Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-134/2022 от 29.07.2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Жигулевск     29 августа 2022 года                        

Судья Жигулевского городского суда Самарской области Загарина О.М.,

с участием представителя заинтересованного лица НП «Самарская Лука» - старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды НП «Самарская Лука» Тананыкина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Орехова А. А.овича на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды НП «Самарская Лука» ФИО №1 от 21 июня 2022 года о привлечении Орехова А.А. к административной ответственности, предусмотренной ст.8.39 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО №1 о назначении административного наказания от 21.06.2022 Орехов А.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, выразившемся в нарушении правил установленного режима охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории - ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука», а именно в организации движения и стоянки механизированного транспортного средства – автомобиль марки Тойота, государственный регистрационный номер минуя информационный аншлаг, вне дорог общего пользования, не связанного с функционированием национального парка, не в границах населенного пункта, в зоне хозяйственного назначения, на земельном участке с координатами <адрес>) без письменного разрешения администрации национального парка, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Орехов А.А. обратился в суд с жалобой, согласно которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении от 21.06.2021, считая его незаконным и необоснованным, указывая что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку дорога, по которой он осуществлял движение, не оборудована дорожными знаками, оповещающими об окончании населенного пункта и информационными аншлагами. Просит прекратить производство по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Заявитель Орехов А.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Представитель заинтересованного лица – ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» Тананыкин С.А. в судебном заседании полагал, что вынесенное постановление является законным и обоснованным, а жалоба заявителя не подлежит удовлетворению, постановление от 21.06.2022 в отношении Орехова А.А. по ст.8.39 КоАП РФ вынесено законно и обоснованно, так как последний, не являясь жителем населенных пунктов, расположенных в границах национального парка, находился не в границах населенного пункта, вне дорог общего пользования, в зоне хозяйственного назначения без письменного разрешения администрации национального парка, там самым нарушил правила установленного режима охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории - ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука». На данном участке был установлен информационный аншлаг, предупреждающий, что указанная территория является Национальным парком. Двигаясь по <адрес>, водитель Орехов А.А. не мог не видеть информационный аншлаг, на котором указана вся контактная информация по вопросам посещения национального парка. Возражает против применения положений ст.2.9 КоАП РФ, считает что в действиях Орехова А.А. отсутствует признак малозначительности.

Исследовав представленные материалы и материалы дела об административном правонарушении, выслушав присутствующих лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ предусмотрена за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

По смыслу этой статьи под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе «Режим» («Режим особой охраны») соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) либо ее охранной зоне.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, т.е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния.

Объективную сторону представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах). Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.

Режим особой охраны территорий национальных парков установлен ст. 15 Федерального Закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которой на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: рекреационная, предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта; для обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Согласно п. «ж» п. 2, п. 6 ст. 15 Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам. Пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке.

Национальный парк "Самарская Лука" создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 года N 161 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука".

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях", пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке.

Согласно статьи 12 раздела III Приказа Минприроды России от 25 февраля 2015 года N 69 "Об утверждении Положения о национальном парке "Самарская Лука", пребывание на территории национального парка (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц, не являющихся работниками Учреждения или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Учреждения или Минприроды России. На территории национального парка (за исключением заповедной и особо охраняемой зон) без соответствующего разрешения разрешается пребывание граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах национального парка, и их близких родственников.

Пункт 1 статьи 34 указанного выше Федерального закона, указывает на то, что у лиц находящихся на территориях национальных парков должно быть разрешение на право пребывания на территории парка.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Государственный природный национальный парк «Самарская Лука» образован постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 г. № 161. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 г. № 990 государственный национальный природный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк «Самарская Лука».

В соответствии с решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 10.08.1984 г. № 333 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука» границы национального парка должны соответствовать естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 12 июня 2022 в 14 час. 20 мин. Орехов А.А. совершил нарушение правил установленного режима охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории - ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука», а именно в организации движения и стоянки механизированного транспортного средства – автомобиль марки Тойота, государственный регистрационный номер Р111ТА86, минуя информационный аншлаг, вне дорог общего пользования, не связанного с функционированием национального парка, не в границах населенного пункта, в зоне хозяйственного назначения, на земельном участке с координатами С: 53.41612; Е:049.44213 в 23 кв. Жигулевского участкового лесничества (г.о.Жигулевск) без письменного разрешения администрации национального парка.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12.06.2022; рапортом государственного инспектора Жигулевского участкового лесничества; фотоматериалами; постановлением от 21.06.2022 г о назначении Орехову А.А. административного наказания, решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов N 333 от 10 августа 1984 года "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука", которые суд по в соответствии со ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признает относимыми, допустимыми и достаточными.

Доводы заявителя об отсутствии информационного аншлага, опровергаются представленными фотоматериалами, из которых видно, что при въезде на территорию национального парка «Самарская Лука» установлен щит с указанием о том, что «Посещение осуществляется по путевкам и разрешениям национального парка».

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Доводы жалобы Орехова А.А. о возможности признания правонарушения в качестве малозначительного, в том числе и по тем основаниям, что он впервые находился на территории городского округа Жигулевск и не знал о необходимости получения специального разрешения на проезд на территорию национального парка, не могут повлечь отмену или изменение постановления должностного лица, поскольку с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, существенным образом нарушающего установленный режим охраны особо охраняемой природной территории, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ по настоящему делу не имеется.

Таким образом, суд считает, что Орехов А.А. обоснованно привлечен к административной ответственности, поскольку находясь на территории национального парка, нарушил установленный режим охраны и использования природных ресурсов на территории национального парка.

Протокол об административном правонарушении и иные материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем они являются допустимыми доказательствами.

Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1, 26.2, 26.7 КоАП РФ.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к убеждению, что представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными, не противоречат друг другу, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, составлены полномочными должностными лицами, а в целом являются достаточными для объективного вывода о виновности Орехова А.А. в совершении указанного административного правонарушения.

Действия Орехова А.А. по ст. 8.39 КоАП РФ квалифицированы правильно, как нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Состав данного правонарушения является формальным, и не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия. Деяние считается оконченным в момент реализации объективной стороны, которая выражается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы о виновности Орехова А.А. в инкриминируемом правонарушении, в жалобе заявителя не приведено.

Принцип презумпции невиновности должностным лицом не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу заявителя, не усматривается. Наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, в размере минимального штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.39 КоАП РФ. Оснований к снижению, изменению указанного наказания, либо иных оснований для освобождения Орехова А.А. от административной ответственности, суд не усматривает.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение постановления, суд не усматривает, порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Учитывая изложенное, основания для отмены постановления заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды НП «Самарская Лука» ФИО №1 о привлечении Орехова А.А. к административной ответственности по ст.8.29 КоАП РФ не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст.ст. 30.8, КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление от 21.06.2022 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды НП «Самарская Лука» ФИО №1 о привлечении Орехова А. А.овича к административной ответственности, предусмотренной 8.39 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу Орехова А.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд Самарской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Жигулевского городского суда Загарина О.М.

12-134/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
Орехов А.А.
ФГБУ Национальный парк "Самарская Лука"
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Загарина О.М.
Статьи

ст.8.39 КоАП РФ

Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
29.07.2022Материалы переданы в производство судье
29.08.2022Судебное заседание
30.08.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
02.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2022Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
04.10.2022Вступило в законную силу
04.10.2022Дело оформлено
04.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее