РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2022 г. с. Чара
Каларский районный суд
Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Хапова М.В.,
при секретаре Десятовой И.В.,
с участием прокурора Малютиной Т.Р.,
представителя Управления Росгвардии по Забайкальскому краю Якимовой Н.П. действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-67/2022 по исковому заявлению прокуратуры Каларского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4», администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края об обязании МОУ " Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4" оборудовать здание школы турникетом, ручным или стационарным металлоискателем, обеспечить охрану здания и установку средств передачи тревожных сообщений, администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края - выделить финансирование для исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка в сфере антитеррористической защищенности объектов образования на территории Каларского муниципального округа, в ходе которой установлено, что в здании МОУ «Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4» по адресу с.Куанда ул.Энтузиастов д. 4 в нарушение требований, установленных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006, не обеспечена охрана здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в здании не оборудована система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, отсутствует турникет и ручные или стационарные металлоискатели. Указанное ведет к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении. Истец с учетом уточненных исковых требований просит суд обязать МОУ «Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4» в срок до 01.09.2022 г. оборудовать центральный вход здания школы турникетом, ручными или стационарными металлоискателями, обеспечить охрану здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, организовать работы по оборудованию системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края - профинансировать в МОУ «Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4» установку системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, турникета на центральном входе здания школы, ручных или стационарных металлоискателей и обеспечение охраны здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебном заседании установлено следующее.
Прокурор Малютина Т.Р. поддержала уточненные исковые требования, просила суд их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении. Не настаивала требованиях в части оборудования центрального входа здания школы ручными или стационарными металлоискателями в связи с исполнением требований прокурора.
Представитель Управления Рогсвардии по Забайкальскому краю Якимова Н.П. находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Представители ответчиков МОУ «Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4» и администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края явку в судебное заседание не обеспечили, надлежаще извещены судом о времени и месте рассмотрения дела, просят рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, непосредственно перед судебным заседанием представитель МОУ «Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4» представил в суд фотоотчет, что в школе установлен металлообнаружитель стационарный арочный многозонный МТД-КА-01. Представили возражения относительно требований прокурора в которых иск не признают по изложенным основаниям.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав и проанализировав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положения Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся, что закреплено в п. 15 ч. 3 ст. 28 названного Федерального закона.
Пунктом 2 ч. 6 указанной статьи установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии с пунктами 1, 3, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей).
Согласно п.п. 16, 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, паспорт безопасности является информационно - справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей. Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.
Исходя из смысла п. 10 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, либо место общего пользования в здании, сооружении, на которых при определенных условиях может одновременно находиться от 50 человек и более.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Согласно подпунктам «а,в» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В силу п.20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; е) организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями; ж) осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей; з) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
В соответствии с пп. «б, в, г, д» п. 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), оснащения объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Каларского района проведена проверка соблюдения законодательства МОУ «Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4» об антитеррористической защищенности данного образовательного учреждения, в ходе которой выявлены нарушения требований Федеральных законов от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Согласно материалам дела МОУ Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4, объект относится к третьей категории опасности; в нарушение вышеуказанных положений федеральных законов в МОУ «Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4» не обеспечена охрана здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, школа не оборудована системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ.
Из анализа содержания Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. №1006, суд приходит к выводу о необходимости физического присутствия сотрудников охранных организаций в зданиях образовательных учреждений. Иные, не требующие физического присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в п. 24 указанного Постановления, а мероприятия, указанные в п. 25 данного Постановления, являются дополнительными; необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.
При этом в силу п. 17 Постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 №1006 подп. «б» п. 25, признающего такое присутствие обязательным.
Кроме того, школа в силу приведенных выше положений законодательства должна быть оборудована именно системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, а не тревожной кнопкой с выводом на частное охранное предприятие.
Возможность оборудования передачи тревожных сообщений в подразделение войск Национальной гвардии РФ имеется, доказательств обратному суду не представлено.
В этой связи, рассматривая заявленные требования прокурора, суд приходит к выводу об их удовлетворении в полном объеме, так как не обеспечение в полном объеме комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних - учащихся МОУ Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4 на образование в безопасных условиях.
Пунктом 32 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п.3 ст.5 названного Закона, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из пункта 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный округ наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению и антитеррористической и противопожарной защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Учредителем МОУ Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4 является администрация МР «Каларский район».
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Источником финансового обеспечения МОУ Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4 являются субсидии из бюджета МР «Каларский район».
При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными требования прокурора о возложении на администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края обязанности профинансировать в Муниципальном общеобразовательном учреждении Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4 установку системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, турникета на центральном входе здания школы, ручных или стационарных металлоискателей и обеспечение охраны здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Каларского района к Муниципальному общеобразовательному учреждению Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4, администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края, удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4 в срок до 01.09.2022 г. оборудовать центральный вход здания школы турникетом, обеспечить охрану здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; организовать работы по оборудованию системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ.
Обязать администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края профинансировать в Муниципальном общеобразовательном учреждении Куандинская общеобразовательная школа-интернат №4 установку системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, турникета на центральном входе здания школы и обеспечение охраны здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Каларского
районного суда М.В.Хапов
Решение суда изготовлено в окончательной форме 02 марта 2022 г.
УИД №