№ 2-42/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2016 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Антроповой С.А., при секретаре Долидович С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федяева А.А. к Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края, Министерству образования Красноярского края о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Федяева (Соловьева) А.А. обратилась в суд с иском к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, Министерству образования Красноярского края, указав, что она и ее браться Соловьев А.А., 16.07.1987 года рождения, Соловьев А.А., 17.05.1994 года рождения остались без попечения родителей, т.к. их отец Соловьев А.В. умер 23.07.2000 года, мать Деньга М.Г. лишена родительских прав по решению суда от 02.11.2001 года. Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 21.11.2000 года Деньга Н.В. была назначена их опекуном. Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 13.02.2001 года № 166 на несовершеннолетних детей были назначены выплаты попечителю Деньга Н.В., которая проживала с подопечными в квартире по адресу: <адрес>. Так как Деньга Н.В. своего жилья не имела, проживала с малолетним сыном и несовершеннолетними Соловьевыми в съемной квартире, 16.07.2001 года она обратилась с заявлением в Администрацию ЗАТО г. Железногорск о предоставлении им жилого помещения. Отделом по делам семьи и детства Администрации ЗАТО г. Железногорск по запросу Администрации полная информация не была предоставлена в срок до 25.07.2001 года, поэтому данный вопрос не был решен, на жилищной комиссии не рассматривался. После чего Деньга Н.В. неоднократно обращалась в Администрацию ЗАТО г. Железногорск для постановки на учет и предоставления жилого помещения, но каждый раз не хватало какого-то документа, а когда срок предоставленных справок истекал, приходилось повторно их запрашивать. На неоднократные обращения жилое помещение им выделено не было. Начиная с 2002 года Отделом по делам семьи и детства собирались документы. В 2005 году Соловьев Александр и Соловьева Алена (истец) стали самостоятельно собирать документы для предоставления каждому жилого помещения, как нуждающимся в жилье по категории «дети-сироты». Совместно они обратились в жилищный отдел Администрации ЗАТО г. Железногорск, написали заявления. О результатах рассмотрения их заявлений, также заявлений Деньга Н.В. в тот период они не знали, от опекуна им было известно, что их семья состоит на учете в качестве нуждающихся на получение жилья. Несовершеннолетним Соловьеву А.А., Соловьеву А.А. жилье было выделено. После смерти Деньга Н.В. выяснилось в 2015 году, что заявления истицы в Администрации нет, Федяева (Соловьева) А.А. не была поставлена на учет в качестве нуждающейся. Ненадлежащее исполнение обязанностей по защите прав истицы допущено органом опеки и попечительства. Истица (с учетом уточнений исковых требований) просила признать пропущенный срок на подачу заявления в Министерство образования Красноярского края о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по уважительной причине, восстановить его. Обязать Министерство образования Красноярского края включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорск предоставить Федяевой А.А. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение площадью не менее 33 кв.м., с допусками, установленными ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 01.12.2000 г. №12-961 «О защите прав ребенка».
В судебном заседании истец Федяева А.А. и ее представитель Екименко Е.А. (по доверенности) поддержали иск в полном объеме, настаивая на его удовлетворении. Истец пояснила, что она и ее брат Александр в 2005-2006г.г., также она в 2007г. приходили в Администрацию ЗАТО г. Железногорск, оба написали заявление о постановке каждого на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как дети-сироты. Также, через год, когда она относила справку в отдел опеки и попечительства, там же написала, под диктовку сотрудницы, еще одно заявление о признании ее нуждающейся в жилом помещении, как малоимущей и сироты, оставила заявление у сотрудницы в отделе по делам семьи и детства. Оба ее брата получили жилье. В 2013 года по этому вопросу в отношении себя она вновь пришла в жилищный отдел Администрации, где еще раз написала два заявления, также собрала необходимые справки, стала ожидать получение квартиры, однако, при очередном обращении к ответчику в 2015 году выяснилось, что ее заявлений о постановке на учет на получение жилья нет, она не состоит на учете; работник Администрации ей посоветовала обратиться с иском в суд. За все это время никаких писем, сообщений из Администрации ЗАТО г. Железногорск она не получала.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Бачило А.Н. (полномочия по доверенности) иск не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, о том, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно лишь при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. От Федяевой А.А. в адрес Администрации ЗАТО г. Железногорск до достижения ею 23-летнего возраста письменное заявление о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении не поступало. Продление срока действия статуса лица из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством не предусмотрено.
В последнее судебное заседание представитель ответчика не прибыл, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица - Отдела по делам семьи и детства Администрации ЗАТО г. Железногорск в судебное заседание не прибыл. Допрошенная судом представитель Администрации ЗАТО г. Железногорск, также представитель третьего лица (полномочия по доверенности), ведущий специалист отдела по делам семьи и детства Коляскина Н.А. пояснила, что в соответствии с п.1 ст.6 Закона Красноярского края от 23.05.2006г. заявление о постановке на учет для выделения жилья подписывается ребенком с 14 лет. По имеющейся у них информации, истец знала, что попечитель не приняла мер по постановке ее на учет, эту информацию ей неоднократно сообщали, также разъясняли о необходимости принятия мер по постановке на учет. Федяева А.А. родила ребенка, жила с молодым человеком и утверждала, что ей не нужна квартира. По этим основаниям они с иском не согласны.
Представитель ответчика Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не прибыл, извещены надлежащим образом. Представитель ответчика Шрайнер Н.Б. (полномочия по доверенности) в письменном отзыве на иск указала, что в представленных Федяевой А.А. документах нет достаточных данных, указывающих на нарушение ее прав, просит в иске отказать, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему:
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно статье 40 (часть 2, 3) Конституции Российской Федерации конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье.
При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, является базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 5 вышеуказанного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ, с 01.01.2013г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (п.2 ст. 8 Закона).
Согласно п. п. 8 и 9 вышеуказанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Пунктом 4 статьи 8 Закона предусмотрено проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, в том числе если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии со статьей 57 (пункт 2 части 2) ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантировалось право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Согласно частям 3 и 5 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта) этих граждан общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
На основании вышеуказанных норм Закона, действовавших до 01.01.2013 года, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм обеспечивались дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. Указанное изменение распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу ФЗ N 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Аналогичные нормы закреплены в Законе Красноярского края от 02.11.2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка».
Согласно статье 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления указанными лицами, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 4).
Решение о предоставлении ребенку-сироте, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений краевой комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет, либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленных законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии письменного заявления (п. 11).
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров (п.14)
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» формирование и ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным Правительством Красноярского края органом исполнительной власти края в области образования.
Согласно пункту 5 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования. В список включаются указанная категория лиц, достигших возраста 14 лет, имеющих постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании представленных соответствующих документов.
В силу п. 3.52 Положения о Министерстве образования Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 706-п, формирование и ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, относится к компетенции Министерства образования Красноярского края.
Согласно п. 17 ст.17 Закона «О защите прав ребенка» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст.17 Закона, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 20.12.2012 г. №3-977 «О внесении изменений в Закон «О защите прав ребенка» действие положений ст.17 Закона «О защите прав ребенка» распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Закона (с 01.01.2013 года), в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения».
В соответствии с п. «ж» части 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 государственные полномочия, передаваемые в соответствии с п.1 ст.1, включают в себя приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решения судебных органов.
Таким образом, в полномочия Министерства образования Красноярского края входит формирование и ведение списка, в соответствии с которым осуществляется в порядке очередности предоставление жилых помещений указанным лицам.
Полномочия по предоставлению жилого помещения вышеуказанной категории граждан возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края, в данном случае на Администрацию ЗАТО г. Железногорск Красноярского края за счет средств бюджета края, выделяемых на эти цели для указанной категории граждан.
Гарантируемая лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23 -летнего возраста.
Следовательно, если лицо из этой категории граждан до достижения возраста 23 лет заявило о своем намерении получить гарантированную государством меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем, обратилось в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но по независящим от него причинам не было поставлено на учет, оно не может считаться утратившим право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Также, согласно рекомендациям Министерства образования и науки, дети-сироты должны обеспечиваться жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Законом от 29.02.2012г. №15-ФЗ, независимо от возраста: «Не может являться препятствием к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до 01.01.2013 года на учете как нуждающиеся в жилье. Законодательством РФ не предусматривалось для лиц указанной категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в редакции ФЗ до 01.01.2013г. указанным гражданам жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди … отсутствие лица на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма до 01.01.2013 года не лишает его права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новым порядком, введенным с 01.01.2013 года. Установление законом субъекта РФ порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определения перечня документов, которые должны быть предоставлены, органа, в который должны быть предоставлены соответствующие документы и т.п.».
По своей сути, формирование субъектом РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом предусмотренного статьей 12 ГПК РФ принципа состязательности сторон и положений части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Федяева (Соловьева) А.А. относилась к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справкам Главы сельсовета от 30.12.2001 года № 142, председателя СХПК «Колхоз Рассвет», родители Соловьевых - Деньга М.Г. и Соловьев А.В. вместе с детьми: Соловьевым А.А., Соловьевой А.А. (истцом), Соловьевым А.А., Деньга Н.В. проживали с 1997 года в дер. Пакуль Большемуртинского района Красноярского края по адресу: ул. Лесная, д. 27 кв. 2, где все они были зарегистрированы с 23.09.1997 года (согласно сведениям ПВО от 11.04.2005г.), собственного жилья не имели.
Несовершеннолетние: Соловьев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Соловьев А.А. (в настоящее время Федяева А.А.) А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Соловьев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения остались без попечения родителей после смерти отца Соловьев А.А. (ДД.ММ.ГГГГ) и лишения их матери Деньга М.Г. родительских прав по решению Железногорского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ (вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетними Соловьевым А.А., Соловьевым А.А., также Соловьевой А.А., временно, до устройства их дальнейшей судьбы, была установлена опека. Опекуном назначена Деньга Н.В. (их родная сестра).
В дальнейшем каких-либо иных, новых постановлений в этой части ответчиком принято не было, опекун осуществляла свои обязанности по данному постановлению, в отношении истицы до ее совершеннолетия.
Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 13.02.2001 года № 166 назначены Деньга Н.В. ежемесячные выплаты денежных средств на подопечных Соловьева А.А., Соловьеву А.А., Соловьева А.А. для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, на питание, исходя из установленных норм.
Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 14.12.2001 года № 1906 назначены Деньга Н.В. ежемесячные выплаты денежных средств на содержание Соловьева А.А., Соловьеву А.А., Соловьева А.А. в порядке и размере, установленном Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992г., с 12.11.2001 года.
По достижении истицей совершеннолетнего возраста, по постановлению Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 15.11.2007 года № 1172п назначена выплата денежных средств Соловьевой А.А., 06.11.1989 года рождения, для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, на питание, исходя из установленных норм. Данная денежная выплата Соловьевой А.А. прекращена постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 24.08.2010 года № 1284 с 01.07.2010 года.
Согласно свидетельству о заключении брака, ДД.ММ.ГГГГ Соловьев А.А. вступила в брак с Федяевым С.И., после заключения брака жене присвоена фамилия «Федяева».
Опекун несовершеннолетних Соловьев А.А. - Деньга Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, что подтверждается записью акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (по запросу суда).
Установлено, что на момент установления опеки над совершеннолетними Соловьевыми у опекуна Деньга Н.В., имевшей своего малолетнего ребенка, жилья в собственности и социальном найме не имелось, что подтверждается также пояснениями представителя ответчика, Уведомлением об отсутствии в ЕГРП таких сведений от 18.12.2013 года № 01/389/2013-600. Опекун и ее подопечные (также истица) на момент установления опеки проживали на жилплощади по <адрес> где Соловьева А.А. (истица) временно была зарегистрирована в период с 03.01.2001 года по 29.05.2001 года. После чего Деньга и Соловьевы временно проживали в различных жилых помещениях, которые опекун арендовала.
Несовершеннолетние Соловьевы также не имели жилья (жилых помещений) в собственности, что подтверждается вышеуказанными справками Главы сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, председателя СХПК «Колхоз Рассвет» о том, что их родители Деньга М.Г. и Соловьев А.В., не имея собственного жилья, проживали в д. Пакуль Большемуртинского района Красноярского края по вышеуказанному адресу в квартире, принадлежащей СХПК «Колхоз Рассвет»,
Ответчик Администрация ЗАТО г. Железногорск не признает иск, ссылаясь на то, что Деньга Н.В. не обращалась с заявлением о постановке на учет на получение жилья для себя и опекаемых несовершеннолетних Соловьевых; также и истица не обращалась с заявлением о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «ребенок-сирота» и лица из их числа, что следует из представленных в материалах дела: письменной информации руководителя Управления градостроительства Добролюбова С.Н. от 03.12.2015 года и копии служебной записки заместителя руководителя Управления градостроительства Каверзиной С.В. от 12.08.2015 года на имя начальника отдела по делам семьи и детства Управления ВКМиСП Вершининой Г.И.
По сообщению ответчика, с заявлениями о принятии на принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма по категории «ребенок-сирота и лица из их числа» обратились ДД.ММ.ГГГГ Соловьев А.А. и ДД.ММ.ГГГГ Соловьев А.А.. Решением Единой жилищной комиссии при Администрации ЗАТО г. Железногорск от ДД.ММ.ГГГГ № Соловьев А.А. предоставлено жилое помещение (договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №); решением Единой жилищной комиссии при Администрации ЗАТО г. Железногорск от ДД.ММ.ГГГГ № Соловьев А.А. предоставлено жилое помещение (договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №).
Данные доводы стороны ответчика о том, что опекун и истица не обращались с заявлениями о предоставлении жилья, постановке на учет опровергаются имеющимися в материалах дела документами, полученными истцом из Отдела семьи и детства Управления ВКМиСП:
- сообщениями Государственного регистратора прав об отказе в предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ №№.2002-231, 5.2002-232 в отношении Деньга Н.В. (опекуна), Деньга П.Д. (ее сына),
- сообщениями директора МУП «БТИ» от 14.02.2002г. №№ 783-787 об отсутствии квартир на территории МО ЗАТО г. Железногорск в собственности граждан Соловьева А.А., Соловьева А.А., Соловьевой А.А., Деньга Н.В., Деньга П.Д.,
что подтверждает утверждения стороны истца, пояснения истицы в этой части, о том, что 16.07.2001 года Деньга Н.В. обращалась с таким заявлением к ответчику,
- ходатайством начальника ЦМСЧ-51 Мельникова Г.Я. от 31.05.2002 года на имя начальника УМЖФ Администрации ЗАТО г. Железногорск Калужской С.В. о необходимости в порядке исключения выделить комнату в семейном общежитии семье младшей медсестры родильного отделения Деньга Н.В., одинокой матери и опекуну троих детей,
- и свидетельством о временной регистрации с 01.06.2001г. по 01.06.2002г. по месту пребывания: <адрес>62, согласно которому Деньга Н.В. и вместе с ней по данному адресу зарегистрированы дети до 14 лет: Деньга П.Д. (сын), также Соловьев А.А., Соловьева А.А., Соловьев А.А.,
что свидетельствует о крайней нуждаемости в жилом помещении в тот период семьи опекуна - Деньга и Соловьевых,
- также, выпиской из домовой книги от 14.07.2005г., согласно которой Деньга Н.В., ее малолетний сын Деньга П.Д., также Соловьев А.А., Соловьева А.А. (истица) имели регистрацию, где проживали, по адресу: <адрес> (квартиросъемщик Норова Е.Ф.) в периоды с 26.06.2001г. по 03.08.2002г., с 08.07.2003г. по 24.09.2006г.,
- запросом председателя Комитета по вопросам семьи, детства, материнства, отцовства и детства Вершининой Г.И. от 31.03.2005 № 238 на имя начальника ПВС УВД о предоставлении информации «для решения вопроса защиты жилищных прав несовершеннолетних» в отношении Соловьева А.А., Соловьевой А.А. (истицы), Соловьева А.А. о проведении документирования, регистрации в других территориях по прежнему месту жительства, в котором указано, что данные сведения необходимы для постановки Соловьева А.А., Соловьевой А.А. (истицы) в очередь с целью получения жилой площади,
- информацией зам.начальника ПВО УВД г. Железногорск о том, что в декабре 2004 года в ПВО УВД г. Железногорск по поводу документирования паспортами обратились несовершеннолетние Соловьев А.А., Соловьева А.А., зарегистрированные по месту пребывания по адресу опекуна: <адрес>. Согласно сведениям, полученным из Большемуртинского района, жилая площадь за Соловьевыми не закреплена,
- кроме того, письмом начальника Управления муниципального жилищного фонда Администрации ЗАТО г. Железногорск Калужской С.В. от 19.07.2001 года № 860 в отдел опеки и попечительства несовершеннолетних детей (л.д. 141) о необходимости предоставления до 25.07.2001 года полной информации по установлению опеки над несовершеннолетними Соловьевыми (на чьей жилплощади зарегистрированы и с кем фактически проживают дети) для рассмотрения на Единой жилищной комиссии жилищного вопроса Деньга Н.В.
В связи с чем, судом направлен соответствующий запрос в Администрацию ЗАТО г. Железногорск, на который Глава администрации Пешков С.Е. письмом от 24.02.2016 года № 01-47/809 сообщил, что на заседании жилищной комиссии в 2001 году заявление Деньга Н.В. не рассматривалось. Документы по переписке с гражданами, журналы учета входящей и исходящей корреспонденции по истечении пятилетнего срока уничтожены, заявление Деньга Н.В. от 16.07.2001 года и другие документы представить невозможно.
Таким образом, анализ совокупности указанных письменных доказательств показал, что Администрацией ЗАТО г. Железногорск, у которой имелось заявление Деньга Н.В. от 16.07.2001 года, в этой связи направлялись запросы в соответствующие органы на всех лиц – Деньга и Соловьевых с тем, чтобы поставить несовершеннолетних, относящихся к категории «детей-сирот», на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
При этом, как установлено, Соловьев А.А. и Соловьев А.А. (каждый) в настоящее время получили жилье по договорам социального найма, тогда как соответствующие запросы в различные органы направлялись ответчиком также и в отношении истицы.
Допрошенная судом свидетель Кротова С.А. также подтвердила, что Деньга обращалась с заявлением по поводу жилья в Администрацию.
Истец и свидетель Соловьев А.А. в судебном заседании категорично настаивали на том, что не только Деньга Н.В., но и лично Федяева (Соловьева) А.А. неоднократно, до достижения ею 23-летнего возраста, обращалась к ответчику с такими заявлениями, также одновременно с Соловьевым А.А., заявление которого ответчиком было рассмотрено по существу.
Данные обстоятельства не опровергнуты Администрацией ЗАТО г. Железногорск надлежащими доказательствами.
Кроме того, судом проанализированы следующие доказательства (в материалах дела):
- согласно вышеуказанной справке директора МУП «БТИ» от 14.02.2002 года № 785, Соловьева А.А. квартиру на территории МО ЗАТО г. Железногорск не приватизировала, квартир в собственности не имеет, то есть данная информация дана конкретно в отношении запрашиваемого лица – истицы,
- также, в ответе начальника ФГУП «Ростехинвентаризация» по Железногорскому отделению Красноярскому краю от 07.09.2006г. № 2439/939 заместителю руководителя Управления ВКМиСП Вершининой Г.И. (на запрос от 04.09.2006 года № 28-582) сообщается информация не только на Соловьева А.А., Соловьева А.А., но и по Соловьевой А.А. (истицы), о том, что по состоянию на 07.09.2006 года они не имеет зарегистрированного недвижимого имущества, и, отдельно, Соловьева А.А.,
- в ответе Государственного регистратора по г. Железногорску от 06.09.2006 года (по запросу Администрации от 01.09.2006 года № 01-19/2871) сообщается об отсутствии в ЕГРП на территории ЗАТО Железногорск сведений о регистрации прав на недвижимое имущество (право собственности, иные вещные права на объекты недвижимого имущества) на имя Соловьева А.А., Соловьева А.А. и также (отдельно) на имя Соловьевой А.А.,
- письмом Главы ЗАТО г. Железногорск Баховцева Г.Я. от 29.06.2007г. № 01-19-02/355 начальнику отдела по делам семьи и детства Управления ВКМиСП Вершининой Г.И., где сообщается об отказе в постановке Соловьева А.А. на учет для предоставления жилого помещения в связи с отсутствие справок из Регпалаты и Ростехинвентаризации, справок из Администрации Большемуртинского района, заявлений в адрес краевой комиссии о предоставлении жилья, указывается на отсутствие аналогичных документов на Соловьева А.А. и также на Соловьеву А.А.
Дальнейшие действия ответчика о направлении соответствующих запросов в отношении истицы в различные органы подтверждают то, что данная деятельность проводилась в рамках имеющегося заявления истицы, которая, как она утверждает, подала такое заявление также и в 2007 году:
- запрос начальника отдела по делам семьи и детства Управления ВКМиСП Вершининой Г.И. от 12.07.2007г. б/н на имя руководителя КУМИ ЗАТО г. Железногорск Машковцевой Е.В. о необходимости получения информации о наличии/отсутствии права пользования жилым помещением по договору социального найма на территории ЗАТО Железногорск у граждан Соловьева А.А., Соловьева А.А., также Соловьевой А.А. с тем, чтобы «поставить данных граждан – из числа детей-сирот на учет для приобретения жилья»,
- аналогичный запрос Главы ЗАТО г. Железногорск от 16.07.2007г. № 01-21/836 Главе администрации Большемуртинского района и в отношении истицы Соловьевой А.А. - по Большемуртинскому району,
- запрос Главы ЗАТО г. Железногорск от 17.07.2007г. № 01-21/841 в ФМС по Красноярскому краю в Большемуртинском районе «в целях защиты жилищных прав детей-сирот» о предоставлении сведений о наличии/отсутствии регистрации на территории Большемуртинского района у Соловьевых, также Соловьевой А.А., и закреплено ли за ними право пользования жилым помещением,
- запрос Главы ЗАТО г. Железногорск от 17.07.2007г. № 01-21/842 руководителю ФГКП «Ростехинвентаризация» в Большемуртинское отделение в целях защиты жилищных прав детей-сирот о предоставлении сведений о регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок на территории Большемуртинского района у Соловьевых, также истицы Соловьевой А.А.,
На запрашиваемые сведения получена соответствующая информация:
- ответ Государственного регистратора Большемуртинского отдела Красноярского края от 24.07.2007 года (по запросу Администрации ЗАТО г. Железногорск от 17.07.2007 года № 01-21/840), в котором сообщается об отсутствии в ЕГРП на территории Большемуртинского района сведений о регистрации прав на недвижимое имущество (право собственности, иные вещные права на объекты недвижимого имущества) на имя Соловьевой А.А. (истицы),
- письмо руководителя КУМИ Машковцевой Е.В. от 23.07.2007г. № 20-86/2926 на имя начальника отдела по делам семьи и детства Управления ВКМиСП Вершининой Г.И. об отсутствии права пользования жилым помещением по договору социального найма на территории ЗАТО Железногорск у граждан Соловьева А.А., Соловьева А.А. и также Соловьевой А.А. (истицы).
Таким образом, суд считает установленным, что Деньга Н.В. на момент вынесения постановления об установлении опеки над несовершеннолетними Соловьевыми и в последующем не имела жилья в собственности или найме, испытывала особую нуждаемость в жилом помещении, по поводу чего 16.07.2001 года, как установлено, она обращалась с заявлением в жилищную комиссию Управления муниципального жилищного фонда Администрации г. Железногорск на улучшение жилищных условий, получении жилья не только для своей семьи, но и для Соловьевых. В связи с чем, начальник управления муниципального жилищного фонда Администрации ЗАТО г. Железногорска запрашивала соответствующие документы в отделе опеки и попечительства несовершеннолетних детей, для решения жилищного вопроса Деньга Н.В., приложив ксерокопию заявления Деньга Н.В., которое ответчик суду не представил, утверждая, что заявлений Деньга Н.В. ответчику не было.
В настоящее время, учитывая позицию ответчика, также то, что Соловьевы в этот период были несовершеннолетними, выяснить данные обстоятельства детально не представляется возможным в связи со смертью Деньга Н.В.
При этом, суд учитывает тот факт, что Администрация запрашивала такие сведения, также и на истицу.
В подтверждение того, что третье лицо Отдел по делам семьи и детства, ответчик знали о необходимости постановки Федяевой (Соловьевой) А.А. на учет для приобретения жилья по категории «дети-сироты», служит содержание вышеуказанных запросов (в т.ч. от 12.07.2007г. № б/н в КУМИ), также полученная ответчиком на его запросы указанная информация из госорганов, письмо Агентства образования администрации Красноярского края на имя Главы администрации г.Железногорска от 20.03.2008г. №2072 о том, что документы Соловьева А.А. не могут быть представлены на рассмотрение краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений в связи с отсутствием справок из госорганов заявления в краевую комиссию о предоставлении жилого помещения и аналогичных документов на Соловьеву А.А., о чем Глава Администрации ЗАТО г.Железногорск сообщает третьему лицу (19.06.2007г. №01-19-02/355).
Сторона ответчика, утверждая, что истец в 2007 году извещалась и знала о необходимости прибыть в отдел по делам семьи и детства для консультации и принятии ее на учет на предоставление жилого помещения по договору соцнайма, но этим не воспользовалась, ссылается на письмо ведущего специалиста отдела по делам семьи и детства Стариковой И.В. в адрес Соловьевой А.А. от 27.12.2007 года № 28-901, копия которого находится в материалах дела.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, письма направлялись истцу простой корреспонденцией, доказательств переписки и получения письма истицей у них нет, журналы уничтожены по истечении времени.
Суд также учитывает, что данное письмо от ДД.ММ.ГГГГ № на имя Соловьевой А.А. направлено по адресу: <адрес>, однако в указанный период истица была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес> (с 18.09.2007г. по 17.09.2009г.), что подтверждается справкой-выпиской из домовой книги и финансово-лицевого счета от 08.11.2007г. Соответственно, это подтверждает пояснения истицы о том, что такое письмо она не получала.
Исходя из вышеизложенного, проанализировав совокупность исследованных представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о том, что Соловьева А.А., оставшаяся без попечения родителей в возрасте до 18 лет и не имеющая жилого помещения, до достижения ею возраста 23 лет лично сама и через своего опекуна Деньга Н.В. неоднократно заявляла о своем праве на постановку на учет как нуждающейся в обеспечении жилым помещением по категории «детей-сирот», но в силу ненадлежащего выполнения обязанностей по защите прав несовершеннолетних граждан работниками Отдела по делам семьи и детства, при отказе органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о чем она не была осведомлена надлежащим образом, истица была лишена этого права, гарантированного государством.
Истица относится к категории граждан «детей-сирот», которым требуется социальная поддержка и помощь государства в лице государственных органов, наделенных такими полномочиями. Ответчик и третье лицо были изначально осведомлены о нуждаемости опекуна и подопечных Соловьевых в жилье, но не предприняли все исчерпывающие меры, чтобы защитить права ребенка-сироты – Соловьеву А.А.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
У истицы, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент вступления в законную силу Закона N 15-ФЗ при указанных обстоятельствах имелось нереализованное право на обеспечение жилым помещением.
Исходя из положений статьи 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», документы для включения в список очередников представляются в уполномоченный орган местного самоуправления, который, в случае их не предоставления, самостоятельно запрашивает с использованием межведомственного информационного взаимодействия эти документы, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, а затем формирует учетное дело, приобщает к нему заявление, необходимые документы, направляет заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования.
Предоставление жилых помещений указанной категории осуществляется в порядке очередности, сформированный в соответствии со списком.
Поскольку до достижения возраста 23 лет истицей предпринимались неоднократные меры для получения жилого помещения, факт личного обращения Федяевой (Соловьевой) А.А. к ответчику в 2005, 2006, 2007г.г. (вместе с братом Соловьевым А.А.) ответчиками не опровергнут, указанные обстоятельства свидетельствуют об уважительной причине несвоевременной постановки Федяевой А.А. на учет нуждающихся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она узнала о нарушении своего права лишь в 2015 году, обратилась с заявлением о выдаче ей документов, также решений жилищной комиссии.
Установлено, что истица до настоящего времени не имеет в собственности жилого помещения. Зарегистрировав брак 08.07.2011 года, Федяева (Соловьева) А.А. проживала в семье супруга по адресу: <адрес>68, где была зарегистрирована с 07.12.2012г. по 02.07.2013г., затем в период с 06.08.2013г. по 31.10.2014г. с супругом и ребенком проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает с семьей по адресу: <адрес>. Истица имеет двоих детей: сына Тихона, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына Егора, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Вследствие этого, сначала вынашивая детей, а затем, исполняя материнские обязанности, ухаживая за малолетними детьми, истица, по мнению суда, объективно не имела возможности в эти периоды лично собрать необходимые документы и вновь обратиться к ответчикам с заявлением о постановке на учет на получение жилья.
Следует учесть также и то обстоятельство, что Деньга Н.В., 01.01.1981 года рождения, на момент назначения ее опекуном троих несовершеннолетних детей, сама являлась матерью-одиночкой в возрасте 19 лет, имела собственного малолетнего ребенка, при этом, не имея жилья в собственности или найме (как и у опекаемых), она работала санитаркой в ЦМСЧ-51 и крайне нуждалась в посторонней помощи и поддержке, причем не только материально, но в жилищном вопросе.
Вышеуказанными положениями закона органы местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны осуществлять меры по реализации права ребенка на жилое помещение. Именно на органы местного самоуправления возложена обязанность предоставления жилой площади детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, для чего им предоставляются средства из краевого бюджета.
В данном случае работники Администрации, обязанные проявлять заботу и внимание, своевременно, оперативно оказывать любую помощь этой категории социально незащищенных лиц, проявили равнодушие, не поддержали данную семью и не оказали своевременно активную помощь, также истице.
Доводы стороны ответчика о том, что до достижения 23 летнего возраста согласно закону письменное заявление от истицы о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении с представлением всех необходимых документов не поступало, продление срока действия статуса лица из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством не предусмотрено, являются несостоятельными, поскольку установлено, что истец самостоятельно в 2005-2007гг. предпринимала меры к постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а затем по объективным причинам не имела возможности обратиться к ответчику для реализации своих жилищных прав в связи с указанными обстоятельствами, также не предоставлением ей такой информации попечителем, органами опеки и попечительства, то есть в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по защите прав истца в тот период, когда она была несовершеннолетней.
Уполномоченные органы были обязаны своевременно оказать необходимую помощь опекуну, истице в получении необходимых документов, своевременно и сразу по их обращениям (истицей лично в 2005-2007г.г.) поставить истицу на учет нуждающихся в получении жилого помещения, выделить ей жилье по достижении возраста 18 лет, когда она имела право на внеочередное получение жилья (в прежней редакции Закона), включить ее в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку отсутствие истца в сводном списке лишило ее законного права на обеспечение государством жилым помещением.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нарушенные права истицы подлежат восстановлению, срок на подачу истцом заявления о включении в список лиц данной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещения, подлежит восстановлению.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федяева А.А. к Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края, Министерству образования Красноярского края удовлетворить.
Восстановить Федяева А.А. срок на подачу заявления о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Министерство образования Красноярского края включить Федяева А.А. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования ЗАТО г. Железногорск Красноярского края.
Обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорск Красноярского края предоставить Федяевой Алене Александровне жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в виде квартиры, общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в границах г. Железногорск ЗАТО Железногорск Красноярского края за счет средств бюджета Красноярского края, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа; заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 02 августа 2016 года.
Судья Железногорского городского суда С.А. Антропова