах;
- выполнить остекление дверей эвакуационных выходов в лестничные клетки армированным способом;
- закрепить надежно к полу ковровые дорожки на путях эвакуации;
- установить перила на лестнице из эвакуационного выхода большого зала;
- установить в помещениях систему электропитания, обеспечивающая быстроту пуска и непрерывность работы всех противопожарных устройств театра (противопожарного занавеса, дымовых люков);
- обеспечить исправное состояние противопожарного занавеса после окончания спектакля (репетиции);
- обеспечить ширину 1, 2 м в проходах между вешалками в костюмерных помещениях;
- провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений, в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.И. Симонова
Решение суда в окончательной форме
изготовлено 04.12.2018 г.