РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 декабря 2012 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Панина М.А., при секретаре судебного заседания Ильичевой Н.Р.,
с участием представителя командира войсковой части 00000 капитана Иванова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 Соловьянова А.Г. об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с непредоставлением основного отпуска за 2012 год,
установил:
Соловьянов обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000 в распоряжении командира данной воинской части. С 19 марта 2012 года по 3 апреля 2012 года ему была предоставлена часть основного отпуска за 2012 год, хотя рапорта об этом Соловьянов не подавал и отпускной лист ему не выдавался.
Полагая свои права нарушенными, заявитель просил суд обязать командира войсковой части 00000 предоставить ему вышеуказанную часть отпуска за 2012 год, а также взыскать с войсковой части 00000 компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей и судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Заявитель, будучи уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился и ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель командира войсковой части 00000 в судебном заседании требования Соловьянова не признал и пояснил, что оспариваемый отпуск был предоставлен заявителю на основании приказа Минобороны РФ от 22 марта 2012 года №376 в соответствии с утвержденным в воинской части графиком отпусков. Кроме того, представитель должностного лица указал, что в период с 19 марта по 3 апреля 2012 года Соловьянов на службу не являлся, никаких обязанностей не исполнял. Помимо изложенного, Иванов сослался на отсутствие в действующем законодательстве норм, предусматривающих выдачу отпускного билета военнослужащим, которые планируют проведение отпуска без выезда за пределы гарнизона.
Заслушав представителя командира войсковой части 00000, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, гарнизонный военный суд приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск.
Продолжительность основного отпуска устанавливается военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, 45 суток.
По просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, основной отпуск может быть предоставлен им по частям.
Продолжительность основного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, но не менее одних суток в один конец. Если основной отпуск военнослужащим предоставлен по частям, то время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, предоставляется один раз.
Согласно подпункту 1 пункта 29 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части.
По их просьбе основной отпуск может быть предоставлен им по частям. При этом продолжительность одной части не может быть менее 15 суток.
В силу подпункта 11 пункта 29 названного Положения отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков.
Согласно справке №17/2643 от 22 ноября 2012 года Соловьянов проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000.
Как видно из графика отпусков военнослужащих войсковой части 00000 на 2012 год, утвержденного командиром указанной воинской части 30 ноября 2011 года, заявитель, имеющий выслугу свыше 20 лет, планировался к направлению в основной отпуск с 19 марта по 3 апреля 2012 года, с 15 по 30 августа 2012 года и с 15 по 30 декабря 2012 года, а всего на 45 суток.
В соответствии с приказами Минобороны РФ от 22 марта 2012 года №, от 27 июня 2012 года № и от 30 ноября 2012 года № Соловьянову были предоставлены упомянутые отпуска, а также 5 суток для проезда к месту проведения отпуска и обратно.
Предоставление заявителю отпусков в соответствии с упомянутыми приказами Минобороны РФ с 4 по 18 июня 2012 года и с 22 октября по 11 ноября 2012 года, общей продолжительностью 30 суток и 5 суток на проезд к месту проведения отпуска и обратно Соловьяновым не оспаривалось.
Допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель ФИО1 показал, что 7 марта 2012 года он лично перед строем под роспись довел до Соловьянова информацию о предоставлении ему части основного отпуска за 2012 год в период с 19 марта по 3 апреля 2012 года. Кроме того, ФИО1 пояснил, что в период с 19 марта по 3 апреля 2012 года Соловьянов на службу не прибывал, никаких обязанностей не исполнял и не обращался с какими-либо рапортами о переносе предоставленного ему отпуска.
Факт заблаговременного доведения до заявителя информации об убытии в отпуск подтверждается как показаниями свидетелей ФИО2 и ФИО3, проходящих службу в вышеуказанной эскадрилье, так и соответствующей ведомостью, в которой имеется подпись Соловьянова.
Из исследованного в суде журнала учета времени военнослужащих, находящихся в распоряжении смешанной авиационной эскадрильи войсковой части 00000, усматривается, что заявитель в период с 19 марта по 3 апреля 2012 года, то есть в течение 16 суток находился в отпуске.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что командир войсковой части 00000 в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства на основании графика отпусков предоставил Соловьянову основной отпуск за 2012 год продолжительностью 45 суток, следовательно, право заявителя на отдых должностным лицом нарушено не было, а его (Соловьянова) требования удовлетворению не подлежат.
На этот вывод суда не влияют ссылки заявителя на вызов, поступивший из Красногорского гарнизонного военного госпиталя, о необходимости прибыть в названное лечебное учреждение 28 марта 2012 года, поскольку никаких рапортов командованию о переносе ему отпуска Соловьянов не подавал и в период с 19 марта по 3 апреля 2012 года на стационарном лечении не находился.
Данное обстоятельство подтверждается возражениями командира войсковой части 00000, пояснениями его представителя, показаниями свидетеля ФИО1 и копией книги учета временно отсутствующих войсковой части 00000.
Что касается доводов Соловьянова относительно обязанности командира войсковой части 00000 определять время предоставления заявителю отпуска исходя из его (Соловьянова) желания, то суд находит их несостоятельными по следующим основаниям.
Как было указано выше порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, проходящим военную службу, установлен законодательством и регулируется подзаконными нормативными правовыми актами с учетом специфики военной службы как деятельности, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства.
В силу статей 75 (абзац первый) и 76 (абзац первый) Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, командир воинской части отвечает за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенной ему воинской части и обязан поддерживать данную готовность. Следовательно, право устанавливать план отпусков с учетом необходимости поддержания боевой и мобилизационной готовности воинской части предоставлено исключительно командиру воинской части и само по себе не может рассматриваться как нарушение прав заявителя.
В свою очередь, суд считает необоснованными утверждения Соловьянова о незаконности оспариваемых действий командира войсковой части 00000 ввиду невыдачи ему отпускного билета, так как в соответствии с пунктом 243 Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Минобороны РФ от 19 августа 2009 года №205/2/288, военнослужащим выдается отпускной билет лишь при убытии в отпуск за пределы гарнизона.
Поскольку Соловьянов, исходя из приказа Минобороны РФ от 22 марта 2012 года №, проводил отпуск в городе Иваново и каких-либо рапортов о своем желании убыть в указанный период за пределы гарнизона не подавал, оснований для выдачи ему отпускного билета у командования воинской части не имелось.
Что касается требований Соловьянова о взыскании с войсковой части 00000 компенсации морального вреда, то суд считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Как усматривается из материалов дела, причинение морального вреда Соловьянов связывает с непредоставлением ему части основного отпуска за 2012 год.
Так как в судебном заседании установлено, что права заявителя на оспариваемый отпуск командованием воинской части не нарушены, в его требованиях о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.
Ввиду отказа в удовлетворении заявления Соловьянову не подлежат возмещению судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 98, 194 – 199, 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении заявления Соловьянову А.Г. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Ивановского
гарнизонного военного суда М.А. Панин