Дело №2 –1732/2019
76RS0008-01-2019-001971-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2019 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Бородиной М.В., при секретаре Хомченко Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бондарь Натальи Ивановны к администрации г.о. г. Переславль-Залесский Ярославской области, Министерству природных ресурсов и экологии РФ о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Бондарь Н.И. в лице представителя по доверенности Федосеевой С.В. обратилась в Переславский районный суд с иском к администрации г.о. г. Переславль-Залесский Ярославской области, просит признать право собственности на жилой дом, 2- этажный, общей площадью 159,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес скрыт>.
Требование мотивирует тем, что истцу на основании договора купли-продажи от 08.05.2018г., решения собственников от 11.09.2018г. принадлежит на праве собственности земельный участок с КН <номер скрыт>, площадью 2557 кв.м, по адресу: <адрес скрыт>, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки. До преобразования земельных участков были получены разрешения на строительство. В апреле 2019г. истицей был заключен договор строительного подряда на строительство дома на указанном земельном участке. В мае 2019г. работы были завершены. 04 июня 2019г. истица обратилась к ответчику с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в целях оформления прав на построенный жилой дом. 13.06.2019г. ответчиком отказано в проверке указанных в уведомлении предельных параметров разрешенного строительства со ссылкой на решение Ярославского областного суда от 04.10.2018г. о признании недействующими Правил землепользования и застройки Пригородного сельского поселения. 23.07.2019г. истица уведомила ответчика об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с чем 14.08.2019г. получила повторно отказ о проверке соответствия.
В судебном заседании истица Бондарь Н.И. не участвовала, судом извещена надлежаще. Представитель истца по доверенности Федосеева С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Указала, что строительство выполнено в соответствии со строительными нормами и правилами, ничьи права не нарушаются.
Представитель ответчика администрации г.о. г. Переславль-Залесский в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (л.д.1).
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебном заседании не участвовал, судом извещен надлежаще. Заявлений, ходатайств в адрес суда не направил.
Представитель третьего лица ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» по доверенности Пеганова С.В. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, представила письменный отзыв. В отзыве, в том числе, указала, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности Бондарь Н.И., входит в границы охранной зоны национального парка «Плещеево озеро» особо охраняемой природной территории федерального значения.
Представитель третьего лица Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причина неявки суду не известна, ходатайствовал о рассмотрения дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо Секачев В.Н. в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще.
Заслушав представителя истца, представителя третьего лица ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро», исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Бондарь Н.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт>, площадью 2557 кв.м., расположенный по адресу: <адрес скрыт>, на основании договора купли-продажи земельного участка от 08.05.2018г., договора купли-продажи от 08.05.2018г., решения собственников от 11.09.2018г. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН (л.д. 5-11).
Земельный участок с КН <номер скрыт> относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки (л.д.10). Сведения об ограничении, обременении права собственности в отношении указанного земельного участка в ЕГРН отсутствуют. Земельный участок расположен в границах земель национального парка «Плещеево озеро» в зоне хозяйственного назначения.
Из материалов дела установлено, что в 2019 г. истцом в границах указанного земельного участка возведено строение – 2- этажный деревянный жилой дом, площадью 159,3 кв.м (л.д. 47-53,82-89).
04 июня 2019 года в администрацию городского округа г. Переславля-Залесского поступило уведомление Бондарь Н.И. о планируемом строительстве жилого дома. В ответ на это заявление администрацией выдано письмо от 13 июня 2019 года №их.03.01-3165/19, в котором указано, что поскольку земельный участок с КН <номер скрыт> расположен в границах охранной зоны национального парка «Плещеево озеро» осуществить проверку соответствия указанных в уведомлении параметров ОКС параметрам разрешенного строительства, реконструкции, установленным Правилами, не представляется возможным. Решением Ярославского областного суда от 04.10.2018г. дело №3а-84/2018 признаны недействующими Правила землепользования и застройки Пригородного сельского поселения, утвержденные решением Собрания представителей ПМР от 17.12.2009г. №226 в части установления территориальных зон на карте градостроительного зонирования в отношении территории национального парка «Плещеево озеро» и его охранной зоны (л.д. 80).
Уведомлением от 23 июля 2019 года в адрес администрации городского округа г. Переславля-Залесского Бондарь Н.И. сообщила об окончании строительства жилого дома. В ответ администрацией направлено письмо от 14 августа 2019 г. №их.03.01-4557/19 аналогичного содержания (л.д.81).
Из содержания ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ следует, что в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в том числе об отступах от границ земельного участка. Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории; направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Сторонами не оспаривалось, что земельный участок, принадлежащий истцу, находится в зоне хозяйственного назначения национального парка «Плещеево озеро».
Согласно подп. «б» п.2 ст. 2, ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особых охраняемых природных территориях», далее – Закон №33-ФЗ, национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой, не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях (ст.12 Закона №33-ФЗ).
В соответствии с подп. «д.» п.1 ст.15 Закона №33-ФЗ в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением, в том числе: зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Из совокупного анализа подп. «д.» п.1 и подп. «д.» п.2 ст.15 Закона №33-ФЗ следует, что в зоне хозяйственного назначения национального парка строительство и эксплуатация хозяйственных объектов в целях обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, допускается. Доказательства обратного суду не представлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 утверждено Положение «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в соответствии с которым Минприроды осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с пунктом 5.17 Положения Минприроды осуществляет полномочия по выдаче в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Судом установлено, что на территории Переславского района создан и функционирует Национальный парк «Плещеево озеро». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008г. № 2055-р Национальный парк «Плещеево озеро» отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии РФ (далее – Минприроды). Положение о национальном парке утверждено приказом Минприроды от 15.03.2012г. №60.
В соответствии с пунктом 11.5 Главы III Положения «О национальном парке «Плещеево озеро» зона хозяйственного назначения, предназначена для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
В зоне хозяйственного назначения, в том числе, допускаются строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередач и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.
В силу ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых территорий. Использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ч.7 ст.36).
В силу ст. 36 ГРК РФ, п.1 ст. 15 Закона №33-ФЗ режим использования земельных участков в границах национального парка «Плещеево озеро» определяется в зависимости от того, в какой функциональной зоне находится земельный участок. Конкретный вид разрешенного использования земельного участка устанавливается Минприроды путем согласования социально-экономической деятельности и проектов развития населенных пунктов (п.4 ст.15 Закона №33-ФЗ).
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Поскольку земельный участок, с КН <номер скрыт> принадлежащий Бондарь Н.И. на праве собственности, расположен в границах национального парка «Плещеево озеро», в зоне хозяйственного назначения, собственник был обязан обратиться за получением разрешения на строительство в Минприроды РФ.
В соответствии с ч.3 ст.51 Градостроительного кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
Решением Ярославского областного суда от 04.10.2018г. (дело №3а-84/2018) признаны недействующими Правила землепользования и застройки Пригородного сельского поселения, утвержденные решением Собрания представителей ПМР от 17.12.2009г. №226, в части установления территориальных зон на карте градостроительного зонирования в отношении территории национального парка «Плещеево озеро» и его охранной зоны.
Отсутствие надлежащим образом оформленного заключения о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, свидетельствует о наличии признаков самовольного строения, предусмотренных п.1 ст. 222 ГК РФ.
Согласно п.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела установлено, что земельный участок, в границах которого возведено спорное строение, принадлежит истцу на праве собственности с 2018г., участок расположен в границах населенного пункта – <адрес скрыт>, имеет разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки. Сведения об изменении категории земельного участка с «земли населенных пунктов» на «земли особо охраняемых природных территорий» в материалах дела отсутствуют.
Согласно ст.83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В состав указанных земель входят земельные участки, отнесенные к жилым зонам. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки (ст.85).
Таким образом, земельный участок предназначен для индивидуальной жилой застройки, как расположенный в границах населенного пункта. В силу чего в отношении земельного участка истец имеет права, допускающие строительство на нем жилого дома.
Вхождение земельного участка с КН <номер скрыт> в границы зоны хозяйственного назначения национального парка «Плещеево озеро» не является обстоятельством, исключающим строительство на нем жилого дома. По смыслу п.1 ст. 15 Закона №33-ФЗ, п.11.5 Положения О национальном парке «Плещеево озеро» строительство жилых объектов в границах зоны хозяйственного назначения допускается.
Функционирование населенного пункта предполагает использование в целях застройки земельных участков, входящих в границы населенного пункта, строительство новых, капитальный ремонт и реконструкцию существующих жилых домов, предназначенных для постоянного (временного) проживания граждан.
Согласно техническому плану здания, выполненному 23 июля 2019г. кадастровым инженером Фадеевой О.В., возведенное в границах участка строение является жилым домом, площадью – 159,3 кв.м, год завершения строительства – 2019г.(л.д.47-53).
Согласно заключению ООО «Архитектура» №128 от 09 сентября 2019г. (л.д.36-46) индивидуальный жилой дом состоит из основной части дома размером в плане 13,02 * 8,0м. Состояние всех несущих, ограждающих конструкций и инженерных сетей дома в целом – нормативное техническое состояние. Работы, выполненные по строительству дома, соответствуют действующим конструктивным нормам, характеристикам надежности и безопасности в целом, соответствуют нормам проживания жильцов в доме, не причиняя вреда их здоровью. Выполненные работы по строительству дома не превышают предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленных градостроительным регламентом. Износ здания на день осмотра – 0%. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес скрыт>, на земельном участке с КН <номер скрыт>, рекомендуется принять в эксплуатацию, общей площадью 159,3кв.м.
Строение жилого дома расположено в границах земельного участка с соблюдением требований строительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
Из материалов дела, пояснений представителя истца следует, что к жилому дому подведены сети электроснабжения (л.д.70-73). Отопление осуществляется с помощью электрического отопительного котла (л.д.65-66). Газоснабжение – нет. Водоснабжение – для питьевых нужд – скважина (л.д.64). Водоотведение – стоки канализации собираются в индивидуальный септик с фильтрационным колодцем, производительностью обработки стоков до 1,5 м куб. в сутки.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что сохранение самовольной постройки Бондарь Н.И. не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Доказательства обратного Минприроды, администрацией г.о. г. Переславль-Залесский суду не представлены.
Принимая во внимание, что спорное строение возведено в границах принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с КН <номер скрыт> соответствует целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка, сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, единственным признаком самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство, суд приходит к выводу, что имеются основания, предусмотренные п.3 ст. 222 ГК РФ для признания за Бондарь Н.И. права собственности на самовольную постройку. Требования о сносе самовольной постройки ни Министерством природных ресурсов и экологии РФ, ни Администрацией городского округа в ходе рассмотрения дела заявлены не были.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Бондарь Натальей Ивановной право собственности на жилой дом, площадью 159,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес скрыт>.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Бородина М.В.
В окончательной форме решение изготовлено 16 декабря 2019г.