Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-577/2015 ~ М-211/2015 от 04.02.2015

№2-577/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Боровичи Новгородской области 12 марта 2015 года

Судья Боровичского районного суда Новгородской области Михайлова О.В.,

при секретаре Петровой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.А.Ш. о признании постановления Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учёт лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении - незаконным, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма,

установил:

А.А.Ш. обратился в суд с вышеуказанным заявлением к Администрации Боровичского муниципального района, в обоснование которого указал следующее:

В период с ДД.ММ.ГГГГ г.г. находился в доме ребёнка <адрес>, затем – в детском доме г. В. Новгород по ДД.ММ.ГГГГ, обучался в школе-интернате <адрес>, затем продолжил обучение в г. В. Новгород, отслужил в армии, вернулся в г. В. Новгород. В ДД.ММ.ГГГГ был отчислен из училища и уехал проживать в <адрес>, где родился. Постоянного жилья не имел. Когда приехал в <адрес>, то обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения, как сироте. Ему было отказано из-за возраста. В настоящее время ему 34 года, он женат, вынужден проживать на съёмных квартирах, поскольку своего жилья не имеет.

На основании изложенного просит суд признать постановление Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учёт лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении - незаконным, и обязать Администрацию Боровичского муниципального района включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать Администрацию Боровичского муниципального района предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.

В судебном заседании заявитель А.А.Ш.. исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Боровичского муниципального района, действующий по доверенности, Пухаев Г.Г. заявленные требования А.А.Ш. не признал по тем основаниям, что А.А.Ш. на учете в Администрации Боровичского муниципального района не состоял, в образовательных учреждениях <адрес> не обучался, на территории <адрес> и <адрес> до направления в детский дом ребенка не проживал и зарегистрирован не был, в связи с чем он не подлежит обеспечению жилым помещением именно на территории <адрес> и <адрес>.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, обозначен федеральным законодательством.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно ст. 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Как следует из ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).

В соответствии с ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела следующее.

А.А.Ш. родился ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>, места регистрации не имеет (л.д.8-9).

Согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ ГОБУЗ «<адрес> <адрес>» А.А.Ш.. находился в Доме ребёнка по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, после чего убыл в детский дом в г. В. Новгород (л.д.7).

По данным Администрации Мошенского муниципального района от 02.07.2012г. А.А.Ш. не состоял и не состоит на очереди на получение жилой площади в Администрации Мошенского муниципального района как ребёнок-сирота, оставшийся без попечения родителей (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ А.А.Ш. обратился в Администрацию Боровичского муниципального района с заявлением для постановки на учёт как ребёнок-сирота, оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в жилом помещении (л.д.4).

Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ А.А.Ш. отказано в принятии на учёт лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении (л.д.5).

ДД.ММ.ГГГГ А.А.Ш. направлено данное постановление (л.д.6).

Согласно сообщения Администрации Боровичского муниципального района от 11.02.2015г. А.А.Ш.. на учёте нуждающихся в жилом помещении, как относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоит и ранее не состоял.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что названные в них категории граждан по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования подлежали обеспечению жилым помещением из жилищного фонда субъекта Российской Федерации вне очереди и по месту их жительства при условии отсутствия закрепленного за ними жилого помещения, при невозможности использования для проживания какого-либо помещения.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месте жительства), на основании письменного заявления, либо ходатайства органов опеки и попечительства, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и закрепленные за ними жилые помещения невозможно.

Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 26.10.2012г. А.А.Ш. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как оставшегося без попечения родителей на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, поскольку им представлены документы, которые не подтверждают право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Согласно ч. 1 ст.11 областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №468-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на внеочередное однократное обеспечение по месту жительства на территории <адрес> благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном <адрес>, имеют, в том числе лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до ДД.ММ.ГГГГ включительно и своевременно не получившие жилое помещение (п.3).

Согласно п.5 ст.1 областного закона от ДД.ММ.ГГГГ №455-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа <адрес> отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки» органы местного самоуправления муниципальных районов, городского округа <адрес> наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в ч.1 ст.11 областного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 468-ОЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», переданного для этих целей из государственной собственности в муниципальную.

Обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.

Таким образом, согласно вышеперечисленным нормам, жилое помещение по договору специализированного найма заявителю могло быть предоставлено по месту его постоянного жительства на момент выпуска из образовательного учреждения, то есть на территории г. В. Новгород либо по месту регистрации (месте жительства). Проживание А.А.Ш. на территории <адрес> и <адрес>, носит временный характер и у Администрации Боровичского муниципального района отсутствуют правовые основания для постановки заявителя на учет в качестве лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.

Оснований для постановки заявителя А.А.Ш. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору специализированного найма в Администрации Боровичского муниципального района не имеется, в связи с чем Администрацией Боровичского муниципального района ему правомерно отказано в принятии на учет. Отказ Администрации Боровичского муниципального района в постановке на учет А.А.Ш. является обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░

2-577/2015 ~ М-211/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алексеев Алексей Шарифович
Другие
Администрация Боровичского муниципального района
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Михайлова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
04.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2015Передача материалов судье
05.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2015Судебное заседание
12.03.2015Судебное заседание
12.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2015Дело оформлено
17.04.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее