ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд гор. Иваново
В составе председательствующего судьи Сараевой Т.В.
При секретаре Сергеевой И.Ю.
С участием истца Бочарова В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Иваново 17 января 2014 года дело по иску Бочарова В.А. к Министерству образования РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании за Бочаровым В.А. права собственности на квартиру 111 дома 15 по ул. П.Коммуны г. Иваново в порядке приватизации.
Иск мотивирован тем, что в 1999 года Бочаров В.А. вселился в однокомнатную квартиру общей площадью 29,0 кв.м, жилой - 16,9 кв.м, расположенную по адресу: г. Иваново, ул. Парижской Коммуны, д. 15, кв. 111.С 30.08.1999г. истец зарегистрирован в указанной квартире по месту проживания. 18.11.2008г. между истцом и Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Ивановский архитектурно-строительный университет» был заключен договор социального найма № 18 на кв.111 в доме 15 по ул. П.Коммуны г.Иваново. Зимой 2013г. истец решил воспользоваться своим правом на приватизацию спорного жилого помещения, собрал полный пакет документов, однако в регистрации права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации истцу было отказано по причине того, что в документах, представленных на регистрацию имеются противоречия. В уведомлении Управление Росреестра указало, что спорная квартира закреплена на праве оперативного управления за ГОУ ВПО “ИГАСУ”, договор социального найма с истцом так же заключен с указанной организацией. Вместе с тем, договор приватизации подписан между истцом и Администрацией г.Иваново. Основываясь на положениях ст. 2 Закона РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» Бочаров В.А.считает, что имеются основания для признания за ним права собственности на кв. 111 дома 15 по ул. П.Коммуны г. Иваново в порядке приватизации.
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства образования РФ в суд не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен судебной повесткой.(л.д.66)
Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области просил дело рассмотреть в его отсутствие, решение по спору оставил на усмотрение суда по основаниям, изложенным в письменном отзыве.(л.д.51-52)
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области просил дело рассмотреть в его отсутствие, решение по спору оставил на усмотрение суда по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица ФГБОУВПО “Ивановский государственный политехнический университет ”просил рассмотреть дело в его отсутствие. (л.д. 43)
Представитель третьих лиц УЖПиИК и Администрации г. Иваново просил дело рассмотреть в его отсутствие, просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.(л.д.79-83)
Суд, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного судопроизводства.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Материалами дела судом установлено, что квартира 111 в доме 15 по ул. П.Коммуны г.Иваново состоит из жилой комнаты площадью 16,9 кв.м., коридора площадью 4,8 кв.м., ванной площадью 2,3 кв.м., кухни площадью 5,0 кв.м.(л.д.22-27)
В указанное жилое помещение Бочаров В.А. вселился в 1999г. и зарегистрировался по месту жительства 30.08.1999г., что подтверждается справкой МКУ МФЦ в г. Иваново ( л.д.7).
18 ноября 2008 года между Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Ивановский архитектурно-строительный университет» и Бочаровым В.А. заключен договор социального найма на кВ. 111 дома 15 по ул. П.Коммуны г. Иваново (л.д.14 -15).
12.02.2013 года Бочаров В.А. обратился с заявлением в Администрацию г.Иваново о приватизации спорного жилого помещения.(л.д.12)
12.03.2013 года между Бочаровым В.А. и Администрацией г.Иваново заключен договор № 117629 передачи жилого помещения в собственность граждан.(л.д.13)
Из материалов дела следует, что истец обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру в порядке приватизации на основании договора № 117629 передачи жилого помещения в собственность граждан от 12.03.2013 года, заключенного между Администрацией г.Иваново и Бочаровым В.А.
Уведомлениями от 21.06.2013г. и 18.07.2013г. государственная регистрация была приостановлена, а далее прекращена, в связи с противоречиями между представленными на государственную регистрацию документами ( л.д.9-11), а именно при проведении правовой экспертизы было установлено, что спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Ивановский государственный архитектурно-строительный университет» на основании Распоряжения № 314 от 19.06.2008 года Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области.
Действительно, распоряжением № 314 от 19.06.2008 года Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Ивановской области «О внесении изменений в распоряжение ТУФА по управлению федеральным имуществом по Ивановской области от 29.10.2007 года № 574» внесены изменения в п.п.1, 5 Приложения к распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области от 29.10.2007 года № 574 « О закреплении федерального имущества на праве оперативного управления» в следующей редакции 120 квартирный дом по адресу г.Иваново ул. П.Коммуны д.15 в том числе квартира 111.(л.д77-78)
Согласно уведомления Управления Росреестра данные о правах на спорное жилое помещение отсутствуют ( л.д.34).
16.12.2013 года истец обратился в ФГБОУВПО “Ивановский государственный политехнический университет ”и к Министерству образования с заявлением о даче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения. (л.д.90-91)
В ответ на заявление истца ФГБОУВПО “Ивановский государственный политехнический университет ” сообщил, что в соответствии с п.3 ст. 298 ГК РФ университет не вправе выдать разрешение на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку квартира является собственностью РФ, функции распоряжения которой осуществляет Министерство образования и науки РФ.(л.д.92)
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного Закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданам возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Право на приватизацию жилых помещений, таким образом, установлено законодателем в конституционно значимых целях, поскольку оно связано с реализацией прав граждан на жилище, свободу передвижения, а также права собственности (статьи 27, 35 и 40 Конституции Российской Федерации).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение (как это, в частности, имеет место применительно к служебным жилым помещениям или жилым помещениям в военных городках), исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Исходя из конституционного принципа равной защиты прав граждан особый правовой режим жилого помещения предполагает определение законодателем не только специального целевого назначения жилого помещения, но и других критериев допустимости введения такого режима. В частности, его нельзя распространять на уже занятые жилые помещения, а необходимость его введения должна быть обусловлена особенностями служебных обязанностей работников, для проживания которых предназначено жилое помещение. В отсутствие законодательно установленных критериев запрет на приватизацию жилья приводит к произвольному ограничению прав соответствующей категории граждан. Такое ограничение не служит необходимым и соразмерным средством защиты конституционно признаваемых публичных интересов, а также прав и законных интересов других лиц.
Как указывается в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 года по запросу Юрьев - Польского районного суда Владимирской области, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статьей 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.
Пункт 13 ст. 39 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и пункт 7 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" содержат перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации.
Между тем, определение статуса жилого помещения и возможности его приватизации, находится в компетенции суда, который, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, с учетом представленных сторонами доказательств осуществляет проверку обоснованности доводов об ограничении права граждан на приватизацию жилого помещения.
Доказательств того, что целевое назначение спорного жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность, ответчиками не представлено.
В частности, суду не были представлены доказательства, подтверждающие целевое использование, а также перспективы целевого использования спорного помещения для обеспечения уставной образовательной деятельности ответчика.
Более того, судом бесспорно установлено, иного в материалы дела не представлено, что спорное жилое помещение находится в отдельно стоящем стодвадцатиквартироном жилом доме № 15 по ул. П.Коммуны г.Иваново и не расположено внутри зданий учебного, производственного, социального, культурного назначения и общежитий университета.
Таким образом, учитывая вышеуказанные положения закона, доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение относится к жилым помещениям, приватизация которых запрещена, в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела следует, что истец ранее участия в приватизации не принимал, проживал в спорном помещении задолго до регистрации права оперативного управления на указанное жилое помещение, в трудовых отношениях с ответчиком не состоял и не состоит, спорное жилое помещение используется им на условиях социального найма.
При таких обстоятельствах, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 24 октября 2000 г. N 13-П по делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", статью 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и пункта 7 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Бочарова В.А. к Министерству образования РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать заБочаровым В.А. право собственности на кВ.111 дома 15 по ул. П.Коммуны г.Иваново в порядке приватизации.
Сторона, не присутствовавшая при вынесении решения, вправе подать заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.
Председательствующий: