Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4056/2014 ~ М-3844/2014 от 08.07.2014

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Тарасенко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко ЛВ к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании права собственности,

установил:

Шевченко Л.В. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с иском к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании права собственности. В обоснование иска указывает, что на основании заочного решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей принадлежит на праве собственности часть жилого дома Лит. ААЗ по адресу: <адрес>. Данная часть жилого дома расположена на земельном участке площадью 27 м2. Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 27 м2, занимаемого частью жилого дома. Решением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предоставлении земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях, относится к местам общего пользования, поэтому земельный участок не подлежит приватизации. Данное решение нарушает её право на приватизацию земельного участка и создает препятствия для его осуществления, оно противоречит п.12 ст.85 ЗК РФ, п.12 ст.1 ГрК РФ. Границы земельного участка сложились на протяжении длительного периода времени и с момента постройки жилого дома не менялись. Просит признать за ней право собственности на земельный участок площадью 27 м2, занимаемый частью жилого дома, относящийся к землям населенных пунктов, по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Емельянов Д.В. заявленные требования поддержал.

Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени разбирательства дела извещен (л.д. 67), представил письменный отзыв (л.д. 53-59), в котором иск не признал, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истицы, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Истице принадлежит на праве собственности жилое помещение площадью 19,3 м2, по адресу: <адрес> (л.д. 11).

Как следует из материалов гражданского дела №2-817/13, рассмотренного Ленинским районным судом <адрес>, указанное помещение представляет собой часть жилого дома, которая была передана в собственность истицы при разделе дома по заочному решению суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13). До раздела истице принадлежала доля в праве общей долевой собственности на дом площадью 110,8 м2 в размере 3/16, приобретенная ею у Харина Е.В. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г., удостоверенному нотариусом <адрес> Половинкиной Л.А., по реестру №7573, ГУЮ «Самарская областная регистрационная палата» ДД.ММ.ГГГГ г., номер регистрации (л.д. 14). Часть жилого дома площадью 19,3 м2 выделена судом истице в счет этой доли. В её состав входят часть литеры А и литера А3.

Судом установлено, что истица обращалась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 27,00 м2, занимаемого указанной выше частью жилого дома, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) названное министерство отказало истцам в предоставлении земельного участка в собственность на основании п.12 ст.85 ЗК РФ, запрещающего приватизацию земельных участков общего пользования в населенных пунктах. При этом Министерство сослалось на ответ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №САМВ-84557, согласно которому часть испрашиваемого земельного участка принадлежит к территории общего пользования (л.д. 10).

Между тем, из представленных суду доказательств явствует, что сведения о принадлежности земельного участка к территориям общего пользования, предоставленные Министерству имущественных отношений <адрес> Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара в письме от ДД.ММ.ГГГГ №САМВ-84557, являются заведомо недостоверными.

В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые ими были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст.20 ЗК РФ. Земельный участок находится в фактическом пользовании истицы, границы его описаны на плане (л.д. 18), изготовленном ООО «Вега» ДД.ММ.ГГГГ Из представленного плана следует, что истицей испрашивается земельный участок, на котором расположена принадлежащая ей часть жилого дома, без придомовой территории.

В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В частности, законодателем установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (п.12 ст.85 ЗК РФ).

Согласно представленным Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара графическим сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара (л.д. 64), бoльшая часть испрашиваемого истицей земельного участка находится в пределах территории, ограниченной красными линиями. По мнению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, соответствующая часть земельного участка и является территорией общего пользования.

Между тем, данная позиция Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара не основана на законе и является абсурдной в формально-логическом отношении.

Согласно пп.11, 12 ст.1 ГрК РФ, красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).

Таким образом, не любая территория, ограниченная красными линиями, является территорией общего пользования. В пределах красных линий могут находиться также земельные участки, занимаемые линейными объектами, а также территории, в отношении которых планируется отнесение их в общее пользование.

В силу п.12 ст.85 ЗК РФ, к территориям общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, т.е. территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Как с очевидностью следует из графических материалов, спорный земельный участок целиком застроен находящимся в частной собственности индивидуальным жилым домом (который не является самовольной постройкой), и, следовательно, заведомо не может относиться к территории общего пользования.

Таким образом, обстоятельство, на основании которого Министерство имущественных отношений <адрес> отказало истице в приватизации земельного участка, заведомо не имеет места.

Проходящая через земельный участок красная линия (если только её положение не внесено в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара произвольным образом, помимо установленной законодателем процедуры), может, по смыслу ст.1 ГрК РФ, ограничивать территорию, планируемую к выделению в общее пользование. Однако запрета на приватизацию земельного участка, на котором находится принадлежащий лицу на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть планируемого отнесения его к земельным участкам общего пользования, законодатель не установил.

Земельным законодательством установлен институт резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В силу ст.70.1 ЗК РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст.49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 7 лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

Согласно пп.13 п.5 ст.27 ЗК РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте. Таким образом, резервирование территории, входящей в состав земельного участка, для государственных или муниципальных нужд влечет ограничение оборотоспособности земельного участка и, как следствие, препятствует его предоставлению в частную собственность.

Однако решения о резервировании для государственных или муниципальных нужд территории, входящей в состав испрашиваемого истицей земельного участка не принималось. Следовательно, ограничения оборотоспособности данного земельного участка не установлены.

Кроме того, в соответствии со ст.26, 41, 42, 45, 46 ГрК РФ, документами, устанавливающими прохождение красных линий, являются проекты планировки территории. Последние разрабатываются в целях реализации документов территориального планирования (применительно к городскому округу – генерального плана городского округа) в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. Органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории (в том числе, проектов планировки территории) и обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. По результатам проверки указанный орган принимает соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Орган местного самоуправления городского округа направляет главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний. Глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Как установлено судом, в <адрес> проекты планировки территории в соответствии с описанными выше правилами до настоящего времени не разрабатывались и не утверждались. Таким образом, положение красной линии, проходящей через испрашиваемый земельный участок, не имеет должного обоснования.

Согласно ответу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара на запрос суда (л.д. 62-63), документом, определяющим прохождение красных линий, является схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №539. Между тем, как указано выше, градостроительное законодательство не предусматривает возможности определения прохождения красных линий в генеральном плане городского округа. Прохождение красных линий устанавливается документами, разрабатываемыми в целях реализации генерального плана городского округа – проектами планировки территории.

Что же касается информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самары, на которую ссылается Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, то она вообще не является сводом нормативно-правовой документации. Она представляет собой электронный топографический материал, на который нанесены, в том числе, красные линии. Система позволяет рассчитать координаты любой нанесенной на электронную карту точки. Когда в систему вводятся координаты характерных точек границ интересующего объекта, этот объект наносится на электронную карту, и можно увидеть, проходят ли по нему красные линии. При создании указанной информационной системы было проведено сканирование бумажных планшетов. Все планшеты имеют четыре угловые точки, координаты которых определены, по этим точкам результаты сканирования были «посажены» на топографическую основу. В настоящее время в Департаменте строительства и архитектуры г.о. Самара не осталось сотрудников, принимавших участие в создании информационной системы и нанесении красных линий. Планшеты, на основе которых создавалась указанная информационная система, заводились в начале 1950-х гг.

Между тем, как усматривается из технического паспорта (дело №2-817/13, л.д. 13-32), литера А <адрес> возведена ранее 1917 г. (точно год постройки не указан), а литера А3 – в 1949 г., т.е. заведомо до создания информационной системы на базе планшетов, и тем более, до утверждения схемы границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры генерального плана г.о. Самара. Следовательно, на момент определения прохождения красной линии через спорный земельный участок, кем бы и каким бы образом оно ни осуществлялось, соответствующая территория уже была занята частным жилым домом и не являлась территорией общего пользования.

По заключению кадастрового инженера Зыбановой С.В. (л.д. 33-50), пересечение границ испрашиваемого истцами земельного участка с границами существующих земельных участков отсутствует.

Согласно п.9.1 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на указанных выше земельных участках, и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Таким образом, право истцов на бесплатную приватизацию земельного участка основывается также и на положениях п.9.1 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ».

Принадлежащая истцам часть жилого дома является одноэтажной, как следует из кадастрового паспорта (л.д. 21), над ней и под ней не имеется каких-либо помещений. Испрашиваемый истцами земельный участок не включает прилегающую к дому территорию. Таким образом, никакое иное лицо, кроме истцов, не вправе приобрести на данный земельный участок вещные права или право аренды, следовательно, удовлетворения иска не может нарушить права и законные интересы собственников остальных помещений в доме.

Действующие градостроительные регламенты в <адрес> установлены Правилами застройки и землепользования от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.4 ст.85 ЗК РФ разрешается продолжать использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. По смыслу данной правовой нормы в её связи с п.3 ст.85 ЗК РФ, речь идет об использовании, начавшемся до установления градостроительных регламентов. Поскольку часть принадлежащего истице объекта недвижимости возведена ранее 1917 г., а часть – в 1949 г., ограничения, вводимые действующими градостроительными регламентами, заведомо не являются препятствием для использования занимаемого этим объектом земельного участка.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Шевченко ЛВ право собственности на земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 27 м2, по адресу: <адрес>, занимаемый частью жилого дома, в границах, описанных в плане земельного участка, изготовленном ООО «Вега» от ДД.ММ.ГГГГ г.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.

Судья (подпись) В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2-4056/2014 ~ М-3844/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шевченко Л.В.
Ответчики
МИнистерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
08.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2014Передача материалов судье
14.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2014Подготовка дела (собеседование)
05.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2014Судебное заседание
26.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее