Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2361/2016 ~ М-2221/2016 от 30.11.2016

2-2361/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2016 года

г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Бахориной М.А.,

при секретаре Бахаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Кондопоги Республики Карелия, Администрации Кондопожского муниципального района об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кондопожского района обратился в суд с названным заявлением по тем основаниям, что прокуратурой проведена проверка соблюдения образовательным учреждением МОУ СОШ № 1 законодательства об антитеррористической защищенности и об образовании, в ходе которой обнаружено, что меры по обеспечению комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, а также по предупреждению террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории школы не приняты. Здание школы не оборудовано системой видеонаблюдения, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории школы, может способствовать совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних обучающихся. Ссылаясь на положения Федерального закона «Об образовании в РФ», «О противодействии терроризму», просит обязать в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу: школу - оборудовать здание школы системой видеонаблюдения, Администрацию Кондопожского муниципального района – обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения.

В судебном заседании помощник прокурора Жубрев Д.В. поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель МОУ СОШ №1 директор Пиминова С.В. в судебном заседании исковые требования не оспаривала, указала, что при наличии финансирования готовы оборудовать здание школы системой видеонаблюдения. Дополнительно указала, что территория школы в дневное время является общедоступной, охранные функции в школе выполняет гардеробщик.

Представитель Администрации Кондопожского муниципального района в судебное заседание не явился, представили письменный отзыв, в котором возражают против удовлетворения иска.

Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.

В соответствии с п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что в МОУ СОШ №1 имеется радиоэлектронное средство системы передачи извещений о чрезвычайных ситуациях и пожарной тревоге по выделенным каналам связи; между школьным учреждением и Кондопожским отделом вневедомственной охраны – <...> заключен договор об оказании услуг технической охраны имущества с использованием тревожной сигнализации на основе GSM-передатчика (мобильной связи) для экстренного вызова полиции путем реагирования на срабатывание тревожной сигнализации. При этом здание школьного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения, не организована постоянная охрана учреждения силами сотрудников служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала муниципального образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 №497 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», в соответствии с которой предусмотрено развитие материально-технической базы образовательных учреждений.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

Приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, увеличить объемы финансирования из собственных внебюджетных средств на реализацию мероприятий по комплексной безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Указанные выше требования обязательны для исполнения, подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом, при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны, в том числе, системы видеонаблюдения и контроля.

Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, …, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 приведенного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно пункту 1.3 Устава МОУ СОШ №1 функции и полномочия учредителя школы от имени Кондопожского муниципального района исполняет Администрация Кондопожского муниципального района, которая также выполняет функции и полномочия собственника имущества школы.

Из паспорта безопасности места массового пребывания людей (здание МОУ СОШ №1 по адресу: ........) следует, что на территории школы и здания мастерских при определенных условиях может одновременно находиться 850 человек.

Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только общеобразовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Руководствуясь приведенными нормами права, а также оценивая в совокупности установленные судом обстоятельства, суд считает требование прокурора о возложении обязанности по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения на школу и об обязании администрации обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения подлежащим удовлетворению, поскольку территория школы в дневное время является общедоступной, отсутствие системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в школу посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, в ней пребывающих, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, учащихся и работников школы, в том числе, на охрану жизни и здоровья.

Система видеонаблюдения в соответствии со сводом правил является одним из средств, обеспечивающих безопасность в школах, для обеспечения надлежащего контроля за обстановкой ее установка необходима, ведь ответчики с учетом посещаемости образовательного учреждения обязаны обеспечить безопасность обучающихся и работников учреждения. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности и установка данных систем не нарушает целостность и конструктивных особенностей зданий.

Принимая во внимание обстоятельства дела, исходя из характера возложенных на ответчиков обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, учитывая положения ФЗ от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", принимая во внимание положения ФЗ от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» суд не устанавливает срок предусмотренный ч. 2 ст. 206 ГПК РФ.

Доводы администрации о том, что прокурором при подаче иска применены не подлежащие применению нормативные акты не состоятельны, с учетом вышеприведенных норм действующего законодательства и поскольку администрация выполняет функции и полномочия собственника имущества школы.

На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Администрацию Кондопожского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Кондопоги Республики Карелия системой видеонаблюдения.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Кондопоги Республики Карелия со дня обеспечения финансирования оборудовать здание учреждения системой видеонаблюдения.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Кондопоги Республики Карелия в бюджет Кондопожского муниципального района Республики Карелия государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

М.А. Бахорина

Решение в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2016 года.

2-2361/2016 ~ М-2221/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кондопожского муниуципального района
Ответчики
Администрация Кондопожского муниципального района
МОУ СОШ № 1
Суд
Кондопожский городской суд Республики Карелия
Судья
Бахорина М.А.
Дело на странице суда
kondopozhsky--kar.sudrf.ru
30.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2016Передача материалов судье
02.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2016Судебное заседание
26.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2017Дело оформлено
18.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее