УИД 10RS0011-01-2021-008841-80
(№ 2а-3962/2021)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
7 июня 2021 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре Аксеновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаенко С. А. о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений об отказе в предоставлении земельного участка,
установил:
Гаенко С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия по тем основаниям, что он, как многодетная семья, претендует на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа в случае и порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Административный истец, указывая на то, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия препятствует его многодетной семье в предоставлении земельного участка на праве собственности бесплатно, без проведения торгов, просит признать незаконными отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в письме № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 +/- 13,56 кв.м, в собственность на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье; а также признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в письме №.4-21 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, условный номер земельного участка: ЗУ1, площадью 1500 кв.м, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в собственность на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье.
Определением судьи от 11 мая 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Чалнинского сельского поселения и администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия.
Определением судьи от 28 мая 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Лозовская Ю.Э.
Определением суда от 7 июня 2021 г. в связи с отказом от иска в части прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению Гаенко С.А. о признании незаконными решений Министерства имущественных и земельных отношений об отказе в предоставлении земельного участка в части требований о признании незаконными решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГг. об отказе в предоставлении земельного участка и распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об отмене распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №
В судебном заседании после перерыва административный истец Гаенко С.А., представитель административного истца Гаенко С.А. и заинтересованного лица Гаенко Е.В. Яковлева О.Л., действующая на основании ордера, заинтересованное лицо Гаенко Е.В. заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Недопекина А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Иные лица в судебное заседание после перерыва не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец Гаенко С.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил предварительно согласовать предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв.м. в кадастровом квартале № в собственность без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства как многодетной семье; приложив к нему свой паспорт, схему расположения земельного участка, паспорт супруги, свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении брака, удостоверении многодетной семьи. Данное заявление зарегистрировано за №.
Решением, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, отказало в удовлетворении заявления, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах проектируемой зоны с особыми условиями использования территории - санитарно-защитной зоне от объекта спорта и физической культуры; а также поскольку испрашиваемый земельный участок граничит с землями лесного фонда.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
В силу положений статьи 10.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия №390-П от 02.11.2017, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 14.1 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является то, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», ссылка на который имеется в оспариваемом решении утратил силу 1 марта 2021 г. в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1631.
Из материалов дела следует, что работа по установлению санитарно-защитной зоны не завершена, является проектируемой, документы, подтверждающие обоснованной установления такой зоны, в материалы дела не представлены, границы указанной зоны не определены и сведений в ЕГРН об установлении такой зоны не имеется. Более того, согласно картографическим материалам, представленным в материалы дела (л.д.106) испрашиваемый земельный участок расположен в границах проектируемой санитарно-защитной зоны частично, а не полностью, как предусмотрено это пунктом 1 статьи 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м.
Анализируя указанную норму, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в оспариваемом решении пришло к выводу, что предполагаемый объект индивидуального строительства на земельном участке должен быть полностью расположен за пределами 30-метрового противопожарного расстояния.
При этом, в ходе судебного заседания административным ответчиком представлены документы, подтверждающие произведение замера расстояния от границы земель лесного фонда до границы параллельного земельного участка, без учета возможности расположения каких-либо объектов застройки с учетом соблюдения положения пункта 4.14 СП 4.13130.2013, то есть замеры носят предположительных характер и без привязки с испрашиваемому земельному участку.
Доводы административного ответчика, изложенные в судебных заседания и возражениях, о том, что испрашиваемый земельный участок находится в настоящее время в зоне ОД-1 (Многофункциональная общественно-деловая зона. Зона размещения объектов торгового, делового, общественного, развлекательного, культурного назначения) не могут быть учтены в рамках рассмотрения настоящего дела с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», поскольку данное обстоятельство не явилось основанием для принятия Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия решения № от ДД.ММ.ГГГГг.
Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу обстоятельства, поскольку в нарушение части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении дела административным ответчиком не были представлены доказательства в обоснование доводов административного ответчика, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения.
Поскольку суд не вправе подменять административный орган и в рамках судебного разбирательства устанавливать обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения административным ответчиком, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Применительно к положениям части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат взысканию с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Руководствуясь положениями статей 175-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Гаенко С. А. о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений об отказе в предоставлении земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №.4-21 от ДД.ММ.ГГГГг. об отказе в предоставлении земельного участка.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно в течении 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть заявление Гаенко С. А. от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении земельного участка, о результатах рассмотрения в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения сообщить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия и административному истцу.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Гаенко С. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме,
в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