Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1545/2023 ~ М-770/2023 от 13.03.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2023 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Кривоносовой Л.М.,

при секретаре Кашиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Лукьяновой Л.В. ИНН , заинтересованному лицу – МИФНС России № 21 по Самарской области о взыскании задолженности по страховых взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лукьяновой Л.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени. В обосновании своих требований указала, что административный ответчик Лукьянова Л.В. состояла на налоговом учете в МИФНС России № 21 по Самарской области в качестве адвоката по 15.11.2021г. и в соответствии с ч.1 ст.430 НК РФ, пп.2 п.1 ст.419 НК РФ обязан уплачивать страховые взносы. Однако, административный ответчик надлежащем образом не исполнил свои обязательства по уплате страховых взносов за расчетный период за 2021г, в связи с чем начислены пени и в адрес административного ответчика направлено требование об уплате страховых взносов и пени, которые добровольно не исполнены. Таким образом, административный истец – МИФНС России № 23 по Самарской области просил взыскать с Лукьяновой Л.В. недоимку по обязательным платежам на общую сумму 35443,63 руб., в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021г. в размере 26 778,32 руб. и пени в сумме 1 358,75 руб. за период с 13.11.2021 по 31.03.2022г., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021г. в размере 6 953,72 руб. и пени в сумме 352,84руб. за период с 13.11.2021 по 31.03.2022г.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела к участию в процессе привлечено заинтересованное лицо - МИФНС России № 21 по Самарской области.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Административный     ответчик Лукьянова Л.В., будучи извещенной надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности и ордеру Лукьянов В.П. в судебном заседании административные исковые требования не признал по основаниям, изложенных в письменных возражениях, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица – МИФНС России № 21 по Самарской области по доверенности Рябова К.С., будучи извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причину неявки суду не сообщила, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявляла, в прошлом судебном заседании административные исковые требования МИФНС России №23 по Самарской области поддержала и просила их удовлетворить, при этом дополнила, что требования ст.48 НК РФ по обращению с заявлением о выдаче судебного приказа мировому судье, а также по обращению с настоящим административным иском в районный суд после отмены судебного приказа, налоговым органом соблюдены, однако причину нарушения срока направления требования об оплате страховых взносов и пени административному ответчику, пояснить не смогла.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее административное исковое заявление в отсутствие указанных выше лиц.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, обозрев в судебном заседании административное дело № 2а-2277/2022 по заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Лукьяновой Л.В., суд полагает, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.

В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Согласно пп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

В соответствии со ст.419 Налогового кодекса РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Часть 1 ст. 432 предусмотрено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как усматривается из административного иска, что Лукьянова Л.В. ИНН состояла на учете в МИФНС № 21 по Самарской области с 28.05.2021 по 15.11.2021г.

В силу ст.432 НК РФ страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года, а согласно п.5 этой же статьи настоящего Кодекса, в случае прекращения статуса адвоката, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе адвоката.

Административный ответчик Лукьянова Л.В. надлежащим образом не исполнила свои обязанности по уплате страховых взносов за расчетный период 2021г., в связи с чем образовалась задолженность на обязательное медицинское страхование за 2021г. в размере 6 953,72руб. и на обязательное пенсионное страхование за 2021г. в размере 26 778руб.Согласно п.п. 1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п.3 ст.75 НК РФ). Пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. (п.5 ст.75 НК РФ).

Поскольку в установленный законом срок страховые взносы не уплачены Лукьяновой Л.В., то начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021г. в размере 1358руб. за период с 13.11.2021 по 31.03.2022, а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021г. в размере 352,84 руб. за период с 13.11.2021 по 31.03.2022

Пунктами 1 и 3 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

В абзаце 3 пункта 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 НК РФ» разъяснено, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.11.2011 № 8330/11, пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 названного кодекса. ( в данном случае пункта 2 статьи 48 НК РФ.

Аналогичные правовые позиции изложены Конституционным судом РФ в определении от 22.04.2014 № 822-О.

Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

В силу положений ч.6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом установлено, что адвокат Лукьянова Л.В. (в реестре № 63/728) в соответствии с п.1 ч.1 ст.17 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» прекратила статус адвоката 28.10.2021г. и удостоверение адвоката №720, выданное 30.06.2003г., признано недействительным, что подтверждено выпиской из протокола № 21-10 заседании Совета Палаты адвокатов Самарской области от 28.10.2021г., уведомление Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области № 63/04-6946 от 12.11.2021г.

Из административного иска усматривается, что МИФНС России №21 по Самарской области стало известно о прекращении административным ответчиком статуса адвоката 15.11.2021г., в связи с чем снята с налогового учета. Следовательно, в соответствии со ст. 432 НК РФ обязанность налогового органа направить в адрес требование об оплате страховых взносов возникла не позднее 30.11.2021г. Однако, требование об оплате страховых взносов за 2021г., пени №20729 было направлено в адрес административного ответчика лишь 01.07.2022г., то есть за пределами срока, установленного пунктами 1 и 3 статьи 70 НК РФ (более 7 месяцев).

При этом, довод административного ответчика о том, что требование об оплате страховых взносов за 2021г., пени в ее адрес не направлялось, суд считает необоснованным и голословным, так как опровергается материалами дела, из которых видно, что требование 20729 было выгружено через личный кабинет налогоплательщика 01.07.2021г. и прочитано последней 04.07.2022г.

Налоговый орган – МИФНС России № 23 по Самарской области 18.08.2022г. обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании вышеуказанной недоимки по страховым взносам за 2021г. и пени на общую сумму 35 443,63руб.

25.08.2022г. мировым судьей судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Самара Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Лукьяновой Л.В. вышеуказанной недоимки по обязательным платежам, который 16.09.2022г. был отменен, в связи с поступившими возражениями Лукьяновой Л.В. относительно исполнения данного приказа.

Таким образом, федеральным законом установлен срок направления требования об уплате недоимки по налогам, сборам и страховым взносам, соблюдение которого влияет на срок обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены, в суд в порядке искового производства, предусмотренном главой 32 КАС РФ, соответственно, пропуск налоговым органом срока обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих обратиться мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с учетом нарушения срока направления требования административному ответчику, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Лукьяновой Л.В. ИНН , заинтересованному лицу – МИФНС России № 21 по Самарской области о взыскании задолженности по страховых взносам и пени, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 25.05.2023г.

Председательствующий судья подпись Л.М. Кривоносова

Копия верна: судья

2а-1545/2023 ~ М-770/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Лукьянова Л.В.
Другие
МИФНС России №21 по Самарской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Кривоносова Л. М.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
13.03.2023Регистрация административного искового заявления
13.03.2023Передача материалов судье
16.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2023Предварительное судебное заседание
02.05.2023Судебное заседание
15.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее