Дело № 2-1227/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ериной Н.П.,
при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Мещеряковой И.М.,
истицы Котловой Л.В.,
представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей на основании доверенности №261-д от 08 декабря 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Саранска, действующего в интересах Котловой Любови Васильевны, к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным заключения межведомственной комиссии о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома,
установил:
Прокурор Ленинского района г.Саранска обратился в суд в интересах Котловой Любови Васильевны с иском к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным заключения межведомственной комиссии о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Ленинского района г. Саранска по поручению прокуратуры Республики Мордовия проведена проверка по заявлению Котловой Л.В., <данные изъяты> об оказании содействия в решении вопроса о признании заключения Межведомственной комиссии от 24.02.2011 № 31/11 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома по <адрес>, г. Саранска незаконным и возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск обеспечить Котлову Л.В. жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
Проверкой установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, относится к муниципальной собственности. 24.02.2011 межведомственной комиссией по признанию жилых помещений непригодными для постоянного проживания вынесено заключение № 31/11, согласно которому в жилом помещении по адресу: <адрес>, необходимо и возможно проведение капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями.
Считает, что решение о признании жилого дома <адрес> г.Саранска о необходимости проведения капитального ремонта данного дома межведомственной комиссией принято преждевременно, без учета всех выявленных дефектов и отклонений, а также целесообразности проведения капитального ремонта с учетом материальных затрат на его проведение.
В связи с чем просит суд признать недействительным заключение межведомственной комиссии при Администрации городского округа Саранск от 24 февраля 2011 года № 31/11 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Саранска Мещерякова И.М. и истица Котлова Л.В. исковые требования поддержали и просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, при этом исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Котлова Л.В. является инвалидом <данные изъяты>, проживает и зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, находящемся в муниципальной собственности.
С 20 апреля 1994 года Котлова Л.В. с семьей из четырех человек состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по Октябрьскому району г.Саранска, а также в Республиканском реестре по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года в Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия.
Истица обращалась в Администрацию городского округа Саранск по вопросу признания занимаемого ей жилого помещения непригодным для проживания.
24 февраля 2011 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Главы Администрации города Саранска от 29 августа 2005 года № 2031р, вынесено заключение №31/11, согласно которому в жилом помещении по адресу: <адрес>, необходимо и возможно проведение капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствие с установленными требованиями.
Данное заключение, суд считает, подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Согласно пунктам 7 и 8 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Как следует из пунктов 42, 43 и 48 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
Пунктами 10, 12, 15, 16, 33 Положения установлены следующие требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.
Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно Акту обследования технического состояния одноэтажного жилого дома <адрес> г.Саранска, составленному экспертами Мордовского центра технической диагностики, экспертизы и реконструкции опасных производственных объектов ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», из-за отсутствия отмостки к фундаментам и грунтовому основанию периодически проникает влага от атмосферных осадков, талых води весенних паводков, что приводит к разрушению глинистых грунтов, способствует неравномерным осадкам фундаментов, в результате чего произошло деформирование здания. Имеется искривление горизонтальный линий цоколя, просадки фундаментов дома и деформирование стен. Имеются трещины в фундаментах и цокольной части.
Из-за гниения деревянных стульев и опорных столбов произошли перекосы стен и полов пристройки.
Стены деревянных пристроек в местах частого попадания воды в цокольной части имеют дефекты от гниения, расслоения, коробление.
Квартира № в аварийном состоянии после пожара. Бревенчатые стены дома имеют деформации и разрушения. Имеются вертикальные смещения и просадки до 10 см. Венцы стен в местах частого попадания воды через дефекты кровли и в цокольной части имеют разрушения от гниения. Искривление горизонтальных линий фасада, следы увлажнения и гнили на уровне нижнего окладного венца, у карниза и под оконными проемами. Трещины и отслоения большими пластами штукатурки. Перекос дверных и оконных косяков. Двери и окна не закрываются, некоторые отсутствуют. Продуваемость и промерзание стен, глубокие трещины в венцах и частичное поражение гнилью, щели. Теплоизоляция стен нарушена. Через трещины и дефекты проникает холодный воздух, в комнатах холодно. Стены деревянной пристройки в ветхом состоянии.
Чердачное помещение имеет поражение древесины перекрытий гнилью, проявление продольных и поперечных трещин, расслоение древесины. Зазоры и щели между досками наката, прогибы балок и настилов, большой физический износ. Потолки комнат дома и пристроев имеют прогибы и провисания от 5 до 7 см, искривления. Повышенная зыбкость перекрытий.
Имеются ослабления соединений и большие деформации и искривления стропильной системы. Элементы стропильной системы имеют участки загнивания древесины из-за дефектов кровли примыканий, растрескивание, имеются деформации и прогибы многих элементов. Прогибы в коньке до 15 см. Шиферная кровля имеет зазоры между листами, трещины, сколы, местами следы ремонта. Кровля дома и пристроев протекает во многих местах.
В некоторых комнатах полы разрушены и разобраны. Полы имеют перекосы до 15 см, прогибы и значительный износ. Поражение гнилью и жучком лаг, досок, опорных столбиков.
В доме отсутствуют санузлы, холодное и горячее водоснабжение, канализация.
Физический износ основных несущих и ограждающих конструкций и других элементов жилого дома согласно проведенного обследования составил 75 %.
На основании проведенного обследования и анализа технического состояния дома в целом экспертная комиссия пришла к следующему заключению.
Конструктивные особенности и техническое состояние основных несущих и ограждающих конструкций бревенчатого дома и пристроев № по <адрес>: участков фундаментов, стен, перекрытий и крыши не удовлетворяют требованиям строительных, теплотехнических, санитарно-гигиенических норм вследствие нарушения многих функциональных и эксплуатационных характеристик. Многие конструкции из-за длительной эксплуатации имеют значительный физический износ, дефекты, деформации. Многие конструкции повреждены пожаром.
Техническое состояние бревенчатых стен дома и пристроев - ветхое и частично аварийное. Техническое состояние стен пристроек - ветхое и аварийное. Техническое состояние перекрытий дома и пристроек - ветхое и частично аварийное. Конструкция и техническое состояние стропильной системы крыши дома и пристроя ограниченно-работоспособное, а частично аварийное. Большинство ненесущих элементов дома и пристроя (окна, двери, полы, кровля, электропроводка, печи) имеют ветхое и непригодное состояние. Следует обратить внимание, что капремонт или реконструкция бревенчатых стен и других ослабленных конструкций предполагает практически полную замену большинства до 65-80% конструкций (фундаментов, гнилых венцов и других несущих и ограждающих конструкций), то есть фактически полная разборка всего дома с последующим восстановлением.
В связи с чем экспертной комиссией сделаны выводы, что дом с пристроями имеет ветхое и аварийное состояние. При данном техническом состоянии дома и пристроев, а также ветхом и непригодном состоянии многих ненесущих конструкций и коммуникаций проведение капитального ремонта, реконструкции и восстановления считаем нецелесообразным, неэффективным и трудоемким. В целом дом с пристроями вследствие вышеуказанного для проживания не пригоден.
При этом правильность выводов, содержащихся в вышеуказанном Акте обследования, у суда не вызывает сомнений, поскольку они сделаны в результате натурного обследования технического состояния жилого дома, изучения технической документации по состоянию на 11 марта 2009 года и работы с нормативной документацией.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в результате значительного физического износа имеет недопустимый уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, вследствие чего подлежит признанию непригодным для проживания.
Таким образом, заключение межведомственной комиссии № 31/11 от 24 февраля 2011 года о необходимости и возможности проведения капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, является незаконным и необоснованным.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования прокурора Ленинского района г.Саранска, действующего в интересах Котловой Любови Васильевны, удовлетворить и признать недействительным заключение межведомственной комиссии при Администрации городского округа Саранск от 24 февраля 2011 года № 31/11 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Ленинского района г.Саранска, действующего в интересах Котловой Любови Васильевны, удовлетворить.
Признать недействительным заключение межведомственной комиссии при Администрации городского округа Саранск от 24 февраля 2011 года №31/11 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.П. Ерина