2-3249/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2012 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г.Ижевска УР
под председательством судьи Суворовой В.Ю.
при секретаре Черновой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой И. В. к БУЗ УР «ГКБ № МЗ УР» о включении в перечень специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках Региональной программы модернизации здравоохранения УР, в перечень специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации работающих граждан,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Тарасова И.В. обратилась в суд с иском о понуждении ответчика БУЗ УР «ГКБ № МЗ УР» к включению ее в Перечень специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках региональной программы модернизации здравоохранения Удмуртской Республики на 2011-2012 годы, заключению с ней дополнительного соглашения к трудовому договору как с врачом-специалистом, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи с установлением права на стимулирующие выплаты, включению ее в Перечень специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации работающих граждан, заключению дополнительного соглашения к трудовому договору как с врачом-специалистом, участвующим в дополнительной диспансеризации граждан с установлением права на стимулирующие выплаты.
Свои требования истец мотивировала тем, что работает в БУЗ УР «ГКБ № МЗ УР» в должности врача клинической лабораторной диагностики с -Дата-. С января 2011 года и по настоящее время врачи клинической лабораторной диагностики стали получать стимулирующие выплаты в рамках Региональной программы модернизации здравоохранения УР. Ей в установлении указанных выплат работодателем отказано в связи с отсутствием требуемого медицинского образования. Считает действия работодателя по не включению ее в Перечень специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках Региональной программы модернизации здравоохранения Удмуртской Республики и отказу в заключении дополнительного соглашения к трудовому договору необоснованными.
В период 2011 - 2012 годов в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Во исполнение названного закона приняты нормативные правовые акты, в соответствии с которыми постановлением Правительства УР от 10.06.2011г. № 195 утвержден Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и Методика оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи. Стимулирующие выплаты специалистам, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи устанавливаются в соответствии с указанным Перечнем. Обязательными условиями установления специалистам стимулирующих выплат являются: оказание амбулаторной медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и наличие у специалиста действующего сертификата специалиста. Размер, условия и порядок осуществления стимулирующих выплат определяются локальным актом учреждения, принятым с учетом мнения представительного органа работников. Стимулирующие выплаты устанавливаются с учетом объема выполненных работ и на основании оценки результата деятельности специалистов в соответствии с настоящей Методикой. Отношения, связанные с осуществлением стимулирующих выплат специалистам, оформляются дополнительным соглашением к трудовому договору. Стимулирующие выплаты осуществляются по основному месту работы и на условиях совместительства пропорционально отработанному времени. Стимулирующие выплаты осуществляются ежемесячно на основании соответствующего приказа руководителя учреждения. При оказании амбулаторной медицинской помощи в рамках мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи оценка деятельности специалистов осуществляется по установленным в Постановлении показателям. В Перечне должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи числится должность «врач клинической лабораторной диагностики».
В 1991 году истец окончила УдГУ и получила диплом по специальности «биология». -Дата- была принята на должность врача-лаборанта в МСЧ № (переименована ВУЗ УР «ГКБ № МЗ УР»). За время работы неоднократно (в 1997, 2005, 2011 г.г.) обучалась на курсах повышения квалификации по специальности «клиническая лабораторная диагностика». С 1997 года имеет сертификат по специальности «Клиническая лабораторная диагностика», действительный в настоящее время. С 2007 года имеет первую квалификационную категорию по специальности «клиническая лабораторная диагностика», выполняет работу в должности врача клинической лабораторной диагностики, требующей высшего медицинского образования. Истцу установлена заработная плата как медицинскому работнику по профессиональной квалификационной группе «врачи и провизоры».
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от -Дата- №- н наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до -Дата-. Из этого следует, что врачи-специалисты в настоящее время могут иметь и немедицинское образование.
В постановлении Правительства РФ от 15.02.2011 года № 85 «Об
утверждении правил финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», круг врачей-специалистов не ограничен требованием о наличии высшего медицинского образования. В отделении лабораторной диагностики вместе с истцом работают 8 врачей клинической лабораторной диагностики. Все выполняют одинаковую работу в рамках Региональной программы модернизации, но они получают стимулирующие выплаты за выполненный объем работы, а истец нет, что является нарушением ее прав на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы.
Также работодателем отказано в оплате труда за дополнительную диспансеризацию работающих граждан, осуществляемую в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.02.2010г. № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан». В своем отказе работодатель ссылается на то, что пунктом 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.02.2010г. № 55н предусмотрено, что средства, полученные медицинскими организациями на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, должны быть направлены на оплату труда только медицинских работников. С отказом работодателя не согласна, поскольку в соответствии со ст. 2 Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. Должность, которую истец занимала ранее - «врач-лаборант», в настоящее время - «врач клинической лабораторной диагностики», отнесена к медицинскому персоналу в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 25.07.2011г. № 801н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения». В пункте 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.02.2010г. № 55н имеется перечень должностей медицинских работников, которым оплата труда не производится: «за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей)». В указанном перечне врачей клинической лабораторной диагностики с немедицинским образованием нет.
В судебное заседание не явилась представитель третьего лица Министерства здравоохранения УР Григорьева О.К., действующая на основании доверенности, просила о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства здравоохранения УР.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства здравоохранения УР.
В судебном заседании истец Тарасова И.В., представитель истца Биглер С.Ю., допущенная к участию в деле по устному ходатайству истца, исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Синельникова О.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от -Дата- № «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации», Правительством Удмуртской Республики принято постановление от -Дата- № «Об утверждении должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, и методики оценки их деятельности». Должность врача клинической лабораторной диагностики в утверждённый перечень включена, однако сам нормативный акт предусматривает наличие у специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, высшего и среднего медицинского образования. Занятие должности врача клинической лабораторной диагностики и наличие сертификата по указанной специальности не порождает у истца права на её включение в Перечень специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках Региональной программы модернизации здравоохранения Удмуртской республики на 2011-2012г.г и заключения соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору, т.к. Тарасова И.В. не имеет соответствующего образования. Ссылка истца на ст.2 Федерального закона от -Дата- №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации», дающую понятие «медицинский работник», требования к образованию и в трудовые обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований. Согласно части 1 статьи 69 указанного Закона право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Указанная норма, согласно п. 6 ст.101 Федерального закона от -Дата- № 323-ФЗ вступает в силу с -Дата-, т.е. не может быть применена при рассмотрении иска Тарасовой И.В. Нормативным актом, регламентирующим работу по дополнительной диспансеризации работающих граждан, является Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от -Дата- №н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан». Согласно п. 3 указанного приказа средства, полученные медицинскими организациями, направляются на оплату труда медицинских работников, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, и на приобретения расходных материалов. На момент издания приказа понятие «медицинский работник» законодателем дано не было, в связи с чем, при определении круга лиц, пользующихся правом на стимулирующие выплаты за дополнительную диспансеризацию работающих граждан, Учреждение руководствовалось ст. 54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», которая предполагает наличие у лиц, занимающихся медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации высшего или среднего медицинского и фармацевтического образования, полученного в Российской Федерации. В связи с тем, что документы о высшем образовании истца Тарасовой И.В. под данную норму не подходят, последняя не была включена в Перечень специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования УР Лютина Л.Ю., действующая на основании доверенности, поддержала приобщенные к материалам дела ранее письменные пояснения по иску, согласно которым в перио... - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.02.2011г. №60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ» в рамках реализуемых в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации. Во исполнение п.3 постановления Правительства РФ Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 10.06.2011г. №195, которым утвержден Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и Методика оценки их деятельности. В указанный Перечень должность врача клинической лабораторной диагностики включена, но обязательным условием для врача клинической лабораторной диагностики, оказывающему амбулаторную медицинскую помощь, которому определены объемы предоставления медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, является наличие высшего медицинского образования. Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность осуществления стимулирующих выплат врачу клинической лабораторной диагностики, имеющему высшее медицинское образование, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.02.2010г. №55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» средства, полученные на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи направляются ими на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан. В соответствии с п. 13 ст. 2 ФЗ №326-Ф3 медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. Под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (п. 10 ст. 2 ФЗ №326-Ф3).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011г. №801н утверждена Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, в которой содержатся как должности работников, подлежащие замещению лицами с высшим (средним) медицинским образованием, так и должности работников, подлежащие замещению лицами с иным высшим (средним) профессиональным образованием. Таким образом, в случае, если работник с высшим (средним) немедицинским профессиональным образованием в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями, установленными в трудовом договоре и должностной инструкции, осуществляет медицинскую деятельность в том смысле, который придает этому понятию статья 2 ФЗ №326-Ф3, он может быть отнесен к категории медицинских работников. В соответствии с приказом №801н должность врач клинической лабораторной диагностики включена в Номенклатуру и отнесена к категории «Медицинский и фармацевтический персонал». Следовательно, лицо, занимающее должность врача клинической лабораторной диагностики является медицинским работником и в случае участия в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан имеет право на получение соответствующих доплат.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Сушилова М.А., Гарникова Н.Б. суду показали, что совместно с истцом работают в клинической лаборатории, имеют высшее медицинское образование, наряду с истцом выполняют одинаковые лабораторные исследования, каких-либо разделений обязанностей в зависимости от проведения работ в рамках тех, либо иных программ, не имеется.
Ранее в материалы дела приобщены письменные пояснения представителя Министерства здравоохранения УР, согласно которым в соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от -Дата- №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в период 2011-2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Одной из целей региональных программ модернизации является повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. В соответствии с ч. 8 ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010г. №326-ФЗ порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, устанавливается Правительством Российской Федерации. Во исполнение вышеуказанного федерального закона приняты постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2011г. №60 «О Порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации» от 15.02.2011г. № 85 «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования»; приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.02.2011г. № 145н «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи»; постановление Правительства Удмуртской Республики от 18.04.2011г. № 109 «Об утверждении Региональной программы модернизации здравоохранения Удмуртской Республики на 2011-2012 годы».
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 60 перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Во исполнение пункта 3 Постановления № 60 Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 10.06.2011г. № 195 «Об утверждении Перечня должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, и методики оценки их деятельности».
В соответствии с п. 10 Правил финансового обеспечения не менее 70 процентов средств, полученных на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, направляется на оплату труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных правовых актов, в связи с тем, что истец не имеет высшего или среднего медицинского образования, она не может быть включена в перечень специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках Региональной программы модернизации здравоохранения Удмуртской Республики на 2011 – 2012 годы.
31 декабря 2010 года Правительством Российской Федерации постановлением №1228 утверждены Правила предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации работающих граждан. В соответствии с пунктом 10 Правил предоставления субсидий на диспансеризацию средства, полученные медицинскими организациями на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, в том числе направляются на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики). Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.02.2010 года № 55н принят Порядок проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, в соответствии с пунктом 3 которого средства, полученные медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики). В соответствии с п. 13 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.07.2011г. № 801н утверждена Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения (далее - Номенклатура). В Номенклатуру включены как должности работников, подлежащие замещению лицами с высшим (средним) медицинским образованием, так и должности работников, подлежащие замещению лицами с иным высшим (средним) профессиональным образованием. Таким образом, истец, имеющая высшее немедицинское профессиональное образование, может быть включена в перечень специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации работающих граждан, при условии, если в ее должностные обязанности входит проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Суд, изучив доказательства по делу, исследовав обстоятельства дела, выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Согласно диплому УВ № Тарасова И.В. в 1991 году окончила Удмуртский государственный университет по специальности «биология», ей присвоена квалификация биолога, преподавателя биологии и химии.
Согласно трудовой книжке Тарасовой И.Н. АТ-VI №, приказу № от -Дата-, трудовому договору № от -Дата- Тарасова И.В. -Дата- принята в клинико-диагностическое отделение МСЧ-7 (после переименований – БУЗ УР «ГКБ № МЗ УР») врачом-биохимиком, -Дата- – врачом-лаборантом в клиническую лабораторию, где и работает по настоящее время в должности врача клинической лабораторной диагностики.
Согласно справке БУЗ УР «ГКБ № МЗ УР» от -Дата- № за период своей трудовой деятельности Тарасова И.В. проходила повышение квалификации с 01 сентября по -Дата-, с 05 сентября по -Дата-, с 03 сентября по -Дата-, с 31 октября по -Дата-.
Согласно сертификату А №, выданному Тарасовой И.В. -Дата-, истцу присвоена специальность врач клинической лабораторной диагностики.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
В соответствии с ч. 8 ст. 50 Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 года №60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации», установлено, что в рамках реализуемых в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по трем направлениям.
Пунктом 3 вышеуказанного Постановления определено, что перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 февраля 2011 года №145н «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи» утверждаются показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
В целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 60 Правительством УР принято постановление от 10 июня 2011 года №195 «Об утверждении перечня должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, и методики оценки их деятельности». Данным постановлением в указанный Перечень включена должность врача клинической лабораторной диагностики, оказывающему амбулаторную медицинскую помощь, имеющему высшее медицинское образование.
На основании указанных нормативных документов главным врачом БУЗ УР «ГКБ №7 МЗ УР» издан приказ №585 от 30 декабря 2011 года, которым утверждено и введено в действие Положение о распределении средств, полученных на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках региональной программы модернизации здравоохранения УР на 2011-2012 годы БУЗ УР «ГКБ №7 МЗ УР», определяющее порядок расходования полученных денежных средств, в том числе порядок и условия осуществления денежных выплат стимулирующего характера специалистам с высшим и средним медицинским образованием, и перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в который включена должность врача клинической лабораторной диагностики.
Таким образом, суд приходит к выводу, что одним из условий получения стимулирующей надбавки является не только замещение соответствующей должности, но и наличие у работника соответствующего медицинского образования по занимаемой должности.
Исходя из положений ст. 10 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, в целях обеспечения организации исполнения актов законодательства в сфере охраны здоровья, вправе предусмотреть правовое регулирование по вопросам, связанным со здравоохранением, подзаконными нормативными актами.
Возможность принятия такого рода актов предусмотрена ст. 2 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в соответствии с которой помимо Конституции Российской Федерации законодатель указал на иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 50 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» устанавливает общие направления мероприятий поддержки и финансового обеспечения здравоохранения. Согласно части 8 данной статьи порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Требование о наличии высшего и среднего медицинского образования для специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи установлено в Постановлении Правительства Российской Федерации № 60 от 07 февраля 2011 года, приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 февраля 2011 года №145н.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 года №60 предусматривается участие в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи только врачей-специалистов, имеющих высшее медицинское образование.
Вышеуказанные нормативные акты конкретизировали круг лиц, имеющих право участвовать в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и приняты в соответствии с федеральным законом.
Установление требования о наличии высшего и среднего медицинского образования для специалистов, участвующих в мероприятии по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, не противоречит действующему законодательству, поскольку напрямую связано с деловыми качествами работника.
То обстоятельство, что истец фактически занимает должность, требующую высшего профессионального образования, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, так как связано с предоставленной истцу законодательством возможностью занимать указанную должность, но не с требованиями к специалистам, участвующим в программе модернизации здравоохранения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении на ответчика обязанности по включению истца в Перечень специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках региональной программы модернизации здравоохранения Удмуртской Республики на 2011-2012 годы, заключению с ней дополнительного соглашения к трудовому договору как с врачом-специалистом, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи с установлением права на стимулирующие выплаты, не подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 10 Правил предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации работающих граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года №1228, средства, полученные медицинскими организациями на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, в том числе, направляются на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.02.2010г. № 55н принят Порядок проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, в соответствии с п. 3 которого средства, полученные медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики).
На основании указанных нормативных документов главным врачом БУЗ УР «ГКБ №7 МЗ УР» издан приказ №141 от 05 мая 2012 года, которым утверждено и введено в действие Положение о распределении финансовых средств, полученных БУЗ УР «ГКБ №7 МЗ УР» за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, определяющее порядок расходования полученных денежных средств, в том числе порядок распределения денежных средств по оплате труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан. При этом требования о наличии высшего и среднего медицинского образования не установлены.
В соответствии с п. 13 ст.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 года №801н утверждена Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения. В Номенклатуру включены как должности работников, подлежащие замещению лицами с высшим (средним) медицинским образованием, так и должности работников, подлежащие замещению лицами с иным высшим (средним) профессиональным образованием, в том числе, включена должность врач клинической лабораторной диагностики.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что законодателем ограничен круг лиц, имеющих право на получение денежных средств за проведение дополнительной диспансеризации, но не путем установления обязательных требований к профессиональному образованию, а путем исключения конкретных должностей медицинских работников, к которым должность врача клинической лабораторной диагностики не отнесена. Таким образом, в данном случае выплата медицинским работникам стимулирующих надбавок обусловлена лишь их участием в реализации мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Истец Тарасова И.В., имеющая высшее немедицинское профессиональное образование, осуществляющая в соответствии со своими должностными обязанностями, установленными в трудовом договоре и должностной инструкции, медицинскую деятельность, что в судебном заседании не оспаривалось, может быть отнесена к категории медицинских работников, и с учетом участия в дополнительной диспансеризации работающих граждан имеет право на получение соответствующих доплат. Участие истца в дополнительной диспансеризации работающих граждан ответчиком также не оспаривалось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении на ответчика обязанности по включению истца в Перечень специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации работающих граждан, заключению дополнительного соглашения к трудовому договору как с врачом-специалистом, участвующим в дополнительной диспансеризации граждан с установлением права на стимулирующие выплаты, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тарасовой И. В. к БУЗ УР «ГКБ № МЗ УР» о включении в перечень специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках Региональной программы модернизации здравоохранения УР, в перечень специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации работающих граждан - удовлетворить частично.
Обязать БУЗ УР «ГКБ № МЗ УР» включить Тарасову И. В. в Перечень специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации работающих граждан, заключив дополнительное соглашение к трудовому договору, как с врачом-специалистом, участвующим в дополнительной диспансеризации работающих граждан с установлением права на стимулирующие выплаты.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2012 года.
Судья В.Ю. Суворова