Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-23/2021 (33а-30585/2020;) от 13.11.2020

    Судья: Лебедев Д.И.                            Дело № 33а-23/2021

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам                            Московского областного суда

в составе: председательствующего Брыкова И.И.,

судей Цыцаркиной С.И., Сухановой И.Н.,

при секретаре - помощнике судьи Балабановой Т.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 03 февраля 2021 года апелляционные жалобы ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3УФСИН России по Ярославской области, ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 21октября 2019 года по делу по административному исковому заявлению Давыдова С. В. о признании незаконным бездействия должностных лиц ФКУ СИЗО-11 УФСИН Р. по <данные изъяты>, ФКУ ИК-З и ФКУ ЛИУ-9 УФСИН Р. по <данные изъяты>,

заслушав доклад судьи Цыцаркиной С.И., объяснения представителя УФСИН России по Московской области – Беловой А.С., представителя ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России по России – Поликарповой К.Е.,

установила:

Давыдов С.В. обратился с административным исковым заявлением в суд и просил признать незаконным бездействие должностных лиц ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3 и ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области, выразившееся в непредоставлении ему адекватной медицинской помощи.

Требования административного иска мотивированы тем, что приговором Балашихинского городского суда Московской области от 13 октября 2017 г. Давыдов С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 1 год 10 месяцев. После оглашения приговора 16 октября 2017 г. был переведен в ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, в период пребывания в данном учреждении на карантине с 16 октября 2017 г. по 19 октября 2017 г. у него был произведен отбор образцов крови на предмет выявления заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. При этом, он не был проинформирован о том, что у него имеется ВИЧ-инфекция. В течение всего периода пребывания в ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, а впоследствии с 10 апреля 2018 г. по 13 ноября 2018 г. в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, с 14 ноября 2018 г. в ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области антиретровирусная терапия ему не предоставлялась. В связи с ухудшением состояния здоровья в феврале       2019 года был переведен в отряд для осужденных с открытой формой туберкулеза в филиал «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России, в которой в начале марта 2019 года у него был произведен отбор образцов крови, по результатам исследования сообщено о выявлении ВИЧ-инфекции. При этом, количество клеток СD-4 составляло шесть единиц, что указывает на наличие у него данного заболевания в течение длительного предшествовавшего периода. Административные ответчики нарушили требования статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Просил вынести в адрес начальника УФСИН России по Московской области и начальника УФСИН России по Ярославской области частное определение.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от     21 октября 2019 г. административный иск удовлетворен в части признания незаконным бездействия ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области и ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России, выразившее в непроведении административному истцу клинической лабораторной диагностики для выявления ВИЧ-инфекции, и в дальнейшем неоказании надлежащей медицинской помощи в связи с наличием ВИЧ-инфекции.

Считая решение суда незаконным и необоснованным, ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить.

ФКУ ИК-3 и ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области в апелляционных жалобах просят решение суда отменить, указывая на то, что не являются надлежащими ответчиками, так как Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения с 1 января 2014 г. у них отозвана лицензия на осуществление медицинской помощи, а административный истец к ним поступил в 2018 году.

Представители ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3 и ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены.

От представителей ФКУ ИК-3 и ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области через канцелярию Московского областного суда поступили ходатайства о рассмотрении дела в апелляционном порядке в отсутствие представителей указанных административных ответчиков.

Административный истец Давыдов С.В., представители ФСИН России, УФСИН России по Ярославской области, Филиала «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, документы об уважительной причине неявки не представили.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Неявка в судебное заседание указанных выше лиц не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения представителя УФСИН России по Московской области Беловой А.С., представителя ФКУЗ МСЧ – 50 ФСИН России Поликарповой К.Е., поддержавших доводы апелляционных жалоб, поверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия признает решение Балашихинского городского суда Московской области от 13 октября 2017 г. подлежащим отмене в части удовлетворения заявленных требований.

Удовлетворяя частично административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что в ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области и ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России дважды были взяты образцы крови у Давыдова С.В. для соответствующей клинической диагностики, однако, до поступления результатов анализа крови в учреждение он был направлен для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области. Сведения о наличии у него ВИЧ-инфекции в медкарту не внесены, о результатах анализа крови он не был уведомлен, несмотря на то, что неоднократно давал согласие на виды медицинских вмешательств. Доказательств, подтверждающих надлежащее выполнение требований закона по организации проведения административному истцу клинической лабораторной диагностики для выявления ВИЧ-инфекции либо его отказ от клинической лабораторной диагностики для выявления ВИЧ-инфекции, не представили. Допущенное бездействие привело в дальнейшем к неоказанию надлежащей медицинской помощи административному истцу в связи с наличием у него ВИЧ-инфекции.

Оснований для признания допущенного бездействия филиалом «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России суд не усмотрел, поскольку данным учреждением был произведен повторный забор крови и по результатам анализа Давыдову С.В. установлен соответствующий диагноз, и начата антиретровирусная терапия.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о признании незаконным бездействия ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области и ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России, выразившегося в непроведении Давыдову С.В. клинической лабораторной диагностики для выявления ВИЧ-инфекции, и в дальнейшем неоказании надлежащей медицинской помощи в связи с наличием ВИЧ-инфекции.

Из материалов дела следует, что после оглашения приговора был помещен в ИВС, откуда 16 октября 2017 года прибыл в ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, 10 апреля 2018 г. убыл для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области (прибыл 10 мая 2018 г.), 14 ноября 2018 г. убыл в ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области.

При поступлении в ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области осужденного Давыдова С.В. был произведен первичный осмотр, взят общий анализ крови, в ходе осмотра жалоб на состояние здоровья не поступало.

В период нахождения в ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области Давыдов С.В. обратился в медицинскую часть с жалобами, после чего был переведен в филиал «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России для получения лечения, предварительный диагноз: Очаговый туберкулез. В данном учреждении ему было предложено пройти добровольное обследование на ВИЧ-инфекцию, произведен забор крови, а в дальнейшем дано заключение специальной медицинской комиссии о медицинском освидетельствовании осужденного, согласно которому административному истцу установлен заключительный диагноз: ВИЧ-инфекция, стадия вторичных заболеваний 4В в фазе прогрессирования на фоне начала АРВТ. Диссеминированный туберкулез легких в фазе инфильтрации. Пневмоцистная пневмония. Дыхательная недостаточной 2-3 степени.

Постановлением Угличского районного суда Ярославской области от 14 марта 2019 г. Давыдов С.В. освобожден от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью. В этот же день был освобожден.

В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Исходя из положений части 1 статьи 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которыми предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (пункт 123); в ИУ осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124); при невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций (пункт 125).

Под охраной здоровья граждан Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» понимает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (статья 2).

Согласно пункту 1 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу (далее ? Порядок), утвержденного приказом от 17 октября 2005 г. Минздравсоцразвития России и Минюста России № 640/190 (действующего в период возникновения спорных правоотношений) медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее ? ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Пунктом 24 Порядка предусмотрено, что по прибытии в следственный изолятор всем поступившим (в том числе следующим транзитом) проводится первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной помощи. Особое внимание обращается на наличие наружных проявлений кожных, венерических, инфекционных и других заболеваний, пораженность педикулезом, проводится сбор эпиданамнеза.

В соответствии с пунктом 35 Порядка для выявления инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, туберкулеза и других заболеваний проводятся лабораторные исследования, лабораторные исследования на ВИЧ-инфекцию проводятся по клиническим показаниям.

Названным Порядком определено, что осужденные, прибывшие в ИУ, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. По прибытии все осужденные проходят медицинский осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний (пункт 41); в течение этого времени они проходят углубленный врачебный осмотр с целью выявления имеющихся заболеваний, оценки состояния здоровья. В ходе его врачи производят сбор анамнестических данных о перенесенных заболеваниях (в т.ч. эпиданамнез), травмах, операциях, которые регистрируются в медицинской карте амбулаторного больного, при необходимости назначаются дополнительные обследования. Рентгенологическое или флюорографическое обследование органов грудной клетки проводится в возможно кратчайшие сроки (не более 2 недель) при отсутствии данных о проведении этого обследования в течение последних 4 месяцев. Дальнейший медицинский контроль за состоянием здоровья осужденных осуществляется во время профилактических медицинских осмотров, амбулаторных обращений в медицинскую часть, а также диспансерного наблюдения за лицами, имеющими хронические заболевания (пункт 42).

Согласно пункту 45 Порядка в ходе профилактического осмотра проводится, в том числе сбор анамнестических данных, жалоб; антропометрическое исследование (рост, масса тела); объективное исследование по органам и системам; определение остроты зрения и слуха; туберкулинодиагностика в установленном порядке; анализ крови (исследование уровня гемоглобина, феномена оседания эритроцитов, количества и состава лейкоцитов) и др. Результаты профилактического осмотра вносятся в медицинскую карту амбулаторного больного.

Обязательному медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции подлежат лица, находящиеся в местах лишения свободы: изъявившие желание быть донорами крови, плазмы крови, спермы и других биологических жидкостей, тканей и органов, ? при каждом взятии донорского материала; привлекаемые в медицинских учреждениях уголовно-исполнительной системы к выполнению обязанностей работников, указанных в Перечне работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Периодические медицинские осмотры проводятся не реже одного раза в год; по клиническим показаниям, устанавливаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 2 Правил обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 221).

Давыдов С.В. к лицам, перечисленным в пункте 2 названных выше Правил, не относился, заявлений о проверке его на ВИЧ-инфекцию не заявлял, медицинские документы информации о наличии у него указанного заболевания, требующего предоставления антиретровирусной терапии, не содержали, в связи с чем выводы суда о допущенном ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области и ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России бездействии являются неверными.

Утверждение о нарушении административными ответчиками положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 года) не нашло своего подтверждения.

С выводом суда о соблюдении административным истцом срока обращения в суд также нельзя согласиться.

Из смысла статей 218 (часть 1) и 219 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Давыдову С.В. о неизвещении его о результатах анализа крови и о непредоставлении, по его мнению, адекватной медицинской помощи, стало известно в октябре 2017 года и ноябре 2018 года, а в суд административный иск подан только 11 июня 2019 г. Уважительных причин пропуска срока и ходатайства о восстановлении пропущенного срока, ни административный иск, ни материалы дела не содержат.

Исходя из изложенного, обжалуемое решение в части признания незаконным бездействия ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области и ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.

Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Балашихинского городского суда Московской области от 21 октября 2019 года решение Балашихинского городского суда Московской области от 21 октября 2019 г. в части удовлетворения требований Давыдова Сергея Викторовича о признании незаконным бездействия ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области и ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России отменить. В отмененной части постановить новое решение, которым в удовлетворении данных требований Давыдова Сергея Викторовича отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-23/2021 (33а-30585/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Давыдов С.В.
Ответчики
ФКУЗ Медико-санитарная часть № 50 Федеральной службы исполнения наказаний
ФКУ ЛИУ - 9 УФСИН России по Ярославской обл.
ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Ярославской обл
Филиал Туберкулезная больница ФКУЗ МЧС -76 ФСИН России
ФКУ СИЗО - 11 УФСИН России по МО
Другие
ФСИН России по Московской области
ФСИН России
ГБУЗ МО Ногинская центральная районная больница
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
07.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Судебное заседание
20.01.2021Судебное заседание
03.02.2021Судебное заседание
11.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее