Дело № 2- 449/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2017 года город Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.,
при секретаре Рогальской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация завода «Питкяранта» об обязании произвести перерасчет
УСТАНОВИЛ:
Антонова Н.В. обратилась с иском по тем основаниям, что является собственником жилого помещения- квартиры <адрес>.
30.03.2013 решением общего собрания собственников вышеуказанного дома было принято решение о расходовании денежных средств на капитальный ремонт для установки общедомового прибора учета тепловой энергии. Однако, с августа 2016 управляющей организацией- ООО «Управляющая организация завода «Питкяранта» производятся начисления денежных средств за установку приборов учета тепловой энергии для ООО «Петербургтеплоэнерго». Истец полагает, что общедомовые приборы учета тепловой энергии установлены за счет средств капитального ремонта на основании решения общего собрания собственников, в связи с чем, взимание платы за установку прибора учета незаконно. Просит обязать ООО «Управляющая организация завода «Питкяранта» произвести перерасчет платы за установку прибора учета тепловой энергии в сумме <данные изъяты>, исключить из квитанции строку расходов « за установку прибора учета в течение 5 лет» и не производить в дальнейшем начислений.
Кроме того, сумма ТО и ВДГО газового оборудования составляла <данные изъяты> с квадратного метра. Решением общего собрания собственников от 23.01.2015 установлен тариф на содержание и текущий ремонт общего имущества <данные изъяты> с квадратного метра, в том числе ТО и ВДГО газового оборудования <данные изъяты>. С июня 2015 плата за ТО и ВДГО составила <данные изъяты>, то есть тариф был снижен, однако, данная информация до собственников доведена не была и тариф на содержание и текущий ремонт не изменялся. В связи с чем, истец просит обязать ООО «Управляющая организация завода «Питкяранта» произвести перерасчет за содержание и текущий ремонт общего имущества с июля 2015 по апрель 2017 в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям. Пояснила, что с учетом принятого собственниками МКД решения о том, что установка прибора учета тепловой энергии должна производиться за счет средств по статье капитальный ремонт, взимание платы управляющей организации незаконно. Перераспределение денежных средств по статье «содержание и текущий ремонт», даже не повышая тариф, без решения собственников незаконно.
Представитель ответчика – представитель ООО «Управляющая организация завода «Питкяранта» Курач О.Г., действует на основании доверенности, иск не признал. Пояснил, что в июне 2017 деньги по статье капитальный ремонт в размере <данные изъяты> будут направлены на оплату установки прибора учета тепловой энергии, но поскольку данных средств недостаточно, дополнительно с собственников взыскивается плата за установку прибора учета, которая с 01.06.2017 составит <данные изъяты> с 1 квадратного метра. Кроме того, пояснил, что управляющая организация вправе самостоятельно перераспределять денежные средства по статье «содержание и текущий ремонт», если при этом не повышается тариф.
Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, приходит к следующим выводам.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении" установлено, что в срок до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи) в части оснащения их приборами учета используемой воды, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Кроме того, п. 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении, установку коллективного (общедомового) прибора учета.
В судебном заседании установлено, что истец является единоличным собственником четырехкомнатной благоустроенной квартиры № 110, расположенной в доме № 3 по ул. Парковая в г. Питкяранта Республики Карелия, общей площадью 62,3 кв.м..
В соответствии с договором от 19.05.2015 обслуживание многоквартирного жилого дома осуществляет ООО «Управляющая организация завода «Питкяранта».
На основании договора между управляющей организацией и ООО «Петербургтеплоэнерго » № от ДД.ММ.ГГГГ в доме, где проживает истец, установлены узлы учета тепловой энергии в тепловых пунктах № 1 и № 2. Цена договора составила <данные изъяты>. В цену договора включена сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату заключения договора – 8,25% годовых.
Акты о приемке выполненных работ подписаны ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ООО «Петербургтеплоэнерго» выполнило обязательства по установке приборов учета тепловой энергии.
Решением собственников МКД от 30.03.2013 принято решение об определении источника финансирования на приобретение и установку прибора узла тепловой энергии из средств собственников по статье капитальный ремонт.
До 01.06.2017 управляющая компания производила начисления за установку прибора учета тепловой энергии по тарифу <данные изъяты> за 1 кв.м.. С 01.06.2017 – в размере <данные изъяты> с 1 кв.м., в связи с проведением частичной оплаты за установку приборов учета за счет денежных средств, накопленных по статье капитальный ремонт в размере <данные изъяты>.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08. 2006 № 491, предусмотрено включение в состав общего имущества коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, содержание которого, включающее в себя, помимо прочего, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов, должно в силу пунктов 10,11,28 Правил должно обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергоснабжении.
Обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возложена на граждан- собственников помещений в многоквартирных домах. Согласно пункту 12 указанной статьи Закона граждане- собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают равными долями в течение 5 лет с даты их установки расходы на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ и установив, что в срок, предусмотренный частью 4 статьи 13 Закона об энергосбережении общедомовой прибор учета тепловой энергии установлен не был, впоследствии ООО «Петербургтеплоэнерго» провело работы по установке ОПУ, суд приходит к выводу о законности начисленной истцу денежной суммы за установку ОПУ, а, следовательно, в части требований об обязании произвести перерасчет на сумму <данные изъяты>, исключить из квитанции и не производить в дальнейшем начисления по плате за установку прибора учета в течение 5 лет, истцу следует отказать.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно п. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу п. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год, на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Решением собрания собственников МКД от 23.01.2015 установлен тариф на содержание и текущий ремонт <данные изъяты> за 1 кв. м общей площади. В состав тарифа включена стоимость услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО) в размере <данные изъяты> за 1 кв.м., занимаемой собственником помещения площади. С июня 2015 г. в рамках соглашения с подрядчиком услуги - АО «Карелгаз», стоимость услуги ВДГО снижена до <данные изъяты> С января 2016 до <данные изъяты>.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ). Пунктом 17 предусмотрено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
Приказом директора ООО «Управляющая организация завода «Питкяранта» № от ДД.ММ.ГГГГ произведено перераспределение денежных средств в размере <данные изъяты> внутри тарифа на «Содержание и текущий ремонт». Сведений об извещении собственников об изменении расчета платы на содержание и ремонт общего имущества МКД ответчиком не представлено.
Приказом директора ООО «Управляющая организация завода «Питкяранта» № от ДД.ММ.ГГГГ произведено перераспределение денежных средств в размере <данные изъяты> внутри тарифа на «Содержание и текущий ремонт». Сведений об извещении собственников об изменении расчета платы на содержание и ремонт общего имущества МКД ответчиком не представлено.
При этом, ответчиком не представлено доказательств того, что управляющей организацией были направлены предложения по перечню, объему и стоимости работ до проведения общего собрания собственниками многоквартирного дома.
Суд с учетом требований ст. 154, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, приходит к выводу, что собственники помещений установили размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в связи с чем, управляющая организация должна оказывать собственникам помещений те услуги, в тех размерах и с той периодичностью, расходы на которые учитывает установленная собственниками плата.
Управляющая организация, с целью соблюдения баланса интересов сторон, не лишена возможности, при наличии экономического обоснования, внести изменения в перечень, объем и периодичность предоставляемых по многоквартирному жилому дому услуг, соразмерно определенной собственниками помещений ставке платы за ремонт и содержание имущества многоквартирного дома.
Доводы представителя ответчика о том, что тариф по содержанию общего имущества многоквартирного дома, принятый решением собственников не изменился, а перераспределение денежных сумм по приказу директора управляющей организации не нарушает права собственников, нельзя признать обоснованными.
Собственники имущества многоквартирного дома, вправе самостоятельно принимать решение о размере оплаты расходов на содержание их имущества на общем собрании. Данный вид оплаты рассматривался общим собранием собственников жилого дома, по нему принято решение, которое не отменено и подлежит исполнению ответчиком.
Как следует из п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 г. N 491, управляющая компания наделена правом только предлагать перечень необходимых услуг и их стоимость, учитывая состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома, тогда как непосредственно перечень и объем услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома определяется собственниками дома самостоятельно.
Доводы представителя ответчика о том, что до представителя собственников –председателя Совета МКД Б.Л.В. было доведено о перераспределении денежных средств и ею подписаны приложения к договору управления, а, следовательно, собственники МКД знали об изменениях в расчете платы на содержание и ремонт общего имущества, в связи с чем, отсутствуют основания для перерасчета, суд считает несостоятельными, поскольку предложения по утверждению размера платы и перечня работ и услуг без экономического обоснования предлагаемой платы с учетом конкретных фактических обстоятельств дела не наделяет управляющую компанию правом не учитывать решения собраний собственников при производстве дальнейших начислений платы за содержание и ремонт, выставляемой собственникам помещений в многоквартирном доме.
Управляющая компания не лишена возможности в дальнейшем инициировать внесение изменений в перечень, объем и периодичность представляемых по многоквартирному дому услуг, соразмерно определенной собственниками помещений ставке платы за ремонт и содержание имущества многоквартирного дома. Доказательств обратного в дело не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд считает возможным исковые требования в части производства перерасчета за содержание и текущий ремонт общего имущества за период с июля 2015 по апрель 2017, удовлетворить.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать в пользу истца возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация завода «Питкяранта» произвести Антоновой Н.В. перерасчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, начисленной за период с 01.07.2015 по 30.04.2017 на сумму <данные изъяты>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация завода «Питкяранта» в пользу Антоновой Н.В. возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Пуцыкина
Мотивированное решение составлено в порядке ст. 199 ГПК РФ 17 июля 2017 года.