Дело № 2-127/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 мая 2013 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
секретаря судебного заседания Штефен Д.С.,
с участием:
помощника прокурора Архаринского района Афанасова В.С., действующего на основании доверенности от № 13-2013,
представителя ответчика директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Хинганский государственный природный заповедник» Копылова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Амурского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Хинганский государственный природный заповедник», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению проведения лесоустройства в виде проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов с проведением одновременной таксации на территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Хинганский государственный природный заповедник» и возложении обязанности устранить допущенное нарушение в срок до 01 января 2016 года,
У С Т А Н О В И Л:
Амурский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Хинганский государственный природный заповедник», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению проведения лесоустройства в виде проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов с проведением одновременной таксации на территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Хинганский государственный природный заповедник» и возложении обязанности устранить допущенное нарушение в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 в обосновании заявленных требований пояснил, что Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в лесах Федерального государственного бюджетного учреждения «Хинганский государственный природный заповедник». В ходе проверки установлено, что ФГБУ «Хигнанский государственный природный заповедник» в полном объеме не выполняет требования мер пожарной безопасности в лесах.
Согласно ст. 81 ЛК РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся проектирование лесничеств, эксплутационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства.
Согласно п.п. 4,6 ч.1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
проектирование лесных участков;
закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
таксацию лесов;
проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии со ст. 69.1 Лесного кодекса РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 150 Лесоустроительной инструкции, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Проектирование мероприятий по защите лесов осуществляется по данным таксации лесов и результатам лесопатологических обследований (если они проводились) с составлением соответствующих проектных ведомостей, указанных в приложении 15 к настоящей Инструкции. В состав проектируемых мероприятий по защите лесов входят профилактические, истребительные, санитарно-оздоровительные и организационно-хозяйственные мероприятия по улучшению общего состояния лесов и экологической обстановки на территории объекта лесоустройства (п. 157 Лесоустроительной инструкции).
Проверкой установлено, что мероприятия по охране лесов от пожаров ГПЗ «Хинганский», включенные в лесохозяйственный регламент, спроектированы на основании материалов лесоустройства 1981-1988 годов, с давностью таксации лесов более 10 лет, без учета действующих в настоящий момент ППБ в лесах и ЛК РФ. За время прошедшее с 1988 года изменились таксационные характеристики леса, классы природной пожарной опасности лесов в соответствующих кварталах, объемы профилактических мероприятий, и мероприятий по организации обнаружения и тушения лесных пожаров и требования к ним в соответствии с действующим законодательством.
Соответственно лесохозяйственный регламент заповедника в настоящий момент в нарушение требований ст. 87 ЛК не может быть основой охраны лесов от пожаров.
Необходимо провести лесоустройство лесов заповедника, в частности: провести таксацию, на ее основе, с учетом обязательных к исполнению требований ППБ в лесах и ЛК РФ, спроектировать мероприятия по охране лесов от пожаров по указанным направлениям, внести изменения в лесохозяйственный регламент в объемах спроектированных лесоустройством мероприятий по охране лесов от пожаров.
В соответствии с п.2 Правил проведения лесоустройства таксация лесов, проектирование мероприятий по охране лесов в отношении лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Однако учитывая, что распоряжением Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ особо охраняемые природные территории федерального значения, в том числе и ГПЗ «Хинганский», из ведения Росприроднадзора и Минсельхоза переданы Министерству природных ресурсов и экологии РФ, обязанность по лесоустройству лежит на Министерстве.
Согласно п. 2 Устава ГПЗ «Хинганский», данное Учреждение находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, которое также осуществляет полномочия учредителя Учреждения от имени Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности ГПЗ «Хинганский» осуществляется из федерального бюджета на основании сформированного в установленном законодательстве Российской Федерации государственного задания, а также от безвозмездных поступлений и доходов от приносящей доход деятельности (п. 60 Устава).
В соответствии с п.5.5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, данное министерство в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.
Как следует из информации директора ГПЗ «Хинганский», расчет потребности в дополнительных бюджетных ассигнований на проведение лесоустроительных работ в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлен, однако ответ до настоящего времени не поступил.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Вместе с тем, бездействие ГПЗ «Хинганский», обусловленное недофинансированием со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, по проектированию мероприятий по охране, защите лесов, где давность таксации составляет более 10 лет, нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, а именно значительно повышает риски возникновения и дальнейшего распространения лесных пожаров, очагов распространения вредителей лесных насаждений и как следствие ухудшения состояния окружающей среды и ее природных компонентов.
В соответствии со ст. 150 ГК Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности, от исковых требований в части признания бездействия ФГБУ « Хинганский государственный природный заповедник» отказался, так как директором ФГБУ «Хинганского государственного природного заповедника» представлены в судебное заседание документы, подтверждающие факт того, что ФГБУ « Хинганский государственный природный заповедник» не бездействовало, неоднократно обращалось с заявками в Министерство природных ресурсов и экологии РФ о выделении дополнительного финансирования на проведение лесоустройства.
На основании изложенного просит признавать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по непринятию мер по обеспечению проведения лесоустройства в виде проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов с проведением одновременной таксации на территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Хинганский государственный природный заповедник» и возложить обязанность на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник» и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации принять меры по обеспечению проведения лесоустройства на территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Хинганский государственный природный заповедник» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Хинганский государственный природный заповедник» ФИО6 заявленные исковые требования признал частично, суду пояснил, что прокурор, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ и ст. 35 Закона «О прокуратуре» просит суд признать незаконными бездействия ФГБУ «Хинганский государственный заповедник», Министерства природных ресурсов и экологии РФ, обязать ФГБУ «Хинганский государственный заповедник», Министерство природных ресурсов и экологии РФ провести лесоустройство на территории ФГБУ «Хинганский государственный заповедник» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в иске прокурор указывает на то, что лесохозяйственный регламент заповедника в настоящий момент в нарушение требований ст. 87 ЛК РФ не может быть основой охраны лесов от пожаров.
Бездействие представляет собой пассивное поведение в чистом виде (воздержание от совершения каких-либо действий). Со стороны заповедника пассивного поведения в отношении проведения лесоустройства нет. Заповедником неоднократно направлялись заявки на дополнительное финансирование по проведению лесоустройства. В последнее время заявки направлялись в апреле 2012 года и в феврале 2013 года. Таким образом, утверждение о бездействии является необоснованным.
Заповедник заинтересован в разрешении вопроса лесоустройства, но в соответствии с п. 1 ст. 11. ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 379 - ФЗ.) «Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения».
Заповедник не может исполнить требование прокурора по проведению лесоустройства, без необходимого финансирования, поэтому данное требование невозможно разрешить без выделения необходимого финансирования. Указанный в исковом заявлении срок на проведение лесоустройства до ДД.ММ.ГГГГ является изначально невыполнимым. Существующая практика показывает, что лесоустройство на таких площадях, а площадь заповедника составляет 97073 га, будет проводиться в течение трех лет. Поэтому срок исполнения обязанности по проведению лесоустройства должен быть не до ДД.ММ.ГГГГ, а как минимум ДД.ММ.ГГГГ.
В заповеднике имеется Лесохозяйственный регламент, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологи РФ, который и является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества «Хинганский государственный природный заповедник». Данный лесохозяйственный регламент полностью соответствует требованиям ст. 87 ЛК РФ и является основой охраны лесов заповедника от пожаров. Кроме этого в заповеднике ежегодно составляется план тушения пожаров на территории заповедника, который утверждается Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и эклоги РФ. Лесоустройство проводит нужно, но для этого нужно дополнительное финансирование в пределах 22 миллионов рублей, которых в настоящее время у Заповедника не имеется. При выделении финансовых средств, лесоустройство на территории ФГБУ ГПЗ « Хинганский» будет проведено.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РФ ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, согласно представленному ходатайству, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в отзыве на заявленые требования указал, что в соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. В силу ч. 1 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1)проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5)таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Как следует из ст. 70 Лесного Кодекса РФ, выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом « О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № государственное управление в области организации и функционирования, особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р Хингансий Государственный Природный заповедник находится в ведении ФИО1.
Пунктом 5.5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены полномочия ФИО1 на размещение заказов и заключение государственных контрактов.
Между тем заключение государственных контрактов осуществляется ФИО1 в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый перио<адрес> 2014 годов».
В соответствии с пунктом 5.4 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 утвержден лесохозяйственный регламент лесничества « Хинганский государственный природный заповедник».
В 2011 году ФИО1 направляло в Министерство финансов Российской Федерации заявку на выделение дополнительных бюджетных ассигнований на период с 2012-2014 годов для проведения лесоустройства на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Между тем, указанная заявка не была удовлетворена.
В настоящее время проведение лесоустроительных работ на территории ФГБУ «Хинганского государственного природного заповедника», запланировано на 2013-2015 годы.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Следовательно, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, т.к. определить перечень лиц, права которых нарушены, в данном случае невозможно, поскольку круг граждан, чьи права и законные интересы на благоприятную окружающую среду от негативного воздействия нарушены, определить не представляется возможным.
Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», в неурегулированной части ЛК, также принятыми в соответствии с ними подзаконными актами.
Из преамбулы Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (Закон об ООПТ) следует, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Одной из категорий, особо охраняемых природных территорий являются государственные природные заповедники (п. 1 ст. 2 Закона об ООПТ), к числу которых относится Федеральное государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник».
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона об ООПТ государственное управление и контроль в области организации и функционирования, особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 4 Закона об ООПТ государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования, особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
Согласно ст. 6 Закона об ООПТ на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие
природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ФИО1) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы (п. 1).
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию (п. 2).
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением (п. 3).
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4)
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (п. 5.17).
Пунктом 1 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Хинганский государственный природный заповедник» предусмотрено, что данное Учреждение является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
В соответствии с целями, для достижения которых создано Учреждение, Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет основанные виды деятельности, в том числе выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятия, биотехнические мероприятия, мероприятия по охране и защите лесов, тушение лесных и иных природных пожаров, в том числе с привлечением специализированных организаций, мероприятия по выделению в натуре внешних границ и границ функциональных зон территории национального парка, оснащение аншлагами, информационными щитами и знаками ( п.21 пп.1 устава).
Согласно п. 1 ст. 19 ЛК мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Согласно ст. 23 ЛК основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:
1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;
2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;
3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяиственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 26 статьи 81 ЛК проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства отнесено к ведению органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно ст. 67 ЛК лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 68 ЛК лесоустройство включает в себя:
проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
В соответствии со ст. 69.1 Лесного кодекса РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 Правил проведения лесоустройства (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) проектирование лесничеств и лесопарков осуществляется в целях установления количества лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ.
В ходе проектирования осуществляется деление территорий лесничеств и лесопарков на лесные кварталы.
При проектировании лесничеств и лесопарков составляются: ведомости и схемы проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки, а территорий лесничеств и лесопарков - на лесные кварталы с указанием номеров лесных кварталов; пояснительная записка с обоснованием соответствующего деления.
В соответствии с п. п. 4 и 5 вышеуказанных Правил, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов в указанных лесах.
Подразделение лесов на виды по целевому назначению осуществляется путем отнесения:
а) к эксплуатационным лесам лесов, которые подлежат освоению в целях обеспечения устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов;
б) к защитным лесам лесов, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, Санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями;
в) к резервным лесам лесов, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины.
Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей в границах лесничеств и лесопарков, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов.
Проектирование особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах и резервных лесах осуществляется в целях выделения относительно небольших участков леса, имеющих важное значение для выполнения берегозащитных, почвозащитных и других функций. Их границы устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей, а также по лесотаксационным выделам, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов.
По результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов составляются:
а) ведомости и схемы проектируемого деления лесов на эксплуатационные леса, защитные леса и резервные леса в пределах лесничеств и лесопарков с указанием номеров лесных кварталов;
б) пояснительная записка с обоснованием соответствующего подразделения лесов;
в) ведомости проектируемых особо защитных участков лесов с указанием номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов;
г) пояснительная записка с обоснованием выделения особо защитных участков лесов.
В силу ст. 6 Закона об ООПТ, леса, находящиеся на территории заповедника, освоению не подлежат.
Согласно п.п. 7 и 8 Правил, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в пределах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других показателей, характеризующих лесные ресурсы.
По результатам проведения таксации лесов составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам, лесничествам и лесопаркам.
Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется по результатам проведения таксации лесов.
По результатам проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов составляются соответствующие ведомости по лесным участкам, лесничествам и лесопаркам.
Согласно п. 10 Правил, материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Распоряжением Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ особо охраняемые природные территории федерального значения, в том числе и ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник»», из ведения Росприроднадзора и Минсельхоза передан Министерству природных ресурсов и экологии РФ, поэтому обязанность по лесоустройству лежит на указанном Министерстве.
Согласно п. 2 Устава ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник», данное Учреждение находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, которое также осуществляет полномочия учредителя Учреждения от имени Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник», осуществляется из федерального бюджета на основании сформированного в установленном законодательстве Российской Федерации государственного задания, а также от безвозмездных поступлений и доходов от приносящей доход деятельности (п. 60 Устава).
Из сведений, представленных директором ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» ФИО6 следует, что последнее лесоустройство на территории заповедника проводилось в 1981-1988 годах. На протяжении последних нескольких лет запрашивались финансовые средства на проведение лесоустройства, в последнее время заявки направлялись в апреле 2012 года и в феврале 2013 года. Лесохозяйственный регламент утвержден ДД.ММ.ГГГГ, проект освоения лесов утвержден ДД.ММ.ГГГГ директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности ФИО1 Р.Р.; план тушения пожаров разрабатывается на основании приказа МПР ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».
В судебном заседании установлено, что лесоустройство в виде проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов с проведением одновременной таксации на территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Хинганский государственный природный заповедник», на территории ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» не проводилось с 1988 года. Мероприятия по охране лесов от пожаров ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник», включенные в лесохозяйственный регламент, спроектированы на основании материалов лесоустройства 1981-1988 годов, с давностью таксации лесов более 10 лет, без учета действующих в настоящий момент ППБ в лесах и ЛК РФ.
Соответственно лесохозяйственный регламент заповедника в настоящий момент в нарушение требований ст. 87 ЛК не может быть основой охраны лесов от пожаров.
Бездействие ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник», обусловленное недофинансированием со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, по осуществлению лесоустройства в виде проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов с проведением одновременной таксации на территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Хинганский государственный природный заповедник», нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, а именно значительно повышает риски возникновения и дальнейшего распространения лесных пожаров, очагов распространения вредителей лесных насаждений и как следствие ухудшения состояния окружающей среды и ее природных компонентов.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5, от исковых требований в части признания бездействия ФГБУ « Хинганский государственный природный заповедник» отказался, так как директором ФГБУ «Хинганского государственного природного заповедника» представлены в судебное заседание документы, подтверждающие факт того, что ФГБУ « Хинганский государственный природный заповедник» не бездействовало, неоднократно обращалось с заявками в Министерство природных ресурсов и экологии РФ о выделении дополнительного финансирования на проведение лесоустройства.
В отзыве на заявление требования представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Иванов С.В. указал, что в 2011 году ФИО1 направляло в Министерство финансов Российской Федерации заявку на выделение дополнительных бюджетных ассигнований на период с 2012-2014гг для проведения лесоустройства на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Между тем, указанная заявка не была удовлетворена, однако доказательств этому в суд не представлено.
Кроме того, отсутствие финансирования не может быть принято судом во внимание, поскольку это не освобождает ответчиков от исполнения обязанностей, предусмотренных законом.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что срок, который прокурор просит установить для устранения выявленных нарушений, является достаточным для принятия ответчиками мер по устранению выявленных нарушений.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по непринятию мер по обеспечению проведения лесоустройства в виде проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов с проведением одновременной таксации на территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Хинганский государственный природный заповедник».
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник» и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации меры по обеспечению проведения лесоустройства в виде проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов с проведением одновременной таксации на территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Хинганский государственный природный заповедник», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Т.Н. Лобань
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна судья: Т.Н. Лобань