Дело № 2-704/2018
Решение
Именем Российской Федерации
г. Канск Красноярского края 12 сентября 2018 года
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Конищевой И.И., при секретаре Ляпуновой О.В.,
с участием:
- прокурора - помощника Канского межрайонного прокурора Бархатовой А.В., законного представителя истца Пацуковой В.М., представителя ответчика Зиминой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Пацуковой Анастасии Николаевны к Управлению социальной защиты населения администрации Канского района о социальной защите инвалида,
установил:
Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах Пацуковой А.Н., обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Канского района, в котором просит решение Управления социальной защиты населения администрации Канского района о прекращении предоставления мер социальной поддержки Пацуковой Анастасии Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% признать незаконным и отменить, возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Канского района возобновить предоставление мер социальной поддержки Пацуковой Анастасии Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% с 01.09.2016.
Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований социального законодательства о социальной защите, в ходе которой установлено следующее. Пацукова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом 2 группы, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. 22.04.2008 Пацукова А.Н. обратилась в УСЗН администрации Канского района с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации в размере 50% расходов по оплате коммунальных услуг. С 01.04.2008 Пацуковой А.Н. назначены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации в размере 50% расходов по оплате коммунальных услуг. С 01.09.2016 УСЗН администрации Канского района принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки Пацуковой А.Н. в связи с имеющейся задолженностью по оплате коммунальных услуг. Полагает, что решение УСЗН администрации Канского района, в части прекращения выплаты мер социальной поддержки является незаконным, противоречащим нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, поскольку выплата предусмотренных законодательством льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг не может быть прекращена инвалидам на основании того, что у них имеются задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Бархатова А.В. поддержала исковое заявление по изложенным в иске доводам.
Законный представитель материального истца Пацукова В.М. в судебном заседании поддержала исковое заявление по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Канского района Зимина Н.И. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что действия органа социальной защиты населения законны, меры социальной поддержки предоставляются при отсутствии задолженности по коммунальным услугам, Пацукова А.Н. за коммунальные услуги не платит.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит, исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Исходя из ст. 7 Конституции РФ следует, что Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам 1 и 2 групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Как установлено в судебном заседании, Пацукова А.Н. является инвалидом 2 группы - инвалидность с детства пожизненно, в подтверждение представлена справка МСЭ № 0001991796 от 26.03.2008.
Пацукова А.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта.
С 01.04.2008 на основании заявления Пацуковой А.Н. назначены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации в размере 50% расходов по оплате коммунальных услуг.
С 01.09.2016 УСЗН администрации Канского района принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки Пацуковой А.Н. в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца, о чем последней было сообщено путем направления уведомления от 19.09.2016.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2-10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона Красноярского края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образованию). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как следует из определения Верховного Суда РФ от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24 «Об отмене решения Красноярского краевого суда от 29.01.2015 и признании недействующими отдельных положений пункта 1 статьи 13 и пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг"» при обращении инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов за предоставлением мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, орган социальной защиты населения не имеет право требовать в обязательном порядке документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и копии соглашения по погашению такой задолженности в случае ее наличия.
Таким образом, из содержания указанных положений Закона края следует, что для указанной категории граждан - инвалидов в том числе, установлен ежемесячный заявительный порядок подтверждения затрат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то есть введены дополнительные обязанности по предоставлению документов, не предусмотренные действующим законодательством, выплату указанных мер в установленном федеральным законом размере законодатель Красноярского края ставит в зависимость от исполнения данной категорией граждан перечисленных в Законе края обязанностей, тогда как вышеперечисленным федеральным законодательством таких обязанностей и условий предоставления указанной льготы для инвалидов не установлено.
Доводы ответчика об отсутствии у Пацуковой А.Н. права на меры социальной поддержки из-за имеющейся у нее задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг суд не может принять во внимание в связи с неверным толкованием норм материального права.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения администрации Канского района о прекращении предоставления Пацуковой А.Н. мер социальной поддержки, предусмотренных абз.13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с задолженностью по оплате ЖКУ.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу о наличии у Пацуковой А.Н. права на получение мер социальной поддержки, в порядке восстановления нарушенного права истца при вынесении настоящего решения следует возложить на Управление социальной защиты населения администрации Канского района обязанность по предоставлению мер социальной поддержки, указав дату возобновления предоставления мер социальной поддержки – с 01.09.2016.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах Пацуковой Анастасии Николаевны к Управлению социальной защиты населения администрации Канского района о социальной защите инвалида удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления социальной защиты населения администрации Канского района о прекращении предоставления мер социальной поддержки Пацуковой Анастасии Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50%.
Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Канского района возобновить предоставление мер социальной поддержки Пацуковой Анастасии Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% с 01.09.2016.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.И. Конищева
В окончательной форме
решение принято 20.09.2018.