РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«10» января 2018 года с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ключниковой И.А.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ОМВД России по Красноярскому району к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, ФИО2 о признании недействительным договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Красноярский районный суд Самарской области с настоящим исковым заявлением, свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ года на основании постановления № Администрации Красноярской волости Красноярского района Самарской области по ходатайству Комитета по управлению муниципальной собственностью Красноярского района был выделен земельный участок площадью 0,3983 Га, расположенный по адресу: <адрес>, (район РОВД), для строительства ангара под хранение автомашин. В ДД.ММ.ГГГГ года было закончено строительство ангара, помощь в строительстве также оказывали сотрудники Красноярского ОВД, что могут подтвердить сотрудники, которые работали на то время в ОВД. После подписания акта приемки законченного строительством объекта было зарегистрировано право собственности на указанный ангар за муниципальным образованием Красноярского района Самарской области, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности № № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальной собственностью выдано распоряжение № «О передаче нежилых помещений № здания ангара для хранения аварийного автотранспорта», площадью 390,60 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> <адрес> на баланс Красноярского Отдела внутренних дел. С момент выдачи распоряжения и по настоящее время ОВД занимает указанную площадь для хранения аварийного автотранспорта ОМВД России по Красноярскому району и проводит работу по оформлению указанного помещения в оперативное управление.
В ДД.ММ.ГГГГ года после визита ФИО2 ОМВД России по Красноярскому району стало известно о заключенном между ФИО2 и Комитетом по управлению муниципальной собственностью договора аренды на нежилое помещение, комнаты № ангара для хранения аварийного автотранспорта площадью 390,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Акт приема-передачи указанного помещения был подписан без осмотра помещения.
Однако, ФИО2 не мог не знать о том, что указанное помещение с начала постройки занято автотранспортом ОМВД России по Красноярскому району, т.к. вторая часть ангара находится в собственности его отца ФИО4
Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области при заключении договора аренды не было учтено то, что ДД.ММ.ГГГГ указанное выше помещение передано распоряжением № на баланс ОВД. Заключением указанного договора аренды были нарушены права ОМВД России по Красноярскому району.
На основании изложенного просят суд признать договор аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный на нежилые помещения комнаты № ангара для хранения аварийного автотранспорта площадью 390,6 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> между муниципальным районом Красноярский Самарской области, представляемый Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области и ФИО2 недействительным.
Представитель истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме и не возражала против их удовлетворения. Пояснила, что на момент заключения договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ нежилых помещений им не было известно о наличии распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время спорные помещения используются ОМВД России по Красноярскому району и они не возражают передать их в федеральную собственность и в оперативное управление.
Ответчик ФИО2 и его представитель по ордеру ФИО6 в судебном заседании заявленные исковые требования не признали в полном объеме, считают, что требования истца не основаны на законе и не подлежат удовлетворению. С ДД.ММ.ГГГГ года истец не выполнил порядок передачи данного имущества, не принял его на баланс.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ГУ МВД России по Самарской области и ТУ Росимущества в Самарской области.
Представитель ГУ МВД России по Самарской области по доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме и не возражала против их удовлетворения.
Представитель ТУ Росимущества в Самарской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8 показал, что работает в ОМВД России по Красноярскому району специалистом обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году было закончено строительство ангара, который используется отделом по настоящее время для хранения автомашин. Сейчас в ангаре находится списанный транспорт в количестве <данные изъяты> машин. Отделом МВД эти помещения всегда использовались по назначению.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО9 показала, что работает в ОМВД России по Красноярскому району с ДД.ММ.ГГГГ года в должности бухгалтера. Ей известно о том, что помещения ангара используются отделом МВД для хранения аварийного автотранспорта и находятся у них в безвозмездном пользовании.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что муниципальному образованию Красноярского района Самарской области на праве собственности принадлежат нежилые помещения № здания ангара для хранения аварийного автотранспорта площадью 390,60 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-43).
На основании распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью № от ДД.ММ.ГГГГ нежилые помещения № здания ангара для хранения аварийного автотранспорта, площадью 390,60 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> переданы на баланс Красноярского Отдела внутренних дел.
До настоящего времени вышеуказанное распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ никем не оспорено и не отменено.
Также установлено, что с момента передачи и по настоящее время помещения № ангара используются ОМВД России по Красноярскому району для хранения аварийного автотранспорта.
Нежилые помещения № здания ангара для хранения аварийного автотранспорта расположены на земельном участке с кадастровым номером №.
Объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1823 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, (район РОВД) является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72).
В соответствии с п.3.1.3 Положения о Комитете по управлению муниципальной собственностью Красноярского района (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего на момент спорных правоотношений) Комитет имеет исключительно право распоряжаться муниципальной собственностью и закреплять ее за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Согласно п.3.1.9 Комитет имеет право передавать муниципальное имущество с баланса на баланс муниципальных предприятий, организаций и учреждений в соответствии с законодательством РФ (л.д.23).
Согласно п.5 Устава государственного учреждения «Отдела внутренних дел Красноярского района» от ДД.ММ.ГГГГ года (действовавшего на момент спорных правоотношений) за ОВД в целях обеспечения его деятельности закрепляются на праве оперативного управления имущество, находящееся в государственной собственности (федеральной собственности и собственности Самарской области (Красноярского района): здания, строения, сооружения, оборудование, техника, инвентарь и другие необходимые для осуществления уставной деятельности материальные средства (л.д.49-57).
Согласно ст.36 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О милиции» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент спорных правоотношений) соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции - помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи.
В соответствии со ст.35 Закона о милиции финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, на момент издания распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальной собственностью Красноярского района Самарской области имел полномочия по передаче объектов недвижимого имущества ОМВД по Красноярскому району и данное распоряжение является законным.
Согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и организации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел.
МВД России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел.
Согласно ч.9 ст.54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФЗ «О полиции» используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.10 ст.54 Закона о полиции до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с ч.9 ст.54 имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ горда №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно ч.11 ст.154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Согласно ст.154 Закона №122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что спорные нежилые помещения комнаты № помещения ангара, используемые в настоящее время ОМВД России по Красноярскому району подлежат передаче в федеральную собственность.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании протокола проведения открытого аукциона по извещению № от ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным районом Красноярский Самарской области, представленный Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области и ФИО2 был заключен договор аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в установленном порядке в Управлении Росреестра по Самарской области.
Согласно Договору, ФИО2 передано в пользование на условиях аренды сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 5 лет муниципальное имущество: нежилые помещения, комнаты № ангара для хранения аварийного автотранспорта площадью 390,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> в состоянии, позволяющем его нормальную эксплуатацию.
По смыслу гл. 34 ГК имущество, подлежащее передаче арендатору, должно быть свободно от прав третьих лиц.
Однако, установлено, что на момент передачи в пользование на условиях аренды нежилых помещений, комнаты № ангара для хранения аварийного автотранспорта площадью 390,6 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> вышеуказанные помещения находились в фактическом пользовании ОМВД России по Красноярскому району, которые используются им и необходимы ему для осуществления его деятельности, т.е. были обременены правами Пользователя.
Наличие обременений имущества, передаваемого в аренду, обязывает арендодателя предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на это имущество (ст. 613 ГК РФ)
Как следует из пояснений представителя Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области ФИО5 на момент заключения договора аренды им не было известно о том, что ранее спорные нежилые помещения были передано на баланс ОМВД России по Красноярскому району и обременены правами третьих лиц.
Кроме того, на момент передачи имущества в аренду помещения не было осмотрены сторонами.
Таким образом, вышеуказанный договор аренды нежилых помещений был заключен Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области незаконно, а договор аренды является недействительным.
В соответствии с п.3 ст.166 Гражданского кодекса требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования ОМВД России по Красноярскому району законны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.166 ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ОМВД России по Красноярскому району к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, ФИО2 о признании недействительным договора аренды - удовлетворить.
Признать договор аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный на нежилые помещения комнаты № ангара для хранения аварийного автотранспорта площадью 390,6 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> между муниципальным районом Красноярский Самарской области, представляемый Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области и ФИО2 недействительным.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ключникова И.А.