Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 июля 2020 года г. Самара
Самарский районный суд г.Самара в составе:
судьи Коваленко О.П.,
при секретаре судебного заседания Конецкой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-780/20 по исковому заявлению Куйбышевского транспортного прокурора к ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» об обязании предоставить планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств,
УСТАНОВИЛ:
Куйбышевский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» об обязании в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, предоставить в ФАМРТ планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств - ОМ-№, ОМ-№, ОМ-№, «Фарида Муртазина», Москва-№, Москва-№, Москва-№, Москва-№, Москва-№, Окский-№, Восход-№, Восход-№, Восход-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус- №, Нептун-№, Нептун-№, Нептун-№, ВРД-№, ПС-№, Ингрия-№ и обеспечить их утверждение; представить в ФАМРТ план обеспечения транспортной безопасности по объекту транспортной инфраструктуры - причальной транспортной инфраструктуры городского округа и обеспечить его утверждение. В обоснование иска указав, что Куйбышевской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищённости, в ходе которой в деятельности ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» выявлены нарушения указанного законодательства. Проверкой установлено, что в нарушение положений статьи 5 Закона № 16-ФЗ и подпунктов 6 и 7 пункта 6 Требований на основании результатов оценки уязвимости и дополнительной оценки уязвимости не разработаны и не представлены на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - ФАМРТ) планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств - ОМ-№, ОМ-№, ОМ-№, «Фарида Муртазина», Москва-№, Москва-№, Москва-№, Москва-№, Москва-№, Окский-№, Восход-№, Восход-№, Восход-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус- №, Нептун-№, Нептун-№, Нептун-№, ВРД-№, ПС-№, Ингрия-№. Кроме того, по объекту транспортной инфраструктуры - причальной транспортной инфраструктуры городского округа Самара проведена оценка уязвимости ДД.ММ.ГГГГ, однако в Федеральное агентство морского и речного транспорта план обеспечения транспортной безопасности не направлен, что повлекло нарушение положений подпункта 6 пункта 5 Требований. Куйбышевской транспортной прокуратурой ранее уже принимались меры досудебного характера к понуждению ООО «СРПП» устранить вышеуказанные нарушения закона путем внесения представления в ДД.ММ.ГГГГ года, однако в настоящее время не разработаны и не представлены на утверждение в ФАМРТ планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств и объекта транспортной инфраструктуры - причальной транспортной инфраструктуры городского округа Самара. Согласно ответу ООО «СРПП» до настоящего времени мер по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности не принято, в том числе по причине отсутствия финансирования, что не может служить объективным основанием для не исполнения требований федерального законодательства в рассматриваемой сфере. В связи с чем истец вынужден обратиться с настоящим иском в суд.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, не оспаривая факта наличия нарушения законодательства, ссылался на необходимость предоставления более большого срока для исполнения решения суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В качестве способа защиты интересов общества и государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Куйбышевской транспортной прокуратурой в отношении ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» была проведена проверка по исполнению законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищённости. В ходе, которой в деятельности ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» были выявлены нарушения указанного законодательства, а именно: не обеспечена разработка плана транспортной безопасности и внесении изменений в планы транспортной безопасности по ОТИ и ТС и их предоставление на утверждение в ФАМРТ.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу части 1 статьи 8 Закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 Закона № 16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - Требования).
Согласно подпункту 5 пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта в установленном порядке в течение 3 месяцев с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта сведений о присвоении категории, объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
Проверкой Приволжской транспортной прокуратуры установлено, что в нарушение положений статьи 5 Закона № 16-ФЗ и подпунктов 6 и 7 пункта 6 Требований на основании результатов оценки уязвимости и дополнительной оценки уязвимости не разработаны и не представлены на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - ФАМРТ) планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств - ОМ-№, ОМ-№, ОМ-№, «Фарида Муртазина», Москва-№, Москва-№, Москва-№, Москва-№, Москва-№, Окский-№, Восход-№, Восход-№, Восход-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус- №, Нептун-№, Нептун-№, Нептун-№, ВРД-№, ПС-№, Ингрия-№.
Кроме того, по объекту транспортной инфраструктуры - причальной транспортной инфраструктуры городского округа Самара проведена оценка уязвимости ДД.ММ.ГГГГ, однако в Федеральное агентство морского и речного транспорта план обеспечения транспортной безопасности не направлен, что повлекло нарушение положений подпункта 6 пункта 5 Требований.
Ответчиком в судебном заседании не оспаривался выявленный факт нарушения законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ Куйбышевской транспортной прокуратурой в отношении ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности.
Согласно ответу исх. №б/н от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Самарское речное пассажирское предприятия», обществом предприняты все возможные меры по недопущению которых повторных нарушений требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: 1) разработаны планы обеспечения транспортной безопасности ОТБ и плавобъектов, в утверждении неоднократно отказано, последние отказы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время проводится работа по приведению в соответствие содержания изменений, установленным нормативным правовым Документам (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678); 2) Утверждены планы обеспечения транспортной безопасности ТС в 2014 году, также проведена доп. оценка уязвимости всех ТС, за исключением ПС-296, так как она выведена из эксплуатации приказом директора ООО «СРПП» № от ДД.ММ.ГГГГ; Внести изменения в планы обеспечения транспортной безопасности основании проведенных доп. оценок уязвимости и утвердить в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (ФАМРТ) не представляется возможным, в связи с отсутствием аттестованных лиц командного состава ТС. Срок выполнения данных мероприятий определен не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Ответственным лицом назначен начальник отдела по обеспечению транспортной безопасности Чепелкин И.С. B целях должного выполнения требований в области обеспечения транспортной безопасности ООО «СРПП» обратилось в Министерство транспорта -л. автомобильных дорог Самарской области с просьбой предусмотреть возможность выделения в ДД.ММ.ГГГГ году из областного бюджета средств, а также разработать механизм возмещения затрат на обеспечение транспортной безопасности объектов ООО «СРПП». В настоящий момент руководством ООО «СРПП» усилен контроль за исполнением работниками своих должностных обязанностей и принимаются все необходимые меры по недопущению дальнейших нарушений норм законодательства в области транспортной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ № Куйбышевской транспортной прокуратурой в отношении ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» было вынесено требование о предоставлении информации, не позднее в срок ДД.ММ.ГГГГ, с предоставлением подтверждающих документов: 1) разработаны и представлены ли на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств - ОМ-№, ОМ-№, ОМ-№, «Фарида Муртазина», Москва-№, Москва-№, Москва-№, Москва-№, Москва-№, Окский-№, Восход-№, Восход-№, Восход-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус- №, Нептун-№, Нептун-№, Нептун-№, ВРД-№, ПС-№, Ингрия-№; 2) разработан и представлен ли на утверждение в ФАМРТ план обеспечния транспортной безопасности по объекту г.о. Самара.
Согласно ответу ООО «Самарское речное пассажирское предприятия», на данный момент планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств ОМ-№, ОМ-№, ОМ-№, «Фарида Муртазина», Москва-№, Москва-№, Москва-№, Москва-№, Москва-№, Окский-№, Восход – №, Хивус-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус- №, ПС-№, ВРД-№ - утверждены ДД.ММ.ГГГГ; Ингрия – № – утвержден ДД.ММ.ГГГГ; Восход -№, Восход – №, Нептун-№, Нептун-№, Нептун-№, Нептун-№ – не утверждены. При утверждении требований к разработке паспорта безопасности согласно Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СРПП» приступит к разработке паспортов безопасности на все транспортные средства предприятия. В связи с затруднительным финансовым положением предприятия представление ПОТБ на вышеуказанные транспортные средства в Федеральное агентство морского и речного транспорта не представляется возможным в виду отсутствия финансовых возможностей предприятие. Так же на данный момент следующие транспортные средства не эксплуатируются: т/х «Ингрия-№», т/х «ПС-№», СПК «Восход-№», СПК «Восход-№», СПК «Восход-№». План обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Объекты причальной инфраструктуры г.о. Самара» разработан, но не утверждён Федеральным агентством морского и речного транспорта. Для доработки и утверждения плана ОТИ, в связи с выводом из эксплуатации причалов №, необходимо провести дополнительную опенку уязвимости. Заключить договор на разработку дополнительной оценки уязвимости на ОТИ «Объекты причальной инфраструктуры г.о. Самара» со специализированной организацией не представляется возможным в связи с отсутствием финансовых возможностей предприятия. В ДД.ММ.ГГГГ году в бюджете Самарской области финансовые затраты на обеспечение транспортной безопасности ООО «СРПП», не предусматривались. В целях должного выполнения требований в области обеспечения транспортной безопасности ООО «СРПП» обратилось в Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области с просьбой предусмотреть возможность выделения в ДД.ММ.ГГГГ году из областного бюджета средств, а так же разработать механизм возмещения затрат на обеспечение транспортной безопасности в связи с тем, что ООО «СРПП» является планово убыточным социально значимым предприятием. Ответа на обращение до настоящего времени не поступило.
До настоящего времени мер по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности не принято, в том числе по причине отсутствия финансирования, что не может служить объективным основанием для не исполнения требований федерального законодательства в рассматриваемой сфере.
В связи с чем, негативные последствия указанных нарушений негативно влияют на обеспечение транспортной безопасности.
Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом, в порядке ст. 206 ГПК РФ заявленный истцом срок, равный 6 месяцам, в течение которого решение должно быть исполненным, суд полагает разумным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Куйбышевского транспортного прокурора к ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» об обязании предоставить планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, - удовлетворить.
Обязать ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, предоставить в ФАМРТ планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств - ОМ-№, ОМ-№, ОМ-№, «Фарида Муртазина», Москва-№, Москва-№, Москва-№, Москва-№, Москва-№, Окский-№, Восход-№, Восход-№, Восход-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус-№, Хивус- №, Нептун-№, Нептун-№, Нептун-№, ВРД-№, ПС-№, Ингрия-№ и обеспечить их утверждение; а также представить в ФАМРТ план обеспечения транспортной безопасности по объекту транспортной инфраструктуры - причальной транспортной инфраструктуры городского округа и обеспечить его утверждение.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г.Самары в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.07.2020 года.
Судья: О.П. Коваленко