Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
01 декабря 2014 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ашурковой А.П.
с участием прокурора Антоновой В.М.
при секретаре Галкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4987/14 по иску прокурора г.о. Сызрани в интересах Ерофеевой К.А. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Сызрани обратился в суд с иском в интересах Ерофеевой К.А. к Администрации г.о. Сызрань, просил обязать Администрацию г.о. Сызрани предоставить Ерофеевой К.А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм, ссылаясь в обоснование требований на то, что Ерофеева К.А., **.**.**** г. года рождения относится к лицам из числа детей-сирот.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Ерофеева К.А. в настоящее время имеет право на незамедлительное обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже социальных норм. Однако, Ерофеева К.А., **.**.**** г. года рождения до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ. Ерофеева К.А. письменно обратилась к прокурору с просьбой оказать ей содействие в получении жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации".
В судебном заседании помощник прокурора Антонова В.М. заявление поддержала, просила обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Ерофеевой К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Ерофеева К.А. в судебном заседании не присутствовала, участвуя в предыдущем судебном заседании, поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика- Администрации городского округа Сызрань в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Администрация городского округа Сызрань осуществляет государственные полномочия Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, однако отсутствуют специализированные жилые помещения.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и вынести решение в соответствии с требованиями закона.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань в судебном заседании не присутствовал, участвуя в предыдущем судебном заседании оставил иск на усмотрение суда.
Представитель КЖКХ Администрации г.о. Сызрани просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, вынести решение в соответствии с требованиями закона, но учесть, что специализированный жилой фонд не сформирован.
Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Ерофеева К.А., **.**.**** г. года рождения относится к лицам из числа детей-сирот, она обратилась к прокурору с просьбой оказать содействие в получении жилья, т.к. является сиротой и не обеспечена жилым помещением. Ерофеева К.А. в настоящее время имеет право на незамедлительное обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением.
Указанные обстоятельства подтверждаются паспортными данными, постановлением Администрации г.о. Сызрань о включении в список детей-сирот от **.**.**** г. г., сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
На основании п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 20 декабря 2012 года) 135-ГД, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия). Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями( ч.2,3 ст.1 вышеуказанного закона Самарской области).
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч.1 ст.2 вышеуказанного закона Самарской области).
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с ч.3 настоящей статьи.. (ч.4 ст.2 вышеуказанного закона Самарской области).
В силу ч.5 ст.2 вышеуказанного Закона Самарской области, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п.1 ч.3 вышеуказанного Закона Самарской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится местожительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Таким образом, Ерофеева К.А. в настоящее время имеет право на обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Сызрани в интересах Ерофеевой К.А. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда - удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Сызрани предоставить Ерофеевой К.А., **.**.**** г. года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: Ашуркова А.П.