Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-66/2014 (2-692/2013;) ~ М-710/2013 от 21.11.2013

РЕШЕНИЕ дело № 2-66/2014

Именем Российской Федерации

с. Поярково 04 февраля 2014 года

Михайловский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Паньковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова И.Ю., Волковой С.А., Волковой А.И., Волковой Е.И., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО16 к администрации Михайловского района Амурской области, администрации Зеленоборского сельсовета Михайловского района Амурской области, третьим лицам Министерству финансов Амурской области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области о признании права на выплату финансовой помощи в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанным иском к администрации Михайловского района Амурской области, администрации <адрес> сельсовета Михайловского района Амурской области.

В обоснование предъявленных требований указали следующее. В августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур был подтоплено подполье жилого дома, расположенного в селе <адрес> по <адрес>. Данное обстоятельство подтверждено актом обследования от 12.10.2013. Жилое помещение используется по найму. Принимая во внимание факт постоянного пользования данным жилым помещением, истцы обратились в администрацию Михайловского района с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи вследствие причинения ущерба. Однако ДД.ММ.ГГГГ администрация Михайловского района в удовлетворении данного заявления отказала.

Истцы просили суд признать за ними право на выплату компенсации в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании истцы Волков И.Ю., Волкова Е.И. поддержали исковые требования, просили признать право на выплату компенсации в счет возмещения ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации. Пояснили, что в августе 2013 года в результате проливных дождей пострадало жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, обрушилось подполье, разрушился фундамент, в результате чего пол находится теперь на кирпичных перегородках, одна стена полностью отошла от дома. Жилое помещение используется ими на основании договора найма, заключенного с <данные изъяты> До момента возникновения ЧС дом был в нормальном состоянии. Они не обращались к наймодателю по поводу устранения причиненного ущерба дому. Комиссионно дом обследовался 12.10.2013, но в акте не указано о причинении ущерба жилому помещению, поскольку было дано пояснение комиссии о том, что боковая стена от дома не отвалилась, значит, ущерба нет. Указали, что обращались в администрацию района с просьбой провести обследование дома и выдать им акты обследования, но получили отказ. С заявлением о предоставлении социальной выплаты на проведение капитального ремонта дома в администрацию Михайловского района не обращались. Просили признать право на выплату компенсации в размере 50000 рублей на каждого члена семьи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.

Представитель ответчика администрации Михайловского района в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании от 18.12.2013 представитель администрации Михайловского района Бобышева Е.В. исковые требования не признала в полном объеме, указала, что из акта обследования следует, что имущество не утрачено и не указано какое именно имущество пострадало, доказательств причинения ущерба имуществу истцов нет, следовательно основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Представитель ответчика администрации <адрес> сельсовета Михайловского района Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, причин неявки суду не сообщили. В судебном заседании от 18.12.2013 глава администрации <адрес> сельсовета Брусник А.Т. указал, что впервые истицы обратились с заявлением об утрате сельхозпродукции на их земельном участке. Комиссией был осмотрен огород, огородная продукция была уничтожена полностью, в связи с чем истцы получили единовременную материальную помощь. В начале сентября Волковы обратились с заявлением повторно, на момент осмотра, было выявлено, что подполье действительно обвалилось, пол находился на кирпичных подпорках, были сделаны фотографии, но воды не было, и определить от чего это произошло, было невозможно. Фундамент дома был подмыт, стены дома осмотрены не были, так как истцы не обратили внимание комиссии на это, к тому же в составе комиссии не было архитектора, поскольку комиссия производила осмотр частичной утраты имущества, на основании чего и был выдан акт. Возможно, в настоящее время стена дома отошла, но на момент осмотра ничего не было. Также указал, что все имущество <данные изъяты> которое находится в стадии ликвидации, на баланс администрации сельсовета еще не передавалось.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В отзыве на исковое заявление от 23.12.2013 просили оказать в удовлетворении исковых требований. Указали, что статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер. Подлежит осуществлению в установленном законом порядке. В пострадавших от чрезвычайно ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №750 и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 №214. Распоряжением Правительства РФ от 05.10.2013 №1797-р источником данных выплат определен резервный фонд Правительства РФ, определены категории лиц, имеющих право на выплату - граждане, признанные пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, утратившие урожай сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, при этом списки указанных граждан должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС РФ, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 1 июля 2013, а также определен размер бюджетных ассигнований, выделенных Амурской области- 1460835 тыс.руб.

Названными Правилами и Порядком предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов соответственно. Согласно п.9 Методических рекомендациям по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 №2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией. Как следует из акта обследования, представленного истцами в качестве доказательства, у истца не утрачено имущество: акт обследования от 12.10.2013- при осмотре жилого помещения было выявлено: воды в подполье нет. Были сооружены опоры лаги пола хозяевами. Ущерб жилому помещению не нанесен. Согласно акту обследования и искового заявления, вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола. Факт утраты имущества комиссией не установлен и в акте обследования не отражен, кроме того истец, ознакомившись с актом обследования, возражений или замечаний о несогласии с фактами отраженными в них не сделал. Факт подтопления наличия воды в подполье, отраженный в акте обследования, сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС. Актом обследования от 12.10.2013 наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также имуществу вследствие подтопления жилого дома не установлено. В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в ст.16 ЖК РФ. В своем заявлении истец указал на подтопление подполья и погреб, однако подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса не является жилым помещением. На основании изложенного, просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Свидетель ФИО17 допрошенная судом по ходатайству истцов в судебном заседании от 18.12.2013, пояснила, что она является соседкой истцов. В момент возникновения ЧС она находилась в квартире истцов, присматривала за детьми. Она видела воду в подполье жилого дома истцов, воды в доме при этом не было. Вода в подполье примерно 20-30 см до крышки не доходила. Вода стояла до середины сентября в подполье. После ЧС доски прогнили и прогнулись, истцам пришлось поднимать пол домкратом и подставлять кирпичные подпорки. По ее мнению это произошло по причине того, что стены дома отсырели, в результате появились трещины. В каком состоянии находился дом до возникновения ЧС, она не может пояснить.

Выслушав пояснения участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно постановлению главы Михайловского района Амурской области №764 от 04.08.2013 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Михайловского района» следует, что с 20.00 часов 04.08.2013 на территории Михайловского района введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлено главам Поярковского, Димского, Чесноковского, Новочесноковского, Калининского сельсоветов рекомендовать ввести на территории поселений режим чрезвычайной ситуации.

Согласно Перечню населенных пунктов, пострадавших в результате ливневых дождей, утвержденному Главой Михайловского района 16.09.2013 и главным специалистом службы ГЗ и ПБ администрации района от 16.09.2013, на территории <адрес> в августе 2013 года были повреждены домовладения и имущество граждан в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной частыми проливными дождями.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Кроме того, 31 августа 2013 года издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.

13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 Указа Президента РФ № 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года N 750 (в ред. от 20.06.2013) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.

Согласно п. 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N 2-4-60-12-22. В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. В соответствии с Методическими рекомендациями списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.

При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.

Из справки администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации истцы фактически проживали по адресу: <адрес> Михайловского района Амурской области. Семья истцов состоит из 8 человек: Волков И.Ю., Волкова С.А., Волкова А.И., Волкова Е.И. несовершеннолетние: ФИО16

Согласно предоставленных копий паспортов истцы зарегистрированы в <адрес> по адресу: <адрес>.

Из договора найма жилого помещения от 16.09.2013, заключенного между <данные изъяты>наймодатель) и Волковым И.Ю. (наниматель) следует, что жилое помещение, расположенное в <адрес> предоставлено для постоянного проживания за плату Волкову И.Ю., в соответствии с данным договором совместно с нанимателем будут постоянно проживать Волкова С.А., Волкова А.И., Волкова Е.И. несовершеннолетние: ФИО16

Согласно уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации права собственности на жилое помещение, расположение по адресу <адрес> отсутствуют.

Из пояснений главы <адрес> сельсовета следует, что имущество <данные изъяты> на баланс администрации <адрес> сельсовета до настоящего времени не передавалось.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в период возникновения чрезвычайной ситуации истцы постоянно проживали в жилом помещении в <адрес>, данное жилое помещение использовалось на правах найма. Однако право на компенсацию ущерба имуществу имеют граждане, являющиеся собственниками жилых помещений. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что у истцов не возникло право на получение компенсационных выплат.

Кроме того, суд учитывает, что в подтверждение причиненного ущерба истцами предоставлен акт от ДД.ММ.ГГГГ обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате ливневых дождей, произошедших в с<адрес> Михайловского района Амурской области в августе 2013, расположенного по адресу Амурская область Михайловский район с<адрес>. Согласно данному акту комиссией установлено, что воды в подполье нет. Были сооружены опоры под лаги пола хозяевами.

Суд считает, что данный акт не содержит сведений о степени утраты имущества первой необходимости.

В подтверждение причиненного ущерба истцами предоставлены также фотографии, на которых с их слов изображено подполье жилого помещения, о причинении ущерба которому заявлено истцами. Однако данные фотографии не могут быть приняты судом в качестве доказательств, причинения ущерба, поскольку из данных фотографий не представляется возможным установить, являются ли отраженные на фотографиях элементы элементами жилого помещения, в котором проживают истцы. Кроме того, не представлено доказательств, подтверждающих, что ущерб жилому помещению причинен в результате наводнения, а не в результате иных факторов воздействия.

Из пояснений истцов, информации главы Михайловского района, предоставленной в адрес истцов, следует, что на основании их заявлений о выплате единовременной материальной помощи ими получена помощь в размере 10 000 рублей на каждого члена семьи за счет средств областного и федерального бюджетов.

Анализ законодательства позволяет сделать выводы, что финансовая помощь оказывается для компенсации понесенного ущерба, не является средством обогащения и получения прибыли. Семье Волковых была оказана материальная помощь, цели на компенсацию причиненного ущерба были достигнуты.

Кроме того, из ответа администрации Михайловского района Амурской области от 23.01.2014 на судебный запрос следует, что в администрацию Михайловского района истцы не обращались с заявлением о проведении обследования жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания, либо необходимости капитального ремонта жилого помещения.

Истцами не представлено доказательств повреждения конструктивных элементов жилого помещения, а также утраты имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для выплаты истцам финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости отсутствуют.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о признании права на получение финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области и средств федерального бюджета в результате частичной утраты имущества.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Волкова И.Ю., Волковой С.А., Волковой А.И., Волковой Е.И., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО16 к администрации Михайловского района Амурской области, администрации Зеленоборского сельсовета Михайловского района Амурской области, третьим лицам Министерству финансов Амурской области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области о признании права на выплату финансовой помощи в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В.Кундикова

В окончательной форме решение изготовлено 09.02.2014

2-66/2014 (2-692/2013;) ~ М-710/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Волков Игорь Юрьевич
Волкова Светлана Алексеевна
Волкова Евгения Игоревна
Волкова Анастасия Игоревна,Волков Кирилл Александрович,Волков Александр Игоревич,Волкова Светлана Александровна,Волкова Фаина Александровна
Ответчики
Администрация Михайловского района
Администрация Зеленоборского сельсовета
Другие
ГУ Министерства РФ по делам ГО И ЧС
Министерство финансов Амурской области
Суд
Михайловский районный суд Амурской области
Судья
Кундикова Юлия Викторовна
Дело на странице суда
mihailovskiy--amr.sudrf.ru
21.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2013Передача материалов судье
22.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2013Подготовка дела (собеседование)
09.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2013Судебное заседание
04.02.2014Судебное заседание
10.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее