Дело № 2-8/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 16 февраля 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лахденпохского муниципального района, Обществу с ограниченной ответственностью «Лахденпохский водоканал» и Обществу с ограниченной ответственностью «КарелСтройСервис» о понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Прокурор Лахденпохского района Республики Карелия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лахденпохского муниципального района, ООО «Лахденпохский водоканал» и ООО «КарелСтройСервис» с исковым заявлением по тем основаниям, что на основании Договора обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения на территории Лахденпохского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лахденпохский водоканал» является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории <адрес>; ООО «КарелСтройСервис» - организацией, обслуживающей объекты водоснабжения и водоотведения на территории Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского сельских поселений с ДД.ММ.ГГГГ, а на территории Мийнальского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки исполнения федерального законодательства о водоснабжении и водоотведении, проведенной Прокуратурой Лахденпохского района совместно со специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», на предмет качества питьевой воды в точках распределительной сети следующих водопроводов централизованного питьевого водоснабжения: <адрес>, было установлено, что ООО «Лахденпохский водоканал» и ООО «КарелСтройСервис» не обеспечивают население питьевой водой надлежащего качества, соответствующей СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 № 24. Постановлением Правительства Республики Карелия «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Хийтольского, Куркиекского и Мийнальского сельских поселений» от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> оформлены права собственности муниципального образования «Лахденпохский муниципальный район» на объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению. На основании изложенного, с учетом изменения исковых требований, Прокурор просит:
1. Обязать Администрацию Лахденпохского муниципального района и ООО «КарелСтройСервис», обслуживающие объекты водоснабжения и водоотведения на территории Мийнальского, Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского сельских поселений, в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить население <адрес> питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям (п. 2.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), из распределительной сети, подаваемой из источников водоснабжения – водозаборов, расположенных в:
№ по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;
- <адрес>, по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная»;
- <адрес> по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;
№, по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общее микробное число», «общие колиформные бактерии»;
- <адрес>, по микробиологическому показателю «общее микробное число»;
- <адрес>, по санитарно-химическому и микробиологическим показателям «окисляемость перманганатная», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;
- <адрес>, по санитарно-химическому и микробиологическому показателю «окисляемость перманганатная», «общее микробное число»;
- <адрес>, по санитарно-химическому и микробиологическим показателям «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;
№ по санитарно-химическим показателям «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность»;
- <адрес>, по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии».
2. Обязать Администрацию Лахденпохского района и ООО «Лахденпохский водоканал», осуществляющие холодное водоснабжение и водоотведение на территории г.Лахденпохья, в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить население г. Лахденпохья питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям (п. 2.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 № 24), из распределительной сети, подаваемой из источника водоснабжения – водозабора, расположенного в №, по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная».
3. Обязать Администрацию Лахденпохского муниципального района в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу передать объекты водоснабжения и водоотведения на территории Мийнальского, Элисенваарского, Куркиёкского и Хийтольского сельских поселений в пользование регулируемых организаций в установленном законом порядке:
- Мийнальское сельское поселение: здание водонасосной станции – №;
- Элисенваарское сельское поселение: колодец – №, водонапорная башня – №, водонасосная станция – №, водопроводные сети – <адрес>;
- Куркиёкское сельское поселение: здание водонасосной станции – п№;
- Хийтольское сельское поселение: здание водозабора – <адрес>, водонапорная башня – <адрес>, водопроводные сети – <адрес>, насос – <адрес>, водонасосная скважина и щит управления – №
4. Обязать ООО «КарелСтройСервис» в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу:
- разработать Программу производственного контроля качества воды в Мийнальском, Элисенваарском, Куркиекском и Хийтольском сельских поселениях и согласовать ее с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- обеспечить производственный контроль качества питьевой воды при эксплуатации систем водоснабжения в Мийнальском, Элисенваарском, Куркиекском и Хийтольском сельских поселениях, осуществлять контроль качества воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть, в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети № в количестве и периодичностью отбираемых для лабораторных исследований проб воды с учетом требований санитарных правил.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО4 поддержал исковые требования в полном объеме, с учетом их изменения, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в уточнениях к иску. Убежден, что на ответчиков в силу закона, возложена обязанность по предоставлению услуг надлежащего качества. Подача населению воды не соответствующей санитарным нормам и правилам влияет на здоровье граждан, указание ответчиков на такие причины как отсутствие денежных средств, необходимость строительства очистных сооружений не освобождает их от возложенных на них обязанностей. На протяжении длительного времени водоснабжение в Лахденпохском районе и в городе Лахденпохья ненадлежащего качества, однако никаких мер до настоящего времени не принято.
Представитель ответчика - Администрации Лахденпохского муниципального района (далее – АЛМР), по доверенности, ФИО5, возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона № 416 «О водоснабжении и водоотведении» Администрация обязана обеспечить условия для подачи воды надлежащего качества, но истец не затрагивает права субъекта – Минстроя Республики Карелия и Министерства финансов Республики Карелия, которые производят финансирование. Строительство целого блока водоснабжения невозможно только на средства Администрации. Район является дотационным, необходимы финансовые вложения самого субъекта. Кроме того, срок, в течение которого прокурор просит обязать администрацию и других ответчиков, очень короткий. Исполнить мероприятия, указанные в иске надлежащим образом в такой срок, просто невозможно. Системы водоснабжения и водоотведения переданы в управляющие компании, у которых не хватает денежных средств на строительство объектов водоснабжения. Также, считает, что ООО «КарелСтройСервис» является обслуживающей компанией, в связи с чем, исковые требования к данной организации не обоснованны и незаконны, Программу должна делать та организация, которой будут переданы объекты водоснабжения.
Представитель ответчика – генеральный директор ООО «Лахденпохский водоканал» (далее – Общество) ФИО6, в судебном заседании возражал против заявленных требований. Поддержал позицию, изложенную в направленных им отзывах, согласно которым городская система водоснабжения, состоящая из переданных в аренду Обществу сетей водоснабжения, зданий, сооружений и оборудования, представляет собой единый недвижимый комплекс. В настоящее время в городской системе централизованного водоснабжения отсутствуют сооружения, необходимые для обеспечения населения <адрес> питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН. Таким образом, требования Прокурора направлены на строительство и ввод в эксплуатацию новых объектов, неразрывно связанных технологическим назначением с централизованной системой городского водоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ между Обществом и Администрацией городского поселения заключен договор аренды № коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения. Собственник имущества – Администрация Лахденпохского городского поселения передала Обществу комплекс объектов водоснабжения и водоотведения, используя которые уменьшить органолептический показатель «перманганатная окисляемость» до предусмотренных нормами действующего законодательства пределов не представляется возможным. В отсутствие водоочистных сооружений Общество не имеет технической возможности оказывать потребителям <адрес> услуги водоснабжения согласно требованиям действующего законодательства и условиям заключенного договора. Из характеристики водопроводных сооружений Лахденпохского городского поселения следует, что водоочистные сооружения отсутствуют, производится только обеззараживание воды гипохлоритом кальция перед ее подачей в распределительную сеть. Учитывая, что собственник объектов водоснабжения не обеспечивает Общество очистными сооружениями, строительство которых, также возлагается на собственника, просил в требованиях к Обществу отказать.
