УИД 10RS0011-01-2019-011685-52
(№12-39/2020)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
16 января 2020 г. г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова Ирина Александровна, при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя муниципального казенного учреждения Петрозаводского городского округа «Служба заказчика» ФИО2 на постановление государственного инспектора Российской Федерации отдела государственного экологического надзора по Республике Карелия – ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в области охраны окружающее среды Управления Росприроднадзора по Республике Карелия №03.2-201(Э)-2019/ЮЛ от 28 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного учреждения Петрозаводского городского округа «Служба заказчика»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации отдела государственного экологического надзора по Республике Карелия – ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в области охраны окружающее среды Управления Росприроднадзора по Республике Карелия №03.2-201(Э)-2019/ЮЛ от 28 ноября 2019 г. муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа «Служба заказчика» (далее - МКУ «Служба заказчика») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 руб.
С таким постановлением не согласен законный представитель МКУ «Служба заказчика» ФИО2, в жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу, в случае признания судом вины учреждения - назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указывает, что МКУ «Служба заказчика» не является собственником сетей и выпусков ливневой канализации Петрозаводского городского округа, а также водопользователем Онежского озера. В июле 2019 г. до МКУ «Служба заказчика» доведены лимиты бюджетных обязательств, аукционы на оказание услуг по очистке локальных очистных сооружений с последующим обезвреживанием образующих отходов признаны несостоявшимися.
В судебное заседание законный представитель МКУ «Служба заказчика» ФИО2 не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Защитник МКУ «Служба заказчика» ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Росприроднадзора по Республике Карелия ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагала постановление законным и обоснованным.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно статье 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов).
В соответствии с частью 1 статьи 34, части 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны окружающей среды. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
На основании части 1 статьи 43.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 1). Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (часть 2). Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Применительно к эксплуатации водохозяйственной системы пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды»).
В силу пункта 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
Таким образом, сброс загрязняющих веществ, приводящий к превышению их предельно допустимых концентраций в водном объекте, безусловно является нарушением требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение.
Из материалов дела следует, что решением Невско-ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 23.10.2017 № 10-01.04.01.006-О-PCБX-Т-2017-00917/00 администрации Петрозаводского городского округа предоставлен в пользовании объект – Онежское озеро, в целях осуществления сброса сточных вод в районе набережной Варкауса, ул.Московская (выпуск №5).
Основанием для привлечения МКУ «Служба заказчика» к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что 4 апреля 2019г. в ходе обследования выпуска ливневой канализации г.Петрозаводска № 5 по ул.Московская выявлено загрязнение нефтепродуктами водного объекта - Онежского озера (протокол осмотра № 03.2-028(Э)-2019/ЮЛ от 04.04.2019) вследствие ненадлежащей очистки сточных вод локальными очистными сооружениями «СГП-Пром-50».
4 апреля 2019 г. на выпуске ливневой канализации г.Петрозаводска № 5 по ул.Московская осуществлен отбор проб воды, по результатам анализа и исследования проб установлено значительное превышение ПДК рыбохозяйственного водоема по нефтепродуктам в 280 раз, что подтверждается экспертным заключением филиала <данные изъяты> от 10 апреля 2019 г.
Кроме того, по факту отбора проб воды на выпуске ливневой канализации г.Петрозаводска №5 по ул. Московская 29 апреля 2019 г., по результатам анализа и исследования проб установлено значительное превышение ПДК рыбохозяйственного водоема по нефтепродуктам в 62 раза, что следует из экспертного заключения филиала <данные изъяты> от 06 мая 2019 г.
Согласно договору ссуды муниципального имущества Петрозаводского городского округа от 12.07.2016 №11 (с дополнительными соглашениями к нему) до выявления вменяемого правонарушения, администрация Петрозаводского городского округа передала МКУ «Служба заказчика» в безвозмездное пользование сети ливневой канализации Петрозаводского городского округа, в том числе выпуск сточных вод на ул.Московская в г.Петрозаводске №5, МКУ «Служба заказчика» приняло на себя обязанность по содержанию имущества в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации (пункт 2.3.2).
В силу пункта 2.2.6 устава МКУ «Служба заказчика» осуществляет обслуживание сетей ливневой канализации Петрозаводского городского округа, переданных Учреждению во временное безвозмездное пользование (ссуду).
Указанные обстоятельства и вина МКУ «Служба заказчика» в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 18 ноября 2019 г.; экспертными заключениями; актами отбора проб; протоколами результатов количественного химического анализа воды; объяснениями представителя администрации Петрозаводского городского округа и МКУ «Служба заказчика» от 15 апреля 2019 г.; протоколами осмотров от 4 и 29 апреля 2019 г.; протоколами взятия проб и образцов от 4 и 29 апреля 2019 г.; схемой обследования; схемой ливневой канализации по ул.Московской с указанием смотровых колодцев; техническим паспортом; техническим паспортом и инструкцией по монтажу и эксплуатации оборудования унифицированная система очистки производственно-ливневых сточных вод «СГП-Пром 50»; муниципальным контрактом от 19 июля 2010г.; договором ссуды муниципального имущества Петрозаводского городского округа от 12 июля 2016 г. с дополнительными соглашениями к нему; копией сертификата соответствия «СГП-Пром»; копией санитарно-эпидемиологического заключения №77.М0.01.485.П.00784.03.09 от 20 марта 2009 г. на «СГП-Пром»; муниципальным контрактом №0806300011818000359 на оказание услуг по очистке локальных очистных сооружений с последующим обезвреживанием образующихся отходов ИКЗ: 183100103319110010100100030130000000 от 30 ноября 2018 г., заключенным между МКУ «Служба заказчика» и <данные изъяты>; уставом МКУ «Служба заказчика», и другими материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу вышеприведенной нормы закона, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм возлагается на юридическое лицо.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие МКУ «Служба заказчика» всех зависящих от него мер по соблюдению вышеуказанных норм права. Представленные в ходе рассмотрения настоящей жалобы документы, появившиеся после даты совершения административного правонарушения, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
Доводы жалобы о недостаточности финансирования не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что МКУ «Служба заказчика» предпринимались меры, направленные на соблюдение требований к охране водных объектов, сведений об обращении в администрацию Петрозаводского городского округа о выделении денежных средств на очистку локальных очистных сооружений, увеличения лимитов бюджетных обязательств по соответствующей статье бюджетной классификации не представлено, в материалах дела не содержится.
Таким образом, обоснованность привлечения МКУ «Служба заказчика» к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Однако в части назначенного наказания постановление нельзя признать законным.
Как прямо закреплено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Санкцией части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение наказание на юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Судья считает, что назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 150000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в связи с чем, на основании части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приходит к выводу об изменении постановления в части назначенного наказания, наказание в виде административного штрафа в размере 150000 руб. следует снизить до 75000 руб.
Руководствуясь положениями статей 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации отдела государственного экологического надзора по Республике Карелия – ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в области охраны окружающее среды Управления Росприроднадзора по Республике Карелия №03.2-201(Э)-2019/ЮЛ от 28 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного учреждения Петрозаводского городского округа «Служба заказчика» изменить, снизив размер назначенного административного штрафа со 150000 руб. до 75000 руб., в остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова