Дело № 2-335/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 05 марта 2019 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,
при секретаре Трефиловой Е.В.,
с участием: истца Калининой С.Н.,
представителя ответчика Балобановой Т.В., действующей на основании доверенности № 8/М от 12.09.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой Светланы Николаевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Калинина С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Можге Удмуртской Республики (межрайонное) с требованиями:
- признать незаконным решение №*** от 26.12.2018 в части отказа в начислении страховой пенсии по старости и включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, как педагогическому работнику, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 15.10.1992 по 15.08.1993;
- включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 17.01.2000 по 21.01.2000; с 05.12.2007 по 06.12.2007; с 21.02.2011 по 25.02.2011; с 04.04.2011 по 08.04.2011; с 07.09.2015 по 11.09.2015; с 19.10.2015 по 20.10.2015; с 22.10.2015 по 23.10.2015; с 07.12.2015 по 11.12.2015; с 19.09.2016 по 24.09.2016; с 06.06.2017 по 09.06.2017;
- включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 15.10.1992 по 15.08.1993;
- обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за её назначением, т.е. с 26.11.2018.
Исковое заявление мотивировано тем, что 26.11.2018 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как педагогический работник, выработавший необходимый 25-летний стаж. С 18.08.1992 по настоящее время истец работает в качестве <данные изъяты>.
Решением Управления ПФ РФ в г. Можге УР №*** от 26.12.2018 Калининой С.Н. отказано в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 26.11.2018 г. в ввиду недостаточности требуемого педагогического стажа. Согласно решению пенсионного органа продолжительность педагогической деятельности Калининой С.Н. составила 24 года 22 дня. Данное решение нарушает конституционное право истца на государственное пенсионное обеспечение по выслуге лет, как педагогическому работнику, отработавшему в сфере образования 25 лет.
В отпуске по уходу за ребенком истец Калинина С.Н. находилась с 01.09.1992 по 15.08.1993 до достижения им возраста 2 лет 4 месяцев. Таким образом, спорный период (10 месяцев) подлежит включению в льготный стаж истца, поскольку отпуск по уходу за ребенком начался в период действия ст. 167 КЗоТ РСФСР, предусматривающей включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. Период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания. Кроме того, ответчиком не были включены в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Однако в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации из её заработной платы перечислялись все необходимые платежи, в том числе, в Пенсионный Фонд РФ.
В судебном заседании истец Калинина С.Н. исковые требования уточнила, в связи с тем, что решением ГУ- УПФР в г. Можге (межрайонное) №*** от 20.02.2019 решение №*** от 26.12.2018 признано недействительным, просит признать незаконным решение №*** от 20.02.2019 в части отказа в начислении страховой пенсии по старости и включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, как педагогическому работнику, периоды нахождения на курсах повышения квалификации; обязать ответчика включить в стаж педагогической деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации (40 дней), в том числе оплачиваемый период (39 дней); обязать ответчика назначить трудовую пенсию по старости, как педагогическому работнику со дня обращения за её назначением – с 26.11.2018.
Представитель ответчика Балобанова Т.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что при подсчете специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», Управлением ПФР правомерно исключен спорный период.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
26.11.2018 Калинина С.Н. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге УР (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
20.02.2019 решением ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Можге УР (межрайонное) №*** истице отказано в установлении пенсии, поскольку специальный стаж на дату обращения составил 24 года 10 месяцев 23 дня.
В стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, не засчитаны следующие оспариваемые периоды:
- с 17.01.2000 по 21.01.2000; с 05.12.2007 по 06.12.2007; с 21.02.2011 по 25.02.2011; с 04.04.2011 по 08.04.2011; с 07.09.2015 по 11.09.2015; с 19.10.2015 по 20.10.2015; с 22.10.2015 по 23.10.2015; с 07.12.2015 по 11.12.2015; с 19.09.2016 по 24.09.2016; с 06.06.2017 по 09.06.2017 – периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
С 01.01.2015 года пенсионные правоотношения регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ). В соответствии со ст. 8 данного Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже минимальной, определенной законом на день установления страховой пенсии, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ).
Ответчиком не оспаривается наличие у истца необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В силу пунктов 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
Согласно п.п. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» - при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 0.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Оценка пенсионных прав истца за весь период трудовой деятельности пенсионным органом произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Правомерность применения ко всему периоду работу данного нормативного акта истцом не оспаривается.
Разрешая требования истца о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в период работы в качестве <данные изъяты>, суд исходит из следующего.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее по тексту Правила № 516), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее по тексту Правила № 781) (пункт 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665).
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами №781, применяются Правила № 516 (пункт 2 Правил № 781).
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил № 516,- в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 187 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Как указано выше, во время обучения на курсах повышения квалификации истица состояла в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них Калинина С.Н. работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа не усматривается.
Кроме того, следует учитывать, что повышение квалификации для педагогических работников являлось обязательным условием для дальнейшего выполнения ими своих профессиональных должностных обязанностей (п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
При изложенных обстоятельствах, время обучения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж истицы.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом признанного ответчиком специального стажа на день обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии,- 24 года 10 месяцев 23 дней и подлежащими включению вышеуказанного спорных периодов, специальный стаж истицы является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с даты обращения, т.е. с 26.11.2018.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Калининой Светланы Николаевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) №*** от 20.02.2019 об отказе Калининой Светлане Николаевне в установлении пенсии.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге УР (межрайонное) включить Калининой Светлане Николаевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 17.01.2000 по 21.01.2000; с 05.12.2007 по 06.12.2007; с 21.02.2011 по 25.02.2011; с 04.04.2011 по 08.04.2011; с 07.09.2015 по 11.09.2015; с 19.10.2015 по 20.10.2015; с 22.10.2015 по 23.10.2015; с 07.12.2015 по 11.12.2015; с 19.09.2016 по 24.09.2016; с 06.06.2017 по 09.06.2017 и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 26 ноября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья- Н.Н. Смагина