М 13а-74/2019 (Дело № 2а-135/2019)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
п. Октябрьский 9 октября 2019 года
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Заостровцевой И.А., при секретаре Демидкиной В.В.,
с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Щелокова А.Г., представителя заявителя администрации МО «Устьянский муниципальный район» Прожериной Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации МО «Устьянский муниципальный район» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 22.04.2019 по административному делу ... по административному исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Устьянский муниципальный район» о признании незаконным бездействия в не организации и не обеспечении мер, направленных на создание препятствий к несанкционированному доступу людей в здания, возложении обязанности организовать и обеспечить меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания,
установил:
решением Устьянского районного суда от 22.04.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 31.07.2019, удовлетворены административные исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области, признано незаконным бездействие администрации МО «Устьянский муниципальный район», выразившееся в не организации и не обеспечении мер, направленных на создание препятствий к несанкционированному доступу людей в здания с кадастровыми номерами: ... (здание пищеблока), ... (здание терапевтического отделения), расположенные на земельном участке с кадастровым номером ... (местоположение земельного участка- ...) и на администрацию муниципального образования «Устьянский муниципальный район» возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания с кадастровыми номерами: ... (здание пищеблока), ... (здание терапевтического отделения), расположенные на земельном участке с кадастровым номером ... (местоположение земельного участка- ...).
Представитель административного ответчика администрации МО «Устьянский муниципальный район» Мемнонова О.В. обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда от 22.04.2019 на срок до 01.05.2019. В обоснование заявления ссылается на то, что в целях создания препятствий к несанкционированному доступу в здания, заколочены окна и двери указанных зданий, так, что свободный вход в них в настоящее время невозможен. В целях окончательного исполнения решения суда необходим снос зданий, общая стоимость работ согласно смете составляет 1 362 636 руб. 78 коп. Указанные финансовые средства заложены в проект муниципальной программы на 2020-2024 гг., который в настоящее время проходит процедуру согласования. После утверждения муниципальной программы и выделения соответствующих лимитов будет объявлен аукцион на выполнение работ по разборке зданий, что требует продолжительный период времени. Кроме того, для выполнения работ по сносу зданий требуется наличие определенных погодных условий (бесснежный период).
Представитель заявителя администрации МО «Устьянский муниципальный район» Прожерина Э.А. в судебном заседании заявление об отсрочке исполнения решения суда поддержала по доводам, изложенным в заявлении, дополнив, что по информации КУМИ администрации МО «Устьянский муниципальный район» планируется включить указанные в решении суда здания в план приватизации.
Помощник прокурора Устьянского района Щелоков А.Г. в предоставлении отсрочки исполнения решения суда возражает.
ОСП по Устьянскому району просят рассмотреть заявление без участия их представителя, возражений в предоставлении отсрочки не представили.
В соответствии с ч. 2 ст. 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела и материалы, представленные в обоснование заявленных требований об отсрочке исполнения решения суда, суд приходит к следующему.
Вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 КАС РФ).
Решение Устьянского районного суда от 22.04.2019, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 31.07.2019, вступило в законную силу 31.07.2019, направлено административному ответчику администрации МО «Устьянский муниципальный район» для исполнения.
Согласно сообщению ОСП по Устьянскому району от 07.10.2019, исполнительный лист по делу ... от 22.04.2019 в отношении администрации МО «Устьянский муниципальный район» не поступал, исполнительное производство не возбуждалось.
В соответствии со ст. 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. Заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, по смыслу указанных норм процессуального закона, суд наделен правом предоставления отсрочки исполнения ранее вынесенного им решения, вступившего в законную силу, однако должен учитывать при этом как имущественное положение стороны, обратившейся с заявлением, так и законные интересы взыскателя, и другие обстоятельства.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Вопрос о предоставлении рассрочки должен оцениваться и решаться в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, соразмерности быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П должник должен надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной Законом.
По смыслу указанных норм предоставление отсрочки либо рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. Ее предоставление предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, однако отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, существование которых в силу статьи 62 КАС РФ необходимо доказать лицу, которое просит о совершении названного действия.
Суд приходит к выводу, что должником не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, которые явились бы серьезным препятствием к исполнению решения суда, и что до указанного должником срока с учетом удовлетворенных административных требований у администрации МО «Устьянский муниципальный район» появится реальная возможность исполнения решения суда.
Из заявления администрации МО «Устьянский муниципальный район» об отсрочке исполнения решения следует, что основание для отсрочки решения суда обусловлено необходимостью проведения работ по сносу вышеуказанных строений при определенных климатических условиях, а именно, в теплое время года, а также отсутствия в бюджете средств на мероприятия по сносу зданий, проведению аукциона.
Между тем, требований о сносе объектов - зданий с кадастровыми номерами: ... (здание пищеблока), ... (здание терапевтического отделения), расположенные на земельном участке с кадастровым номером ... (местоположение земельного участка- ...) прокурором Устьянского района не заявлялось, решением Устьянского районного суда Архангельской области от 22.04.2019 удовлетворены требования об организации и обеспечению мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в вышеуказанные здания.
Как следует из представленных суду фотоматериалов, и не оспаривается представителем заявителя в судебном заседании, в настоящее время имеется несанкционированный доступ людей в указанные здания, в то время как мониторинг состояния зданий отсутствует, здания длительное время не используются по назначению, имеют различные разрушения. Свободный доступ на указанные объекты является потенциально опасным как для жизни и здоровья людей, так и с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности.
С учетом всех обстоятельств дела суд приходит к выводу об отказе заявителю - должнику администрации МО «Устьянский муниципальный район» в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 358 КАС РФ суд,
определил:
в удовлетворении заявления администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» об отсрочке исполнения решения Устьянского районного суда от 22.04.2019 по административному делу ..., по административному исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Устьянский муниципальный район» о признании незаконным бездействия в организации и обеспечении мер, направленных на создание препятствий к несанкционированному доступу людей в здания, возложении обязанности организовать и обеспечить меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания, – отказать.
Определение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 15 дней со дня его вынесения с подачей жалобы через Устьянский районный суд.
Судья И.А. Заостровцева.