РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2018 года поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Т.М.,
при секретаре Вишняковой А.В.,
с участием:
истца Мут В.В.,
представителя ответчика - МБОУ «Нижнеингашская средняя школа № 2», и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - администрации Нижнеингашского района Красноярского края, Соколовой З.М. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мут В. В.ча к МБОУ «Нижнеингашская средняя школа № 2» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
Установил:
Мут В.В. обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ «Нижнеингашская средняя школа № 2», в котором просит обязать ответчика начислить и выплатить истцу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года, январь, февраль и март 2018 года в размере 38402,41 рублей. Заявленные требования, с учетом внесения уточнений в основание иска, мотивированы тем, что истец работает на 1 ставку в должности <данные изъяты> и 0,5 ставки <данные изъяты> в МБОУ «Нижнеингашская средняя школа № 2». Работодатель производил начисление и выплату заработной платы не в полном объеме, поскольку размер вознаграждения за труд составлял менее установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. Согласно выписок из лицевых счетов с мая 2017 года по март 2018 года истцу выплачена заработная плата, состоящая из должностного оклада, персональной награды, региональных выплат, компенсационных выплат, районного коэффициента 30% и северной надбавки 30%. Размер заработной платы истца без учета районного коэффициента и северной надбавки составляет ниже установленного на территории РФ минимального размера оплаты труда. Таким образом, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу составил 38402,41 рублей.
Истец Мут В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Соколова З.М., действующая в интересах ответчика – МБОУ «Нижнеингашская средняя школа № 2» и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - администрации Нижнеингашского района Красноярского края, исковые требования признала частично, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с мая по ноябрь 2017 года (включительно). Ею представлены письменные возражения, в соответствии с которыми Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 года № 38-п вступило в силу с момента его провозглашения, 27.02.2018 года этот же суд в своем Определении разъяснил, что именно с момента вступления в силу Постановления № 38-п при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте РФ) в него не могут включаться районные коэффициенты и процентные надбавки. Таким образом, по мнению представителя ответчика и третьего лица только начиная с 07.12.2017 года должны применяться правила начисления заработной платы, исходя из изложенной Конституционным Судом РФ позиции. И.о. главы Нижнеингашского района в своих возражениях высказывает такую же точку зрения, при этом дополняет, что в 2017 году действовала правоприменительная практика, согласно которой допускалось установление окладов (тарифных ставок) как составных частей зарплаты работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ.
Представители третьих лиц – МКУ «Отдел бюджетного учета и планирования», Министерства финансов Красноярского края, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, поскольку по смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 130 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации; величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации является основной государственной гарантией по оплате труда работников.
В силу ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
При этом согласно ст.2 Трудового кодекса РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 02.06.2016 года № 164-ФЗ ««О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда составил 7 500 рублей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 19.12.2016 года №460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2017 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 7800 рублей в месяц.
Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 28.12.2017 года) с 1 января 2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 9 489 рублей в месяц.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 07.12.2017 года №38-П (п.4.2) в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии ч.1 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным.
Как следует из содержания ст.315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
На территории Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате, в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года №1029, а также Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 года №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края». На территории Нижнеингашского района Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате в размере 30% заработной платы.
Пунктом 1 Постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 года №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлено, что к заработной плате работников предприятия и организаций, расположенных на территории городов и районов, согласно приложения применяются повышенный районный коэффициент – 1,3.
Пунктом 3 Постановлением Верховного Совета РФ от 19.02.1993 года №4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. В соответствии с ч.1, ч.3 и ч.4 ст.133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой ст. 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ). При этом ст.133.1 Трудового кодекса РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.
Согласно письму государственной инспекции труда в Красноярском крае от 6 марта 2018 г. N 6-745-185-18-ПВ/286/1, в Красноярском крае до 31.12.2017 действовало Региональное соглашение о минимальной заработной плате (принятое в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ) - для работников организаций, расположенных в остальных муниципальных образованиях края, размер минимальной заработной платы с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. был установлен в сумме 10592 руб. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2018 год не заключалось. Необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Мут В.В., работающему в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда; повышенный размер оплаты труда работника, работающего в особых климатических условиях, обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае – районный коэффициент и процентная надбавка).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента и северной надбавки был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены трудовые права истца при начислении и выплате ему заработной платы за вышеуказанный период времени.
Ежемесячная заработная плата истца полностью отработавшего в спорный период месячную норму рабочего времени на 1 ставку в <данные изъяты> и 0,5 ставки в должности <данные изъяты>, в соответствии с требованиями действующего законодательства, должна составлять не менее 18 000 рублей в месяц за период с мая по июнь 2017 года; 18 720 рублей в месяц за период с июля по декабрь 2017 года и 22 773,60 рублей в месяц за период с января по май 2018 года.
МБОУ «Нижнеингашская средняя школа №2» является юридическим лицом - бюджетным учреждением, имеет лицевой счет, и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредителем учреждения является муниципальное образование Нижнеингашский район Красноярского края, что подтверждается Уставом и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.
В соответствии с представленными суду копией трудового договора, штатного расписания, выписками из лицевых счетов за период с мая 2017 года по март 2018 года (включительно), заработная плата Мут В.В. состоит из должностного оклада, региональных выплат, компенсационных выплат, районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%.
Как следует из выписок лицевых счетов и справки по расчету заработной платы за фактически отработанное Мут В.В. время с учетом должностного оклада, региональной выплаты, персональной надбавки, а также районного коэффициента и северной надбавки начисленная заработная плата:
- за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года составила 15888 рублей при полной отработке нормы рабочего времени на 1 ставку в должности <данные изъяты> и 0,5 ставки в должности <данные изъяты>;
- за январь, февраль, март 2018 года составила 16524 рублей ежемесячно при полной отработке нормы рабочего времени на 1 ставку в должности <данные изъяты> и 0,5 ставки в должности <данные изъяты>.
Учитывая имеющиеся в материалах дела сведения о начисленной заработной плате за спорный период времени работы Мут В.В., в его пользу с работодателя подлежит взысканию не начисленная заработная плата:
- за май, июнь 2017 года:
7500 рублей (МРОТ) х 60% (районный коэффициент и процентная надбавка) = 4500 рублей;
7500 рублей + 4500 рублей = 12000 рублей (должно быть начислено при отработке нормы рабочего времени на 1 ставку);
12000 рублей х 1,5 = 18000 рублей (должно быть начислено при отработке нормы рабочего времени на 1,5 ставки);
18000 рублей – 15888 рублей (фактически начисленная ответчиком заработная плата) = 2112 рублей ежемесячно;
- за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года:
7800 рублей (МРОТ) х 60% (районный коэффициент и процентная надбавка) =4680 рублей;
7800 рублей + 4680 рублей = 12480 рублей (должно быть начислено при отработке нормы рабочего времени на 1 ставку);
12480 рублей х 1,5 = 18720 рублей (должно быть начислено при отработке нормы рабочего времени на 1,5 ставки);
18720 рублей - 15888 рублей (фактически начисленная ответчиком заработная плата) = 2832 рублей ежемесячно;
- за январь, февраль 2018 года:
9489 рублей (МРОТ) х 60% (районный коэффициент и процентная надбавка) = 5693,40 рублей;
9489 рублей + 5693,4 рублей = 15182,40 рублей (должно быть начислено при отработке нормы рабочего времени на 1 ставку);
15182,40 рублей х 1,5 = 22773,60 рублей (должно быть начислено при отработке нормы рабочего времени на 1,5 ставки);
22773,60 рублей - 16524 рублей (фактически начисленная ответчиком заработная плата) = 6249,60 рублей ежемесячно;
- за март 2018 года:
9489 рублей (МРОТ) х 60% (районный коэффициент и процентная надбавка) = 5693,40 рублей;
9489 рублей + 5693,4 рублей = 15182,40 рублей (должно быть начислено при отработке нормы рабочего времени на 1 ставку);
15182,40 рублей х 1,5 = 22773,60 рублей (должно быть начислено при отработке нормы рабочего времени на 1,5 ставки);
22773,60 рублей / 20 дней (норма) х 15 дней (фактически отработано дней) = 17080,20 рублей;
17080,20 рублей - 12392,99 рублей (фактически начисленная ответчиком заработная плата) = 4687,21 рублей.
Итого: 2112+2112+2832+2832+2832+2832+2832+2832+6249,60+6249,60+4687,21=38402,41 рублей.
При изложенных обстоятельствах суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что Постановление Конституционного суда РФ от 07.12.2017 г. №38-п может быть применено только в отношении требований о взыскании заработной платы, начисленной за декабрь 2017 года и позднее, с учетом даты вступления в силу указанного Постановления, суд считает не состоятельными, так как Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07 декабря 2017 года № 38-П не признал неконституционными положения ст. 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового Кодекса РФ.
Согласно ст.75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в решении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения (пункт 12). В случае, когда в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 07 декабря 2017 года N 38-П, а потому в соответствии с ч.1 ст.79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В то же время, если по состоянию на 7 декабря 2017 года в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
Поскольку исковые требования заявлены в пределах сроков давности для защиты нарушенного права в суде, установленных ст. 392 ТК РФ, имеются основания для удовлетворения требований истца.
Указание в возражениях на иную правоприменительную практику несостоятельно, поскольку судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец в силу действующего законодательства освобожден, в размере 1352,07 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать МБОУ «Нижнеингашская средняя школа № 2» начислить и выплатить Мут В. В.чу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года и январь, февраль и март 2018 года в размере 38402 (тридцать восемь тысяч четыреста два) рубля 41 копейка.
Взыскать с МБОУ «Нижнеингашская средняя школа № 2» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1352 (Одна тысяча триста пятьдесят два) рубля 07 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: