РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего: Ромасловской И.М.
при секретаре: Васильевой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Носарева Д. В. к министерству имущественных отношений <адрес> об оспаривании действий органов государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Носарев Д.В. обратился с заявлением об оспаривании действий органов государственной власти, указав, что <дата> он обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением № о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 400.00 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, МЖК, участок 72, под огородничество. <дата> Министерство имущественных отношений <адрес> направило ему уведомление об отказе в предоставлении земельного участка в собственность с указанием на то, что со стороны точек 7-8 испрашиваемый земельный участок не ограничен красной линий (территорией общего пользования). Считает отказ Министерства имущественных отношений <адрес> незаконным, несоответствующим законодательству РФ, и нарушающим его право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. При этом основанием для установления планируемых красных линий в силу статей 42, 43 Градостроительного кодекса РФ являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территорий. Однако, ни указанных проектов, ни ссылок на эти проекты Министерство имущественных отношений <адрес> не представило. Согласно подпункта 2.1 пункта 3 статьи <адрес> «О земле» земельный участок по фактически сложившимся границам должен быть со всех сторон ограничен смежными земельными участками и (или) территориями общего пользования, именно территориями общего пользования, а не красными линиями, как то излагает Министерство имущественных отношений <адрес>. На плане границ испрашиваемого земельного участка красные линии нанесены по краю дорожного полотна. Расстояние от линии точек 7-8 до красной линии является обочиной автомобильной дороги, ширина которой три метра. При установлении границ земельного участка руководствовался нормативными актами предусматривающими показатели транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог. Просит признать действия Министерства имущественных отношений <адрес>, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 400.00 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> 72, под огородничество по заявлению от <дата> №12-1/0409/10, незаконным. Обязать министерство имущественных отношений самарской области в десятидневный срок.
В судебном заседании представитель Носарева Д.В. – Мастаев Д.В., действующий на основании доверенности серии <адрес>3 от <дата> года, доводы, изложенные в заявлении и заявленные требования поддержал, пояснил суду, что при определении границ испрашиваемого земельного участка руководствовались тем, что земельный участок граничит с обочиной автомобильной дороги, которой пользуется неограниченный круг лиц, границы соседних земельных участков расположены по одной линии, до красной линии ни один из участков не доходит. Кроме того пояснил, что всем выделяли по 900.00 кв.м, а так как у Носарева Д.В. в собственности 500.00 кв.м, таким образом просили выделить 400.00 кв.м. Забор установленный Носаревым Д.В. проходит по линии между точек 7-8 на плане земельного участка.
Истец Носарев Д.В. в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещался, причину не явки в судебное заседание не сообщил.
Представитель заинтересованного лица – Фитчина А.О., действующая на основании доверенности № от <дата> года, заявленные требования не признала, пояснила суду, что Носарев Д.В. обратился в Министерство имущественных отношений в феврале 2010 года с заявлением о предоставлении приусадебного участка. В последствии, <дата> от Носарева Д.В. поступило заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, МЖК, участок 72, площадью 400.00 кв.м, под огородничество. В последствии, Носаревым Д.В., был предоставлен акт согласования местоположения границ земельного участка. В соответствии с представленным планом границ земельного участка со стороны точек 7-8 испрашиваемый земельный участок не ограничен красной линией (территориями общего пользования). Однако, согласно статьи <адрес> от <дата> №94-ГД «О земле» (в редакции, действующей до <дата> года) земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно однократно в случае одновременного соблюдения условий, указанных в пункте 3 данной статьи, то есть, отсутствие споров о границах земельного участка со смежными землепользователями; земельный участок должен иметь общую границу с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения; земельный участок по фактически сложившимся границам должен быть со всех сторон ограничен смежными земельными участками и (или) территориями общего пользования. На основании выявленных препятствий для предоставления земельного участка, Носареву Д.В. было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Обследование испрашиваемого земельного участка не проводилось.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что Носарев Д.В. <дата> обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> 72, площадью 400.00 кв.м под огородничество по пункту 3 статьи 9 Закона самарской области от <дата> №94-ГД «О земле».
<дата> Министерство имущественных отношений <адрес> отказало заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что из представленного плана границ земельного участка следует, что от точки 7 до точки 8 испрашиваемый земельный участок граничит с территориями общего пользования, которые не ограничены красными линиями.
Согласно пункта 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со статьей 256 ГПК РФ Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно пункта 1 Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от <дата> № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В соответствии с Постановление <адрес> от <дата> № «Об органах исполнительной власти <адрес>, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» с <дата> полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений <адрес>.
Пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ установлен заявительный порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи <адрес> от <дата> №94-ГД «О земле» (в редакции, действовавшей до <дата> года) земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона и муниципальным правовым актом об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства и индивидуального жилищного строительства, может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно однократно в случае одновременного соблюдения следующих условий: отсутствуют споры о границах земельного участка со смежными землепользователями. При этом гражданином предоставляется акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка, оформленный в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; земельный участок имеет общую границу с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения; земельный участок по фактически сложившимся границам должен быть со всех сторон ограничен смежными земельными участками и (или) территориями общего пользования; минимальный размер земельного участка соответствует требованиям абзаца пятого настоящего пункта.
Как следует из материалов дела, Носарев Д.В. является собственником земельного участка площадью 500.00 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, МЖК, участок 72, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серии 63-АВ №729602.
Согласно пункта 12 статьи 85 ЗК РФ Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункта 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункта 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из плана границ земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, что земельный участок по точкам 1, 2, 3, 4, 5, 6 площадью 500.00 кв.м находится в собственности Носарева Д.В. Земельный участок по точкам 8, 1, 6, 7 площадью 400.00 кв.м является испрашиваемым земельным участком. Испрашиваемый земельный участок, граничит с земельным участок принадлежащим Носареву Д.В. на праве собственности по линии проходящей по точкам 1-6.
Из данного плана границ земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, следует, что испрашиваемый земельный участок в точках 7-8 граничит с землями общего пользования, территорией которых беспрепятственно может пользоваться неопределенный круг лиц, что также подтверждается представленными суду фотографиями испрашиваемого земельного участка.
Согласно пункта 7 статьи 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ГрК РФ Границы территориальных зон могут устанавливаться по: линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов и др.
Таким образом, границы территориальных зон могут быть установлены не только по красным линиям, но и по линиям улиц, проездов, границам земельных участков.
Как следует из плана границ земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, п.прибрежный, <данные изъяты>, изготовленного ООО «Центр земельных отношений-М» красные линии в точках 7-8 нанесены, что подтверждается штампом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от <дата> года.
Таким образом, установлено, что испрашиваемый земельный участок ограничен смежными земельными участками и территориями общего пользования, в связи с чем, условия предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотренные пунктом 3 статьи <адрес> «О земле», Носаревым Д.В. были соблюдены.
При таких обстоятельствах, отказ Министерства имущественных отношений <адрес> от <дата> в предоставлении испрашиваемого земельного участка Носареву Д.В. является незаконным.
Согласно статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании вышеуказанного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд:
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений <адрес> от <дата> об отказе Носареву Д. В. в предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, МЖК, участок 72 площадью 400.00 кв.м под огородничество.
Обязать Министерство имущественных отношений <адрес> устранить допущенное нарушение прав Носарева Д. В., рассмотреть в месячный срок его заявление от <дата> о предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, МЖК, участок 72 площадью 400.00 кв.м под огородничество, и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья И.М.Ромасловская
Копия верная судья Ромасловская И.М.__________________________________