Дело № 2-1031/2020 28 мая 2020 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Поликарповой С.В.
при секретаре Жидковой Л.В.,
с участием прокурора Пузыревой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области к Ипатову А. Н. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее – истец, управление) обратилось в суд с иском к Ипатову А. Н. о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Архангельск, ... канал, ..., без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование требований указано, что управлению принадлежит спорная квартира на праве оперативного управления. <Дата> стороны заключили договор найма служебного жилого помещения №<№>, согласно которому Ипатову А.Н. в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, расположенных на территории города Архангельска, предоставлено жилое помещение, общей площадью 35,2 кв.м. Ответчик был принят на службу в органы внутренних дел Российской Федерации <Дата>, согласно выписке из приказа УМВД РФ по г. Архангельску <Дата> он был уволен со службы, контракт с ним был расторгнут. В соответствии с положениями ст. ст.93, 101, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации управление просит выселить ответчика из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В судебное заседание не явился Ипатов А.Н., извещен в установленном законом порядке о времени и месте судебного заседания, с учетом мнения представителя истца заявленные требования рассмотрены в порядке заочного производства.
В судебном заседании представитель управления Патяка Н.Н., действующая на основании доверенности, поддержала требования по изложенным в иске основаниям. Указала, что предоставленное ответчику в пользование жилое помещение является служебным, в связи с прекращением ответчиком службы в органах внутренних дел он подлежат выселению. Пояснила, что ответчик не состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Заслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего исковые требования управления подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 этого кодекса и частью 2 названной статьи.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно пункту 27 Типового положения сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 Типового положения, не могут быть выселены в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел.
Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года №217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.
Установление пунктом 28 Типового положения дополнительных по сравнению со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации льгот для сотрудников полиции не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.
Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. Типовое положение соответствует Федеральному закону от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.
Вместе с тем, предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (часть 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Из содержания указанной нормы следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт нахождения такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, предоставленного филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ..., расположенной по адресу: Архангельская область, город Архангельск, ... канал, ..., закреплена на праве оперативного управления за истцом, имеет статус служебного жилого помещения.
Как следует из материалов дела, Ипатов А.Н. был принят на службу в органы внутренних дел Российской Федерации <Дата>.
<Дата> стороны заключили договор найма служебного жилого помещения №<№>, по которому Ипатову А.Н. в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, расположенных на территории города Архангельска, предоставлено жилое помещение, общей площадью 35,2 кв.м. квартирой <№>, расположенной по адресу: Архангельская область, город Архангельск, ... канал, ....
На момент увольнения ответчик служил в должности оперуполномоченного зонального отделения отдела уголовного розыска УМВД России по городу Архангельску. Согласно выписке из приказа УМВД РФ по г. Архангельску от <Дата> ответчик был уволен со службы, контракт с ним был расторгнут, выслуга лет на <Дата> году у него составила в календарном исчислении 05 лет 03 месяца 10 дней, в льготном исчислении – 06 лет 00 месяцев 00 дней.
Положениями подп.3 п.18 договора найма служебного помещения №<№> от <Дата> закреплено, что данный договор прекращается в связи с увольнением нанимателя (ответчика) со службы в органах внутренних дел. При этом согласно п.19 договора в случае прекращения договора в связи с увольнением из органов внутренних дел наниматель должен освободить жилое помещение, в случае отказа освободить жилое помещение он подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
В силу статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств.
Судом установлено, что Ипатов А.Н. не обладает статусом нуждающегося в предоставлении жилого помещения, имеет стаж службы менее 10 лет, иных соглашений стороны не заключали, фактически он не освободил спорное помещение, в связи с чем он подлежит выселению из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В силу положений статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требований Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области к Ипатову А. Н. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.
Выселить Ипатова А. Н. из служебного жилого помещения – ..., расположенной по адресу: Архангельская область, город Архангельск, ... канал, ..., без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Ипатова А. Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 (Шесть тысяч) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2020 года.
Председательствующий С.В. Поликарпова