Ответчик – представитель ООО «КарелСтройСервис», в судебном заседании отсутствовал, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Республике Карели, действующая по доверенности ФИО7, полагала требования прокурора законными и обоснованными, поддержала позицию прокурора в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Министерства финансов Республики Карелия в судебном заседании отсутствовал, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в адрес суда отзыв, из которого следует, что Постановлением Правительства Республики Карелия от 11.10.2019 «Об утверждении региональной программы Республики Карелия «Чистая вода на 2019-2024 годы» утверждена Региональная программа Республики Карелия «Чистая вода на 2019-2021 годы». Ответственным исполнителем данной Программы, а также распределителем денежных средств бюджета Республики Карелия является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. Администрация Лахденпохского муниципального района участником указанной Программы не является. Пунктом 5 части 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств исполняет соответствующую часть бюджета самостоятельно.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в судебном заседании отсутствовал, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из представленного отзыва следует, что Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия является главным распорядителем субсидий бюджета муниципальных районов на реализацию мероприятий государственной программы Республики Карелия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами» (в целях реализации мероприятий по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения) на 2021 год. Лахденпохский муниципальный район в перечне муниципальных образований участников отсутствует. Кроме того, в настоящий момент на территории Республики Карелия осуществляется разработка региональной программы Республики Карелия «Повышение качества водоснабжения в сельских территориях Республики Карелия до 2024 года». Проект указанной Программы не предусматривает мероприятия в отношении Лахденпохского муниципального района в связи с отсутствием в заявке района расчетов планируемого финансирования. Рассмотрение вопроса по существу оставили на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы настоящего дела, суд пришел к следующему выводу.
Частью 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131 от 06.10.2013) вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статья 16 ФЗ № 131 от 06.10.2013 содержит перечень вопросов, отнесенных к компетенции муниципального, городского округа, в числе данных вопросов указана организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу положений п. 3 ст. 15 ФЗ № 131 от 06.10.2013 к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ст. 49 ФЗ № 131 от 06.10.2013 экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Положениями ч.ч. 1, 6 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ № 416 от 07.12.2011) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.
Согласно ч. 1 ст. 6 и ст. 12 ФЗ № 416 от 07.12.2011 органы местного самоуправления поселений, городской округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Гарантирующей организацией, согласно п. 6 ст. 2 ФЗ № 416 от 07.12.2011, признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В судебном заседании установлено следующее.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 07.10.2015 № 314-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Хийтольского, Куркиекского и Мийнальского сельских поселений» администрацией Лахденпохского района оформлены права собственности муниципального образования «Лахденпохский муниципальный район» на объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению.
Постановлением Правительства РК от 28.09.2015 № 309-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Элисенваарское сельское поселение» администрацией Лахденпохского района оформлены права собственности муниципального образования «Лахденпохский муниципальный район» на объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению.
ООО «Лахденпохский водоканал», согласно выписке из ЕГРЮЛ, зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основным видом его деятельности является «забор, очистка и распределение воды».
ООО «КарелСтройСервис», согласно выписке из ЕГРЮЛ, зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным видом его деятельности является «забор, очистка и распределение воды».
Согласно Договору № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Лахденпохского городского поселения передала в аренду системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения на территории <адрес> – ООО «Лахденпохский водоканал», на основании результатов открытого конкурса на право заключения договора аренды систем коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения на территории <адрес> (протокол конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно условиям указанного договора Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду объекты коммунальной инфраструктуры в целях услуг по бесперебойному круглосуточному обеспечению потребителей <адрес> услугами водоснабжения и водоотведения согласно действующим нормам и правилам, в соответствии с требованиями законодательства, Договора аренды и по тарифам, установленным в соответствии с законодательством. Срок действия Договора устанавливается 10 лет с даты подписания акта приема-передачи имущества (Т. 1 л.д. №).
Решением Совета Лахденпохского городского поселения № № от ДД.ММ.ГГГГ было принято Решение о ликвидации Администрации Лахденпохского городского поселения. В соответствии со ст. 33 Устава МО «Лахденпохский муниципальный район» на АЛМР возложено исполнение полномочий администрации Лахденпохского городского поселения, в том числе, полномочия по распоряжению и управлению муниципальным имуществом Лахденпохского городского поселения.
По Договору обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения на территории Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского сельских поселений от ДД.ММ.ГГГГ Лахденпохский муниципальный район в лице Администрации Лахденпохского муниципального района (Заказчик) и ООО «КарелСтройСервис» (Исполнитель), последний обязуется осуществить деятельность по обслуживанию объектов водоснабжения и водоотведения, а также оказывать услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории Элисенварского, Куркиекского, Хийтольского сельских поселений с использованием объекта Договора, а заказчик обязуется предоставить исполнителю на срок, установленный настоящим Договором, права владения и пользования объектом Договора для осуществления указанной деятельности. В предмет настоящего Договора входит выполнение работ, связанных с обслуживанием объектов водоснабжения и водоотведения. Объектом Договора являются объекты водоснабжения и водоотведения на территории Элисенваарского, Куркиекского, Хийтольского сельских поселений. (№).
В соответствии с условиями Договора обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения на территории Мийнальского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Лахденпохский муниципальный район в лице Администрации Лахденпохского муниципального района (Заказчик) и ООО «КарелСтройСервис» (Исполнитель), последний обязуется осуществить деятельность по обслуживанию объектов водоснабжения и водоотведения, а также оказывать услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории Мийнальского сельского поселения с использованием объекта Договора, а заказчик обязуется предоставить исполнителю на срок, установленный настоящим Договором, права владения и пользования объектом Договора для осуществления указанной деятельности. В предмет настоящего Договора входит выполнение работ, связанных с обслуживанием объектов водоснабжения и водоотведения. Объектом Договора являются объекты водоснабжения и водоотведения на территории Мийнальского сельского поселения. (№).
Решение о проведении проверки деятельности ООО «КарелСтройСервис» от ДД.ММ.ГГГГ № принято и.о. <адрес> ФИО8 по заданию прокуратуры Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении проверки исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении.
Решение о проведении проверки деятельности ООО «Лахденпохский водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ № принято и.о. <адрес> ФИО8 по заданию прокуратуры Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении проверки исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении.
Во исполнении указанных решений Прокуратурой Лахденпохского района совместно со специалистами территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>, Питкярантском, Лахденпохском, Олонецком и Суоярвском районах организовано проведение лабораторных исследований качества питьевой воды в точках распределительной сети следующих водопроводов централизованного питьевого водоснабжения: водопроводы <адрес>ёки, <адрес> (поверхностный и подземный источники), <адрес> (поверхностный и подземный источники) на соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (далее – далее – СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4.) по микробиологическим показателям (ОКБ, ТКБ, ОМЧ), санитарно-химическим показателям («цветность», «перманганатная окисляемость», «железо»).
Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимым уровням по 3-м санитарно-химическим показателям, а также 2-м микробиологическим показателям:
- «железо» - 2,84 ± 0,71 мг/дм3, величина допустимого уровня – не более 0,3 мг/дм3;
- «окисляемость перманганатная» - 40 ± 4 мгО2/дм3, величина допустимого уровня – не более 5 мгО2/дм3;
- «цветность» - 295,790 ± 59,158 град., величина допустимого уровня – не более 20 град.;
- «общие колиформные бактерии» - 6,7 КОЕ в 100 мл, величина допустимого уровня – не допускается;
- «термотолерантные колиформные бактерии» - 6,7 КОЕ в 100 мл, величина допустимого уровня – не допускается.
Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимому уровню по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная» - 7,20 ± 0,72 мгО2/дм3, величина допустимого уровня – не более 5 мгО2/дм3.
Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимым уровням по 3-м санитарно-химическим показателям, а также 2-м микробиологическим показателям:
- «железо» - 0,5100 ± 0,1275 мг/дм3, величина допустимого уровня – не более 0,3 мг/дм3;
- «окисляемость перманганатная» - 10,40 ± 1,04 мгО2/дм3, величина допустимого уровня – не более 5 мгО2/дм3;
- «цветность» - 57,310 ± 11,462 град., величина допустимого уровня – не более 20 град.;
- «общие колиформные бактерии» - 33 КОЕ в 100 мл, величина допустимого уровня – не допускается;
- «термотолерантные колиформные бактерии» - 33 КОЕ в 100 мл, величина допустимого уровня – не допускается.
Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (поверхностный источник) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимым уровням по 3-м санитарно-химическим показателям, а также 2-м микробиологическим показателям:
- «железо» - 0,52 ± 0,13 мг/дм3, величина допустимого уровня – не более 0,3 мг/дм3;
- «окисляемость перманганатная» - 16,80 ± 1,68 мгО2/дм3, величина допустимого уровня – не более 5 мгО2/дм3;
- «цветность» - 29,0 ± 5,8 град., величина допустимого уровня – не более 20 град.;
- «общее микробное число» - 68 КОЕ в 100 мл, величина допустимого уровня – не более 50 КОЕ в 100 мл.;
- «общие колиформные бактерии» - 43 КОЕ в 100 мл, величина допустимого уровня – не допускается.
Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (подземный источник) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимому уровню по микробиологическому показателю «общее микробное число» - 68 КОЕ в 100 мл, величина допустимого уровня – не более 50 КОЕ в 100 мл.
Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (подземный источник) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимым уровням по санитарно-химическому показателю, а также 2-м микробиологическим показателям:
- «окисляемость перманганатная» - 9,60 ± 0,96 мгО2/дм3, величина допустимого уровня – не более 5 мгО2/дм3;
- «общие колиформные бактерии» - 3 КОЕ в 100 мл, величина допустимого уровня – не допускается;
- «термотолерантные колиформные бактерии» - 3 КОЕ в 100 мл, величина допустимого уровня – не допускается.
Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (поверхностный источник) установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимым уровням по санитарно-химическому показателю, а также микробиологическому показателю:
- «окисляемость перманганатная» - 9,60 ± 0,96 мгО2/дм3, величина допустимого уровня – не более 5 мгО2/дм3;
- «общее микробное число» - 98 КОЕ в 100 мл, величина допустимого уровня – не допускается.
Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимому уровню по санитарно-химическому показателю, а также 2-м микробиологическим показателям:
- «цветность» - 43,740 ± 8,748 град., величина допустимого уровня – не более 20 град.;
- «общие колиформные бактерии» - 30 КОЕ в 100 мл, величина допустимого уровня – не допускается;
- «термотолерантные колиформные бактерии» - 30 КОЕ в 100 мл, величина допустимого уровня – не допускается.
Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>ёки установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимым уровням по 3-м санитарно-химическим показателям:
- «железо» - 5,00 ± 1,25 мг/дм3, величина допустимого уровня – не более 0,3 мг/дм3;
- «окисляемость перманганатная» - 7,20 ± 0,72 мгО2/дм3, величина допустимого уровня – не более 5 мгО2/дм3;
- «цветность» - 49,35 ± 9,87 град., величина допустимого уровня – не более 20 град.
Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимым уровням по 2-м санитарно-химическим показателям, а также 2-м микробиологическим показателям:
- «окисляемость перманганатная» - 6,40 ± 0,64 мгО2/дм3, величина допустимого уровня – не более 5 мгО2/дм3;
- «цветность» - 38,830 ± 7,766 град., величина допустимого уровня – не более 20 град.;
- «общие колиформные бактерии» - 50 КОЕ в 100 мл, величина допустимого уровня – не допускается;
- «термотолерантные колиформные бактерии» - 50 КОЕ в 100 мл, величина допустимого уровня – не допускается.
Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> установлено, что качество питьевой воды не соответствует допустимому уровню по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная» - 7,20 ± 0,72 мгО2/дм3, величина допустимого уровня – не более 5 мгО2/дм3.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52 от 30.03.1999) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 8 ФЗ № 52 от 30.03.1999 граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 18 ФЗ № 52 от 30.03.1999, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно ст. 19 ФЗ № 52 от 30.03.1999 питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии со ст. 23 ФЗ № 416 от 07.12.2011 организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Статьёй 11 ФЗ № 52 от 30.03.1999 предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ № 52 от 30.03.1999 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. устанавливает гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населённых мест (далее – системы водоснабжения).
Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать указанным требованиям СанПиН.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчики, обслуживающие объекты водоснабжения и водоотведения на территории <адрес> – ООО «Лахденпохский водоканал», Мийнальского, Элисенваарского, Куркиёкского и Хийтольского сельских поселений – ООО «КарелСтройСервис», а также Администрация Лахденпохского муниципального района – собственник объектов водоснабжения, на которую в силу указанных выше положений законов, возложена обязанность по обеспечению населения доброкачественной водой, в настоящее время не обеспечивают население питьевой водой надлежащего качества, соответствующей вышеперечисленным требованиям, в связи с чем требования прокурора № и № законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
С доводами ответчиков о том, что проведенные лабораторные исследования не могут являться доказательствами, суд согласиться не может, поскольку указанные исследования проведены аккредитованной испытательной лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», ничем не опорочены, доказательств обратного суду не представлено.
Также суд учитывает, что Прокурором Лахденпохского района директору ООО «Лахденпохский водоканал» ФИО6 (ДД.ММ.ГГГГ), и.о. директора ООО «КарелСтройСервис» ФИО9 (ДД.ММ.ГГГГ) выносились Представления об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения согласно которым, ответчики, в нарушение требований СанПиН 2.1.2.1074-01 не контролируют качество воды в местах водозаборов перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети в количестве и периодичностью отбираемых для лабораторных исследований проб воды, с учетом требований санитарных правил. Данные представления стороны не оспаривали.
Ссылки представителей ответчиков на необходимость строительства очистных сооружений, отсутствие денежных средств и возможностей в настоящее время обслуживать население водой надлежащего качества не имеют правового значения для разрешения спора, поскольку не могут служить основанием для освобождения ответчиков от исполнения принятых обязательств по обеспечению надлежащего качества поставляемой воды.
Вместе с тем, суд учитывает позицию генерального директора ООО «Лахденпохский водоканал», о невозможности быстрого исполнения требований прокурора, в связи с чем, полагает возможным определить срок исполнения требования № до ДД.ММ.ГГГГ, № – до ДД.ММ.ГГГГ. Указанные сроки суд полагает достаточными для принятия ответчиками мер по обеспечению населения <адрес> и <адрес> соответственно качественной питьевой водой.
В силу п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии с ч.ч. 1 – 2 ст. 25 ФЗ № 416 от 07.12.2011 производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно -эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п. 4 – 5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10, перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее – программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее – территориальный орган).
Установлено, что в нарушение п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 ООО «КарелСтройСервис» не контролирует качество воды в месте водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети централизованной системы питьевого водоснабжения, в количестве и периодичностью, отбираемых для лабораторных исследований проб воды, с учётом требований санитарных правил.
Таким образом, требование Прокурора №4 в части обязания ООО «КарелСтройСервис» разработать Программу производственного контроля качества воды и обеспечить производственный контроль питьевой воды подлежит удовлетворению в полном объеме, в указанные прокурором сроки.
Ссылка представителя администрации Лахденпохского муниципального района на то, что в настоящее время ООО «КарелСтройСервис» не может являться надлежащим ответчиком, поскольку с ними заключены краткосрочные договоры, которые в ближайшее время могут прекратить свое действие, во внимание не принимается, учитывая, что согласно действующим Договорам ООО «КарелСтройСервис» осуществляет деятельность по обслуживанию объектов водоснабжения и водоотведения, а также оказывает услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территориях Элисенваарского, Куркиекского, Хийтольского Мийнальского сельских поселений.
Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила).
Согласно п. 31 Правил извещение о проведении конкурса должно содержать сведения о месте расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество.
Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организации, осуществляющих горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждённые Постановлением Правительства от 29.07.2013 № 641 (далее – Правила № 641) определяют порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (за исключением организаций, осуществляющих горячее водоснабжение с использованием открытых систем горячего водоснабжения) (далее соответственно - инвестиционная программа, регулируемые организации), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении инвестиционных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением.
В силу п. 6 Правил № 641 проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее – техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа). Техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, получившей права владения и пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем на основании концессионного соглашения, предусматривающего обязательства указанной организации по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с приобретением на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования такими системами, объектами (далее – концессионное соглашение), должно соответствовать условиям концессионного соглашения.
Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что в нарушение указанных норм договор обслуживания с ООО «КарелСтройСервис» заключён без проведения обязательных конкурсных процедур, объекты водоснабжения и водоотведения на территориях Мийнальского, Элисенваарского, Куркиекского, Хийтольского сельских поселениях в установленном законом порядке в пользование не переданы.
Бездействие Администрации Лахденпохского муниципального района в части непроведения обязательных конкурсных процедур и передачи объектов водоснабжения и водоотведения в пользование регулируемых организаций в нарушение установленного законом порядка, приводит к невозможности разработки и реализации регулируемыми организациями инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения, обновления коммунальных объектов в данной сфере, что нарушает права жителей сельских поселений Лахденпохского района на получение качественных коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, безопасное водоснабжение и влечёт за собой нарушение конституционных прав и свобод жителей Элисенваарского, Хийтольского, Куркиёкского и Мийнальского сельских поселений.
Таким образом, требование прокурора №3 в части возложения на Администрацию Лахденпохского муниципального района обязанности по передаче объектов водоснабжения и водоотведения на территориях сельских поселений в пользование регулируемых организаций в установленном законом порядке подлежит удовлетворению.
Довод представителя АЛМР о долгосрочности возможного исполнения данного требования не освобождает ответчика от исполнения указанной обязанности. При этом суд полагает возможным представить АЛМР срок для исполнения указанной обязанности до 01.06.2022.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Лахденпохского муниципального района и ООО «КарелСтройСервис», обслуживающие объекты водоснабжения и водоотведения на территории Мийнальского, Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского сельских поселений, в срок до 01.09.2022 обеспечить население Лахденпохского района питьевой водой из распределительной сети, подаваемой из источников водоснабжения – водозаборов, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, а именно:
- <адрес>, по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;
- <адрес>, по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная»;
- <адрес> по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;
- <адрес>, по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность», «общее микробное число», «общие колиформные бактерии»;
- <адрес>, по микробиологическому показателю «общее микробное число»;
- <адрес>, по санитарно-химическому и микробиологическим показателям «окисляемость перманганатная», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;
- <адрес>, по санитарно-химическому и микробиологическому показателю «окисляемость перманганатная», «общее микробное число»;
- <адрес>, по санитарно-химическому и микробиологическим показателям «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии»;
- <адрес>ёки, <адрес>, по санитарно-химическим показателям «железо», «окисляемость перманганатная», «цветность»;
- <адрес>, по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: «окисляемость перманганатная», «цветность», «общие колиформные бактерии», «термотолерантные колиформные бактерии».
Обязать Администрацию Лахденпохского района и ООО «Лахденпохский водоканал», осуществляющие холодное водоснабжение и водоотведение на территории г.Лахденпохья, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить население г. Лахденпохья питьевой водой, из распределительной сети, подаваемой из источника водоснабжения – водозабора, расположенного в №, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическому показателю «окисляемость перманганатная».
Обязать Администрацию Лахденпохского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать объекты водоснабжения и водоотведения на территориях сельских поселений, а именно:
- Мийнальское сельское поселение: здание водонасосной станции – №);
- Элисенваарское сельское поселение: колодец – <адрес>ёная, водонапорная башня – <адрес>ёная, водонасосная станция – <адрес>ёная, водопроводные сети – <адрес>;
- Куркиёкское сельское поселение: здание водонасосной станции – №;
- Хийтольское сельское поселение: здание водозабора – №,
в пользование регулируемых организаций в установленном законом порядке.
Обязать ООО «КарелСтройСервис» в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу:
- разработать Программу производственного контроля качества воды в Мийнальском, Элисенваарском, Куркиекском и Хийтольском сельских поселениях и согласовать ее с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- обеспечить производственный контроль качества питьевой воды при эксплуатации систем водоснабжения в Мийнальском, Элисенваарском, Куркиекском и Хийтольском сельских поселениях, осуществлять контроль качества воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть, в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети п№ в количестве и периодичностью отбираемых для лабораторных исследований проб воды с учетом требований санитарных правил.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.А. Сущевская
Мотивированное решение принято 25.02.2021