Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9041/2016 ~ М-8738/2016 от 29.07.2016

Дело № 2-9041/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

29 августа 2016 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.

при секретаре Борисове О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф. к Государственному казенному учреждению Амурской области управление социальной защиты населения по г.Благовещенску и Благовещенскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Ф. обратилась в суд с иском, указав в обоснование, что *** г. заключила с ОАО «***» кредитный договор № *** на приобретение объекта недвижимости, расположенной по адресу: ***. В *** году обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** г. Управлением на основании представляемых заявлений и необходимых документов было принято решение о принятии расходов к компенсации № *** от ***г. Однако, с июля *** года по ноябрь *** года выплата компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору Управлением не производилась, в связи с чем образовалась задолженность в размере ***. По таким основаниям просит суд: возложить обязанность на Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району осуществить выплату Ф. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** г. в сумме *** за период с июля *** года по ноябрь *** года.

Из письменных возражений на исковое заявление следует, что несвоевременная выплата компенсации связана с недостаточным финансированием подпрограммы. Объем выделенного бюджетного финансирования недостаточен для покрытия всех расходов по подпрограмме. Причина задолженности не в бездействии сотрудников управления, а в отсутствии необходимого финансирования. Поскольку объем бюджетного финансирования не зависит от управления, оснований полагать, что Управлением допущено незаконное бездействие, не имеется.

В судебное заседание не явился истец, а также представитель ответчика и представители третьих лиц, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассматривать дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, доводы иска, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как следует из материалов дела, *** г. между Ф. и ОАО «***» был заключен кредитный договор № ***, по условиям которого заемщику был предоставлен кредит в сумме *** под *** % годовых, на приобретение в собственность объекта недвижимости, расположенного по адресу: ***. Кредит предоставлен на срок по *** года.

Решением ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» № *** от *** г. расходы по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** г. приняты к компенсации.

Из содержания иска следует, что выплаты истцу компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** г. Управлением не осуществлялись с июля *** года по ноябрь *** года, задолженность составляет ***. Данное обстоятельство подтверждается справкой Управления исх. № *** от *** г. и ответчиком не отрицается.

В рамках настоящего дела истец просит возложить на ответчика обязанность по перечислению в пользу Ф. суммы задолженности в размере ***, полагая, что Управление уклоняется от выполнения принятых социальных обязательств.

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

Как следует из представленных материалов, Ф. является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** г., заключенному с ОАО «***» в целях инвестирования строительства объекта недвижимости.

Отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 – 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617).

Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 постановление Правительства области от 23 ноября 2011 года № 617 утратило силу с 1 января 2014 года. Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

В ходе судебного разбирательства установлено, и не оспаривается участвующими в деле лицами, подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец соответствует условиям действия государственной программы и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы».

Из материалов дела также следует, что в период с июля *** года по ноябрь *** года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, Ф. не осуществлялась. При этом истец в установленные законодательством сроки подтверждал своё намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).

Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области.

В *** году министерство довело до Управления средства на предоставление социальной выплаты в размере ***, выплачено было ***. Вместе с тем, в Управление в *** году обратились граждане с заявлениями о предоставлении социальных выплат на сумму ***. Таким образом, долг перед гражданами на *** г. составил ***.

В *** году до Управления доведено средств на сумму ***, выплачено ***. В *** году Управлению доведено средств на сумму *** и выплачено ***.

В соответствии с отчетом за июль *** года задолженность перед получателями социальных выплат, предусмотренных Положением № 26, составила ***, в том числе перед Ф. за период с июля *** года по ноябрь *** года – ***.

По информации, представленной министерством социальной защиты населения Амурской области, данные финансовые средства освоены в полном объеме, выделение дополнительных финансовых средств в ближайшее время не ожидается.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

В соответствии с пунктом 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.

Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям №3, № 4 к настоящему Положению.

Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Суд полагает, что требование о возложении на Управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1 часть 1; статья 7; статья 17 часть 1; статья 39 часть 1).

В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 28 часть 1 Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 год», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-О и др.).

С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным суд считает необходимым возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области – Управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району обязанность осуществить выплату Ф. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** г. за период с июля *** года по ноябрь *** года в сумме ***.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу Ф. подлежат возмещению понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере ***.

Руководствуясь ст. ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району обязанность осуществить выплату Ф. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года в сумме *** за период с июля по ноябрь *** года за счет средств областного бюджета.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району в пользу Ф. расходы по уплате государственной пошлины в сумме ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с *** 2016 года.

Судья Н.Н. Матюханова

2-9041/2016 ~ М-8738/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федорченко Елена Викторовна
Ответчики
УСЗН по г.Благовещенску ГКУ
Другие
МСЗН АО
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Матюханова Н.Н.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
29.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2016Передача материалов судье
01.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2016Судебное заседание
05.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее