Дело №2-191/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 февраля 2016 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: Скисова А.Е.,
при секретаре судебного заседания: Зиядиновой Э.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Бахчисарай гражданское дело по исковому заявлению Бацура И.И. к Скрипка В.Г. о признании права собственности на наследственное имущество, -
УСТАНОВИЛ:
Бацура И.И. обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Скрипка В.Г., и просил суд признать за ним право собственности на наследственное имущество – жилой дом с надворными строениями, расположенный по адресу: <адрес>, состоящий из: жилого дома под литерой <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., верандой, литера <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., летней кухней, литера <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., подвалом <данные изъяты> литера <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., со входом площадью <данные изъяты> кв.м., сооружений, мощения, стоимостью <данные изъяты> рублей, после смерти матери Войцеховской В.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер Скрипка А.Г.. Наследником первой очереди после его смерти, являлась мать истца – Войцеховская В.А., состоявшая в зарегистрированном браке со Скрипкой А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ. Войцеховская В.А. в установленном законном порядке и сроки подала заявление нотариусу о принятии наследства за умершим супругом Скрипка А.Г. Ответчик Скрипка В.Г. и Скрипка А.Г. являются родными братьями. Ответчиком Скрипка В.Г. так же подано заявление о принятии наследства, как наследника второй очереди. Мать истца Войцеховская В.А. ДД.ММ.ГГГГ умерла. Ее единственным наследником по закону является истец Бацура И.И., который также обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Войцеховской В.А., однако ему было отказано в совершении нотариально действия, поскольку на данное домовладение отсутствуют правоустанавливающие документы.
Представитель истца Макаров Д.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Скрипка В.В. в судебное заседание явился, исковые требования признал, и не возражал против их удовлетворения.
Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, исследовав предоставленные доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно свидетельства о рождении серии II-АП №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, Бацура И.И. является сыном Бацура И.В. и Бацура В.А. (л.д.7).
Согласно разъяснений нотариуса <адрес> нотариального округа Дядя В.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, Бацура И.И. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с тем, что право собственности на вышеуказанный жилой дом с надворными постройками, оформлено и зарегистрировано не было (л.д.8).
Согласно свидетельства о смерти серии I-АП №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ умер Скрипка А.Г. (л.д.9).
Согласно свидетельства о смерти серии I-АП №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ умерла Скрипка А.В. (л.д.10).
Согласно свидетельства о браке серии I-АП №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак Скрипка А.Г. и Войцеховской В.А. (л.д.11).
Согласно свидетельства о браке серии I-АП №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак Войцеховского В.С. и Бацура В.А., после брака Войцеховской В.А. (л.д.12).
Согласно справке-характеристике о праве личной собственности исполнительного комитета Каштановского сельского совета народных депутатов <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Скрипка А.В., в соответствии с записью в похозяйственной книге исполкома Каштановского сельского Совета народных депутатов, Скрипка Г.К., умершему ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве личной собственности жилой дом в целом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>. Дом выстроен супругами в 1964 году. На день смерти Скрипка Г.К., членами данного хозяйства являются: Скрипка А.В. и Скрипка А.Г. (л.д.13).
Согласно справе – выписке Администрации Каштановского сельского поселения <адрес> из похозяйственной книги Каштановского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, был зарегистрирован и постоянно проживал (до момента смерти ДД.ММ.ГГГГ) Скрипка А.Г. За данным домовладением закреплен земельный участок, общей площадью 0,16 га. Дом выстроен в 1964 году Скрипка Г.К. Вышеуказанным жилой дом с надворными постройками на балансе администрации Каштановского сельского поселения не состоит. Согласно записям земельно-шнуровых книг 1980-х годов за домовладением Скрипка Г.К., приказом по савхозу-заводу «Бурлюк» № от ДД.ММ.ГГГГ, был закреплен приусадебный земельный участок, общей площадью <данные изъяты> га. Указанный приказ в администрации Каштановского сельского поселения отсутствует. Ранее, до августа 1989 года, данное домовладение имело адрес – <адрес>. Решением исполнительного комитета Каштановского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, были изменены номера домов и названия улиц в <адрес>. Вышеуказанному домовладению был присвоен новый почтовый адрес – <адрес>.(л.д.14-16).
Согласно справке Исполнительного комитета Каштановского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Скрипка Г.К., умерший ДД.ММ.ГГГГ, был постоянно зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>. Совместно со Скрипка Г.К., на момент его смерти, проживали: Скрипка А.В. и Скрипка А.Г. По данному адресу имеется земельный участок, площадью <данные изъяты> га (л.д.17).
Согласно справке ПАО «Бурлюк» от ДД.ММ.ГГГГ №, домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, на балансе ПАО «Бурлюк» не состоит (л.д.18).
Согласно информации ГУП РК «Крым БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ, что в инвентаризационном деле №, право собственности на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не зарегистрировано, информация предоставлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.32).
Согласно копий похозяйственных книг№ за ДД.ММ.ГГГГ., № за ДД.ММ.ГГГГ г., № за ДД.ММ.ГГГГ г., № за ДД.ММ.ГГГГ г., № за ДД.ММ.ГГГГ № за ДД.ММ.ГГГГ установлено, что главой домохозяйства расположенного по адресу: <адрес>, являлся Скрипка Г.К., а затем Скрипка А.В. (л.д.32-53).
Согласно свидетельства о смерти серии I-АЯ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ умела Войцеховская В.А.
Согласно наследственного дела открытого после смерти Войцеховской В.А. №, с заявлением о принятии наследства обратился Бацура И.И., который, согласно свидетельства о праве на наследство принял часть наследства после смерти Войцеховской В.А., в виде ? части квартиры в <адрес>.
Согласно наследственного дела открытого после смерти Скрипка А.Г. №, с заявлением о принятии наследства после его смерти обратились Войцеховская В.А. и ответчик Скрипка В.Г.
В соответствии со справкой Каштановского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Скрипка А.В. умершая ДД.ММ.ГГГГ, на день смерти была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, совместно с ней проживал сын Скрипка А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со справкой Каштановского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Скрипка А.Г. умерший ДД.ММ.ГГГГ, на день смерти был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>, совместно с умершим зарегистрированных нет, но проживала жена Войцеховская В.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания п. 20 Инструкции о порядке регистрации домов и домовладений в городах и поселках городского типа Украинской ССР, утвержденной заместителем министра коммунального хозяйства Украинской ССР 31.01.1966, и п. 62 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами Украинской ССР, утвержденной приказом Министра юстиции Украинской ССР от 31.10.1975 №45/5, следует, что принадлежность жилого дома гражданину могла подтверждаться, в частности, справками, выданными на основании данных похозяйственной книги.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент приобретения Скрипка Г.К. указанного дома, не предусматривало необходимости государственной регистрации права собственности на жилой дом и возникновение права собственности на такой дом не зависело от его государственной регистрации.
Из изложенного следует, что Скрипка Г.К., являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 548 ГК УССР, действовавшего на момент открытия наследства Скрипка Г.К., для приобретения наследства необходимо, чтоб наследник его принял. Не допускается принятие наследства под условием или с оговоркой. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику с момента открытия наследства.
Согласно ст. 549 ГК УССР, признается, что наследник принял наследство, если он фактически вступил в управление или владение наследственным имуществом.
Таким образом, поскольку Скрипка А.В. было принято наследство, так как она была зарегистрирована и проживала на момент смерти совместно со Скрипка Г.К. в спорном доме, вступила в управление и владение наследственным имуществом, право собственности на вышеуказанное домовладение также перешло к ней как к наследнику Скрипка Г.К.
Согласно ч. 3 ст. 1268 Гражданского кодекса Украины, действовавшего на момент открытия наследства Скрипка А.В. и Скрипка А.Г., наследник, который постоянно проживал вместе с наследодателем на время открытия наследства, считается принявшим наследство, если в течение срока, установленного статьей 1270 Гражданского кодекса Украины, он не заявил об отказе от него.
В силу ч.1 ст. 1269 ГК Украины, наследник, который желает принять наследство, но на время открытия наследства не проживал постоянно с наследодателем, имеет подать нотариусу заявление о принятии наследства.
В соответствии со ст. ст. 1296, 1297 Гражданского кодекса Украины, наследник, принявший наследство может получить свидетельство о праве на наследство, в случае принятия в наследство недвижимого имущества, - получение свидетельства о праве на наследование является обязательным. При этом наследство принадлежит наследнику, принявшему его, с момента открытия наследства, независимо от момента оформления соответствующего свидетельства.
Таким образом, поскольку Скрипка А.Г. было принято наследство, так как он был зарегистрирован и проживал на момент смерти совместно с матерью Скрипка А.В. в спорном доме, вступил в управление и владение наследственным имуществом, право собственности на вышеуказанное домовладение также перешло к нему как к наследнику Скрипка А.В., а после его смерти к Войцеховской В.А., поскольку как установлено судом, на момент смерти супруга, она проживала совместно с ним, и после его смерти также вступила в управление и владение наследственным имуществом, а также подала заявление нотариусу о принятии наследства после его смерти.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Частью 1 статьи 1153 ГК РФ, предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Материалами дела подтверждено, что Бацура И.И. совершил действия, свидетельствующие о принятии наследства после смерти матери Войцеховской В.А., а именно обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, что свидетельствует о принятии им всей наследственной массы, принадлежавшей наследодателю.
Из системного анализа положений законодательства, как действовавших на момент открытия наследства всех указанных выше наследодателей, так и на день рассмотрения дела, следует, что наследство принадлежит наследнику с момента его открытия, а возникновение права собственности на него не находится в зависимости от момента оформления соответствующего свидетельства. При этом, совершение истцом действий, свидетельствующих о принятии наследства, свидетельствует о том, что он его принял и к нему перешло право собственности в порядке наследования по закону на спорный дом.
Таким образом, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, ввиду чего они подлежат удовлетворению.
Требований о компенсации понесенных судебных расходов истцом не заявлялось, ввиду чего судебные расходы подлежат отнесению на счет истца.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Бацура И.И. - удовлетворить.
Признать за Бацура И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом с надворными строениями, расположенный по адресу: <адрес>, состоящий из: жилого дома, литера <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., с надворными строениями: верандой, литера <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., летней кухней, литера <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., подвалом, литера <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., со входом площадью <данные изъяты> кв.м., сооружениями, литера <данные изъяты> мощением, литера <данные изъяты> в порядке наследования по закону после смерти его матери Войцеховской В.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято – 24.02.2016 года.
Судья: А.Е. Скисов